о признании незаконным отказа в назначении пенсии и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

             7 июля 2011 год.                 Касимовский городской суд Рязанской области в составе председательствующей судьи Панюшкиной Е.Ю., при секретаре Барковской М.В.,

с участием истицы Майоровой В.А.,

представителя ответчика - ГУ УПФР по Касимовскому району Уваровой Ю.П., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Майоровой Веры Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району «о признании незаконным отказа в назначении пенсии и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости»

УСТАНОВИЛ:

            Майорова В.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району о признании незаконным отказа в назначении льготной пенсии и возложении обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании иска указала, что более 25 лет (с учетом льготного исчисления стажа) осуществляла медицинскую деятельность в сельской местности, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Но решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия стажа работы, необходимого для назначения льготной пенсии. Ответчик отказал в зачислении в льготный стаж период работы в должности заведующей Д ФАП МЦРБ <адрес> и время нахождения на курсах повышения квалификации. Отказ в назначении пенсии считает неправомерным, поскольку весь период работы в непосредственно осуществляла медицинскую деятельность, которая проходила в сельской местности, поэтому имеет право на ее исчисление в льготном порядке. Курсы повышения квалификации проходились по направлению работодателя в обязательном порядке.

             В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала.

             Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Уварова Ю.П. судебном заседании иск считает не подлежащим удовлетворению.

             Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим     удовлетворению по следующим основаниям:

             В соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» «1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона следующим гражданам:

…20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации».

             В соответствии со ст. 19 указанного закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

             В судебном заседании установлено, что истица работала:

       с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Д ФАП МЦРБ <адрес>,

       с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Г-х детских ясель;

       с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестрой на 0,5 ставки кабинета ЭКГ Г-ой больницы <адрес>

       с ДД.ММ.ГГГГ по настоящие время медсестрой кабинета функциональной диагностики Г-ой больницы <адрес>.

             Указанные обстоятельства подтверждаются в судебном заседании копией трудовой книжки, копиями приказов о приеме на работу, увольнении, справками с места работы, уточняющими особый характер работы.

             В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. В назначении указанной пенсии решением от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано. Ответчик - ГУ УПФ по Касимовскому району засчитал истице в льготный стаж с учетом льготного исчисления 23 года 5 месяцев и 03 дня, отказав во включении в льготный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Д-м ФАП по причине отсутствия доказательств осуществления истицей лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Также отказано во включении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по мотиву невыполнения условий п. 4 Правил исчисления периодов работа, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - в связи с работой на 0,5 ставки. Также отказано во включении в льготный стаж периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

             На момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии действовал «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"», утвержденные постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года. В разделе «Наименование учреждений» указано «Больницы всех наименований». В разделе «Наименование должностей» указано «Средний медицинский персонал: главная медицинская сестра; заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), медицинская сестра; старшая медицинская сестра».

             Также в период работы истицы действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». В соответствии с указанным Перечнем в разделе «учреждений и организаций» указаны «Больничные учреждения всех типов и наименований, детские ясли» «фельдшерские и фельдшерско - акушерские     пункты». В соответствии с п. 3 и 4 указанного Положения «В стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:… работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организацияхздравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию». Указанное постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 действовало на территории России до 1 октября 1993 года.

             На основании указанного выше постановлений суд находит, что из стажа работы истца ответчиком необоснованно исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Д-м фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП) М-й ЦРБ. Суд находит установленным в судебном заседании факт выполнения истицей работы фельдшера в период работы в должности заведующей Д-м ФАП следующими доказательствами: из сохранившегося тарификационного списка за ДД.ММ.ГГГГ года, а так же архивной справки архивного отдела <адрес> от ДД.ММ.ГГГГусматривается, что согласно в тарификационном списке за ДД.ММ.ГГГГ год и по расчетам расходов по оплате бесплатно предоставляемых работникам квартир Майорова (на тот момент С) В.В. значится, как фельдшер. Из указанного тарификационного списка усматривается, что штат Д-го ФАП на ДД.ММ.ГГГГ г. состоял из 1,5 ед., из них 1 единица - средний медперсонал - заведующий-фельдшер и 0,5 - младший (санитарка). Иные тарификационные списки в М-й ЦРБ, архиве <адрес> и архивах <адрес> сельского округа (в который входит Д-е сельское поселение) отсутствуют. Доказательств того, что в штате Д-е ФАП имелся в указный период также освобожденный от лечебной деятельности руководитель в судебное заседание не представлено. Истица показала в судебном заседании, что в ФАП весь период ее работы работали два человека - она, как фельдшер, и санитарка на 0,5 ставки. Всю лечебную деятельность в качестве фельдшера осуществляла в указанный период непосредственно истица. Данное обстоятельство также подтверждено справкой, уточняющей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью М-й ЦРБ (л.д. 23)

             

             Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, действовавшим с 1 ноября 1999 г. до вступления в действие Постановления Правительства РФ № 781, также был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с данным Списком также предусмотрены наименования указанных выше должностей и учреждений.

             Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.

             В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 № 634, от 23.07.1993 № 701, от 22.09.1993 № 953), действовавшим до 01.11.1999, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

             Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

             Учитывая, что п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

             Поэтому суд находит, что период работы истицы в должности заведующей Д ФАП МЦРБ должен быть исчислен в льготном порядке и составить <данные изъяты>. Данный период должен быть включен в льготный стаж.

             Суд находит необоснованным отказ ответчика включить в льготный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего <данные изъяты>) по следующим основаниями:

             В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

             Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

             Из материалов дела (приказов, свидетельств о повышении квалификации) усматривается, что в указанные периоды Майорова В.А. находилась на курсах повышения квалификации по направлению работодателя. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которого работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Данные периоды суд находит подлежащим включению в льготный стаж. Доказательств того, что истица направлялась работодателем в командировки на курсы повышения квалификации в иные указанные в иске периоды, ею в судебное заседание не представлено.

             Исключение из периодов работы времени нахождения в административных отпусках истица не оспаривает.

             Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ стаж ее работы в сельской местности в должностях, дающих право на досрочную пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью с учетом льготного исчисления составил <данные изъяты>, весь период ее работы проходил в сельской местности, поэтому право на указанную пенсию у нее имелось. Поэтому суд находит возможным удовлетворить требование истицы о назначении ей льготной пенсии с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

             Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

             Иск Майоровой Веры Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району «о признании незаконным отказа в назначении пенсии и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости» удовлетворить.

             Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда по Касимовскому району назначить Майоровой Вере Александровне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

             Решение в 10-дневный срок может быть обжаловано в Рязанский областной суд с подачей жалобы через Касимовский городской суд.

              .

                Судья: