бездеиствие администрации района признаны незаконными



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Каширское 01 апреля 2011 года

Каширский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Шиянова В.Н.

при секретаре Ашмариной Д.В.

с участием помощника прокурора Каширского района Воронежской области

Дмитриева И.А.

заинтересованных лиц: ФИО3 области - ФИО3; ФИО4 области - ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании бездействия ФИО9 области незаконным и возложении на ФИО9 области обязанности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ФИО9 области обратился в суд с заявлением, в содержании которого указал следующее. В ходе прокурорской проверки было установлено, что на территории <адрес> действуют три дошкольных образовательных учреждения: <адрес> вмещающий <данные изъяты> детей; <адрес> вмещающий <данные изъяты> детей; <адрес>», вмещающий <данные изъяты> детей. Согласно областной программы «Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009-2012 годы» запланировано за счёт средств бюджетов различных уровней строительство к 2013 году нового детского образовательного учреждения с его расположением в п. <адрес>, рассчитанного на <данные изъяты> мест, а также к 2012 году - капитальный ремонт помещения дошкольного образовательного учреждения, расположенного в <адрес>, рассчитанного на <данные изъяты> мест. Поскольку строительство и ремонт дошкольных учреждений не обеспечит всех детей, стоящих в очереди местами в дошкольных учреждениях, т.к. по состоянию на 11.03.2011 года очередь детей на посещение дошкольных образовательных учреждений уже составляет <данные изъяты>) детей, прокурор просил суд обязать администрацию устранить выявленные нарушения законодательства и запланировать в бюджете муниципального образования расходы на открытие дополнительных муниципальных дошкольных учреждений.

В судебном разбирательстве прокурор заявленные требования поддержал, просил признать бездействие ФИО9 области, выражающееся в непринятии действенных мер по реализации прав несовершеннолетних на доступное бесплатное дошкольное образование, влекущее нарушение их конституционных прав незаконным, обязать ФИО9 области на предстоящей сессии Совета народных депутатов запланировать в бюджете муниципального образования расходы на открытие на территории муниципального образования дополнительных муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию прав несовершеннолетних на доступное и бесплатное дошкольное образование. Пояснил, что согласно постановления Воронежской областной Думы от 30.09.2008 года «Об областной целевой программе «Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009-2012 годы», <адрес> - один из районов, где наиболее низкий показатель уровня обеспеченности местами дошкольных образовательных учреждений на территории области.

Руководитель отдела образования ФИО9 области ФИО3 суду пояснил, что требования прокурора справедливые. Полного бездействия ФИО9 области нет. В программе запланировано два детских сада, произведен сметный расчёт, однако количество детей увеличивается. В настоящее время возник вопрос, в каком детском саду больше потребностей в <адрес> или в <адрес>. Есть трудность в финансировании.

Представитель ФИО9 области ФИО4 суду пояснила, что с требованиями согласна, решение оставляет на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно с.3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Из п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре» следует, что прокурор вправе обратиться с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении №4-П от 14.02.2002 года, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует, как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

По настоящему делу прокурор выступает представителем неопределенного круга лиц в силу закона.

Как следует из ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств законности бездействия органов местного самоуправления, возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемое бездействие.

Представители от заинтересованного лица по существу согласились с требованиями прокурора, пояснили, что считают их справедливыми.

Согласно ст. 246 ГПК РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26.1 ГПК РФ и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.31 «Об образовании», п.11 ч.1 ст.9 Устава <адрес>, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ

«О некоммерческих организациях», ст.51 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе, относится и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, и создание муниципальных образовательных учреждений.

Отсутствие достаточного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях <адрес>, а также и самих таких учреждений, влечёт нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации прав гражданина. Непринятие действенных мер по реализации закрепленного права на бесплатное дошкольное образование свидетельствует о ненадлежащем выполнении возложенных на органы местного самоуправления указанных выше обязанностей. Учитывая, что представителями от заинтересованного лица не представлено доказательств, опровергающих требования прокурора, суд приходит к мнению об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

По настоящему делу судебные расходы состоят из государственной пошлины (ст. 103 ГПК РФ, госпошлина взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета в размере пропорциональном удовлетворенным исковым требованиям. По настоящему делу судебные расходы в виде государственной пошлины взыскиваются с органа местного самоуправления, чьё бездействие признано судом незаконным, т.е. с ФИО9 области в размере <данные изъяты> рублей (ст. 333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 255, 258, ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором <адрес> требования о признании бездействия ФИО9 муниципального района, выражающееся в непринятии действенных мер по реализации прав несовершеннолетних на доступное бесплатное дошкольное образование, влекущее нарушение их конституционных прав незаконным, обязать ФИО9 области запланировать в бюджете муниципального образования расходы на открытие на территории муниципального образования дополнительных муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию прав несовершеннолетних на доступное и бесплатное дошкольное образование - удовлетворить в полном объёме.

Обязать ФИО9 области на предстоящей сессии Совета народных депутатов <адрес> муниципального района <адрес> запланировать в бюджете муниципального образования расходы на открытие на территории муниципального образования дополнительных муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию прав несовершеннолетних на доступное и бесплатное дошкольное образование.

Бездействие ФИО9 области, выразившееся в непринятии действенных мер по реализации прав несовершеннолетних на доступное бесплатное дошкольное образование, влекущее нарушение их конституционных прав - признать незаконным.

Взыскать в доход федерального бюджета с ФИО9 области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Главе ФИО9 области в месячный срок со дня, когда решение суда должно быть исполнено, сообщить в суд и прокурору ФИО9 области об исполнении принятого настоящего решения. В случае неисполнения решения без уважительных причин, суд принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя меры, предусмотренные федеральным законом.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Воронежский областной суд путём подачи кассационной жалобы через Каширский районный суд Воронежской области в течение 10 (десяти) дней со дня его принятия.

Председательствующий судья В.Н. Шиянов