исковые требования о понуждении к совершению действий удовлетворены



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Каширское 05 мая 2011г.

Каширский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Шушлебиной Н.Н.

при секретаре Жуковой М.И.

с участием помощника прокурора Каширского района Дмитриева И.А.

представителей ФИО7.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО7 области о понуждении к совершению действий

установил:

Прокурор Каширского района Воронежской области обратился в суд с иском к ФИО7 области о понуждении к совершению действий, указав, что на территории ФИО7 в <данные изъяты> км восточнее <адрес> расположено гидротехническое сооружение пруда на балке <данные изъяты> которое в настоящее время является бесхозным. Органом местного самоуправления мер по принятию ГТС в муниципальную собственность и обеспечению его безопасности до настоящего времени не принято, что нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, принадлежащего им имущества. На основании ст.225 ГК РФ и ст.14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурор просил суд обязать ФИО7 принять в муниципальную собственность указанное сооружение.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО13 области.

В судебном заседании прокурор уточнил свои требования, просил обязать ФИО13 района обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - указанного гидротехнического сооружения, с приложением установленных законодательством документов.

Прокурор Дмитриев И.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, подтвердив изложенные обстоятельства.

Представитель ответчика ФИО7., возражая против иска, указал, что пруд, на котором находится ГТС, расположен на территории двух поселений: <адрес>, в связи с чем является собственностью <адрес> муниципального района. Содержать в исправном состоянии ГТС, расположенное на этом водном объекте, должна администрация муниципального района.

Представитель ответчика ФИО13 исковые требования не признала, сославшись на то, что земельный участок, на котором находится пруд, не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие расположение пруда на территории двух поселений. Гидротехническое сооружение пруда на балке «<адрес> расположенное на территории <адрес> поселения, не имеет собственника, поэтому с заявлением о постановке его на учет в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного должен обратиться орган местного самоуправления, в данном случае ФИО7 поселения, поскольку к вопросам местного значения поселения ст.14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд находит уточненные требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.3 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В силу ст.9 того же закона, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и т.д. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

На территории ФИО13 имеется гидротехническое сооружение пруда на балке «Красная», расположенное в <данные изъяты> км восточнее <адрес>. (л.д.9-11).

Собственник данного гидротехнического сооружения не известен, документы, подтверждающие право собственности какого-либо лица на данный объект отсутствуют.

В соответствии с сообщением Государственного регистратора Управления Росреестра по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащем информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, расположенные на территории <адрес>, информация о правах на указанное гидротехническое сооружение отсутствуют. (л.д.48).

По сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, указанное гидротехническое сооружение не значится в реестре федерального имущества. (л.д.42).

В государственном водном реестре сведения о собственниках спорного ГТС отсутствуют, о чем свидетельствует информация отдела водных ресурсов по <адрес> бассейнового водного управления. (л.д.43).

Таким образом, суд не располагает сведениями о том, кто является собственником гидротехнического сооружения пруда на балке <адрес> расположенного в <данные изъяты> восточнее <адрес>.

На основании ст.225 п.1 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п.3 указанной статьи, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу данной правовой нормы, у суда имеются основания для признания гидротехнического сооружения пруда на балке <адрес> расположенного в <данные изъяты> восточнее <адрес>, бесхозяйным.

В соответствии со ст.39 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006г. №74-ФЗ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно ст.7 Федерального закона РФ от 03.06.2006г. №73-ФЗ «О введении в действие водного кодекса Российской Федерации», земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

Из представленных суду карт видно, что пруд, на котором имеется спорное гидротехническое сооружение, находится в границах земельного участка, расположенного на территории двух поселений: <адрес>. (л.д.27, 28). При таких обстоятельствах собственником данного земельного участка является ФИО13 области.

До настоящего времени ФИО13 области мер к обращению в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке вышеуказанного ГТС на учет в качестве бесхозяйного не принято, что не позволяет обеспечить надлежащий контроль за безопасностью гидротехнического сооружения и создает угрозу жизни и здоровью людей.

В соответствии со ст.15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, и т.д.

Учитывая положения ст.225 ГК РФ и ст.15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статус данного ГТС как бесхозяйного, суд считает необходимым ФИО13 области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения пруда на балке <адрес> расположенного в <данные изъяты> км восточнее <адрес>, с приложением установленных законодательством документов.

Доводы представителя ФИО13 района об отсутствии кадастрового учета земельного участка, в границах которого расположен пруд, имеющий спорное гидротехническое сооружение, суд не может принять во внимание, поскольку оформление всех необходимых документов для постановки ГТС на учет как бесхозяйного, в том числе и кадастрового паспорта, является обязанностью данного ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ФИО13 области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения пруда на балке <адрес> расположенного в <данные изъяты> км восточнее <адрес>, с приложением установленных законодательством документов.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья Н.Н.Шушлебина