Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2011 года г.Касимов
Касимовский городской суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Эктова А.С., при секретаре Тукмаковой М.Г.,
с участием истицы - Корначевой Л.В.,
представителя ответчика - Уваровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корначевой Л.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области «о признании незаконным отказа в назначении пенсии и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости»
У С Т А Н О В И Л:
Корначева Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. В назначении указанной пенсии ей было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ № по причине отсутствия необходимого стажа, т.к. ответчик не включил в ее педагогический стаж работу в качестве воспитателя детского комбината в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, педагога-психолога средней школы № <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, педагога-психолога в К. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Отказ ответчика в назначении пенсии считает незаконным.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда по Касимовскому району Уварова Ю.П. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что истица не имеет стажа педагогической деятельности необходимого для получения льготной пенсии, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не предусмотрены такие учреждения как «Детские комбинаты» и «Коррекционно-педагогические центры». Период работы в должности педагога-психолога в средней школе № <адрес> также не подлежит включению в льготный стаж, т.к. в соответствии с пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы только в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп.19 п.1 и п.2 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правила исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно записям в трудовой книжке, истица работала:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в ясли-сада № <адрес> <адрес>;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского комбината № <адрес>
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога средней школы № <адрес>;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога К.
с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности педагога-психолога в Ц..
В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Корначева Л.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области отказало Корначевой Л.В. в назначении пенсии, мотивировав отказ тем, что «Детские комбинаты» и «Коррекционно-педагогические центры» не поименованы Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Период работы в должности педагога-психолога в средней школе № <адрес> также не был включен в льготный стаж, т.к. в соответствии с пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы только в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания. Остальные периоды работы Корначевой Л.В. в течение 15 лет 03 мес. 27 дн. ответчик включил в льготный стаж за исключением прочих отвлечений от основной работы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, педагогическая деятельность в детских садах всех наименований дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании установлено, что детское учреждение (детский комбинат №) в котором работала истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлось структурным подразделением Д. В дальнейшем, на основании решения Рязанского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Совета директоров АО «Ф.» от ДД.ММ.ГГГГ, совместного решения комитета по управлению муниципальным имуществом и Управлением образования № от ДД.ММ.ГГГГ имущественный комплекс детского сада № был сдан с баланса АО «Ф.» и передан в муниципальную собственность и на баланс управления образования администрации <адрес> по Акту приема-передачи (л.д.56-57). Сотрудники детского комбината №, в том числе и Корначева Л.В., согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ № были приняты в порядке перевода с ДД.ММ.ГГГГ в ясли-сад №№ <адрес>. Таким образом, суд находит установленным в судебном заседании, что наименование действующего детского сада МДОУ «Детский сад №» неоднократно менялось, ранее он назывался детский комбинат №, затем ясли-сад №, а в настоящее время МДОУ «Детский сад №», однако характер деятельности данного детского дошкольного учреждения за весь период его работы соответствует характеру деятельности детского сада, основным направлением работы которого является воспитание детей. Суд принимает во внимание, что наименование детского сада - детский комбинат было принято в обиходе.
Таким образом, отказ ответчика во включении истице периода работы в должности воспитателя в детском комбинате № по мотиву того, что наименование «детский комбинат» не значилось в указанном выше Списке в разделе «Наименование учреждений», является незаконным и нарушающим права истицы.
Вместе с тем, из периода работы истицы в детском комбинате № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит исключению период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку законодательство РФ предусматривало возможность включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ (ст.167 КЗоТ РСФСР).
Доводы представителя ответчика о том, что за период работы истицы в детском комбинате № имеются учебные отпуска, которые не могут быть включены в льготный стаж, суд не может принять во внимание. В соответствии со ст.196 КЗоТ РСФСР работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы. Ежегодные оплачиваемые отпуска указанным работникам по их желанию предоставляются в любое время года. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата (ст.198 КЗоТ РСФСР). В действующем в настоящее время ТК РФ данные гарантии предусмотрены ст.173. Как установлено в судебном заседании, истица в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год обучалась в <адрес> ордена Знака Почета государственном институте им.Е. по специальности педагогика и психология (дошкольная). Решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Корначевой Л.В. присвоена квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию. Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. В период обучения Корначевой Л.В. работодателем ежегодно (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для сдачи экзаменационных сессий. В силу указанных выше норм материального права периоды нахождения Корначевой Л.В. в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы.
Таким образом, за период работы истицы воспитателем в детском комбинате № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включению в льготный стаж для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической пенсии подлежит период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ
Рассматривая спорный период работы истицы в должности педагога-психолога средней школы № <адрес> суд исходит из следующего.
В соответствии с п.11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы только в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания.
По смыслу указанного пункта Правил, работа в должности педагога-психолога может включаться в специальный стаж лишь при выполнении истицей работы в должности педагога-психолога в учреждениях, указанных в данном пункте Правил.
Поскольку истица выполняла работу педагога-психолога в средней школе, ее требования в части возложения на ответчика обязанности включить период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога средней школы № <адрес>, удовлетворению не подлежат.
Доводы истицы о том, что должность педагога-психолога включена в п.1 раздела «Наименование должностей» вышеназванного Списка, учреждение - общеобразовательная школа, в котором истица работала в спорный период, включена в п.1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, не могут быть приняты во внимание, поскольку пункт 11 Правил не содержит указания на общеобразовательную школу, в которой работала истица, как на учреждение, работа в котором дает основание для назначения досрочной трудовой пенсии.
Разрешая требования истицы о включении в льготный стаж периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога в К. суд находит их также не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что вышеуказанными Списками данное учреждение не поименовано.
Доводы истицы о том, что ее работа в К. и в Ц. носила идентичный характер, не может служить основанием к удовлетворению требований в данной части, т.к. право на включение периодов работы в льготный стаж, на основании вышеприведенных норм права, поставлено в зависимость от выполнения обязанностей педагога-психолога в конкретном виде учреждения. Поскольку истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности педагога-психолога в К., а указанное учреждение не содержится в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в данной части требования удовлетворению не подлежат. Кроме того, из анализа текста имеющихся в материалах дела уставов К. и Ц. усматривается, что указанные учреждения имели разную структуру, цели и задачи, основные направления и организацию деятельности.
На основании изложенного, требования Корначевой Л.В. подлежат удовлетворению частично. В льготный стаж истице полежит включению период работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском комбинате № Д.. Иные спорные периоды ее работы не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
С учетом того, что ответчиком не оспаривался льготный стаж истицы в течение 15 лет 03 мес. 27 дн. и судом требования о включении периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены, общий стаж Корначевой Л.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, на момент подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) составит 23 года 10 мес. 08 дн., чего недостаточно для назначения пенсии, поэтому в удовлетворении требования о возложении обязанности на ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости, также надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Корначевой Л.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области «о признании незаконным отказа в назначении пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии» удовлетворить частично.
Признать за Корначевой Л.В. период работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском комбинате № Д. подлежащим включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
В остальной части иска отказать.
Решение в 10-дневный срок может быть обжаловано в Рязанский областной суд с подачей кассационной жалобы через Касимовский городской суд.
Судья А.С.Эктов