исковые требования о возложении обязанности об устранении допущенных нарушений удовлетворены



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        с. Каширское                                                                    23 декабря 2010 года

Каширский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Шиянова В.Н.

при секретаре Готовцевой О.В.

с участием помощника прокурора Каширского района Воронежской области

Дмитриева И.А.

главы администрации <адрес> ФИО3

       рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Каширского района Воронежской области о возложении обязанности на администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каширского района Воронежской области обратился в суд с заявлением, в содержании которого указал следующее. В ходе прокурорской проверки было установлено, что здание администрации <адрес> не соответствует требованиям пожарной безопасности, законодательству о противодействии терроризму. В целях профилактики чрезвычайных ситуаций, прокурор просил суд обязать администрацию устранить выявленные нарушения законодательства.

Представитель от администрации <адрес> в судебное разбирательство не явился, администрация извещена ДД.ММ.ГГГГ.

Начальник отдела государственного пожарного надзора в <адрес> в судебное разбирательство не явился, отдел государственного пожарного надзора извещен ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном разбирательстве помощник прокурора Каширского района Воронежской области пояснил, что в ноябре ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой в здании администрации <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, поселок <адрес> была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, а также законодательства о противодействии терроризму. По итогам проверки было выявлено следующее: здание не обеспечено первичными средствами пожаротушения(нарушение п. 108 ППБ 01-03); здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (нарушение п. 14 НПБ 110-03); здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение п. 5.1, табл.2 НПБ 104-03); в коридоре и в кабинете главы поселения на окнах установлены глухие металлические решётки (нарушение п. 40 ППБ 01-03); не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака (нарушение п.1.8 СНиП 2.01.02-85*); здание не обеспечено вторым эвакуационным выходом (нарушение п.6.13* СНиП 21-01-97*); не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования (нарушение прил.1 п.26 ПЭЭП); дверь чердачного помещения не закрыта на замок (нарушение п.44 ППБ 01-03); здание не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (нарушение п.2.11 СНиП 2.04.02-84); отделка потолка на пути эвакуации (в тамбуре) выполнена горючими материалами (нарушение п.53 ППБ 01-03); здание не оборудовано молниезащитой (нарушение СО 153-34.21.122-2003); соединения, ответвления и оконцевания жил электропроводов (кабелей) во всех имеющихся зданиях, помещениях и наружных установках выполнить при помощи сварки, пайки, опрессовки или болтовых (винтовых) сжимов (нарушение п.2.1.21 ПУЭ); руководитель не обучен пожарно-техническому минимуму (нарушение ст.36 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций).

Все указанные нарушения требований пожарной безопасности, как указывает прокурор, противоречат действующему в Российской Федерации законодательству, в том числе, ФЗ «О пожарной безопасности», Приказу МЧС РФ №313 от 18.06.2003 года «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В соответствии же со ст.1 ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей. В связи с изложенным, прокурор просил обязать администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Глава администрации <адрес> суду пояснил, что перечисленные прокурором нарушения пожарной безопасности имеют место, в настоящее время принимаются меры для их устранения, однако оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации, как предусматривает п. 14 НПБ 110-03; системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, как следует из п. 5.1, табл.2 НПБ 104-03; установить в коридоре и в кабинете главы поселения на окнах не глухие металлические решётки (п. 40 ППБ 01-03); обеспечить здание вторым эвакуационным выходом (п.6.13* СНиП 21-01-97*) в краткосрочный период времени объективно невозможно, в связи с чем просил установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

      Выслушав участвующих в судебном разбирательстве лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 257 ГПК РФ, заявление рассматривается судом с участием руководителя или представителя органа местного самоуправления, бездействие которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

        Согласно с.3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Из п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре» следует, что прокурор вправе обратиться с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении №4-П от 14.02.2002 года, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует, как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

По настоящему делу прокурор выступает представителем неопределенного круга лиц в силу закона.

Как следует из ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств законности бездействия органов местного самоуправления, возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемое бездействие.

Каких-либо возражений, подтверждающих законность бездействия, на поданное заявление прокурора от главы администрации <адрес> в суд не поступило.

Органы местного самоуправления входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и наделены соответствующими полномочиями по решению вопросов по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 4 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Согласно пунктам 3,7,19.1, 21 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относятся: владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом, под чрезвычайными ситуациями понимается обстановка на определенной территории, в том числе, и в результате аварии, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей (ст.1 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Помимо указанных вопросов местного значения, одним из направлений деятельности органов местного самоуправления также является: предупреждение терроризма, выявление условий и причин, способствующих совершению террористических актов (ст.3 ФЗ «О противодействии терроризму»).

Муниципальное имущество (здания, сооружения, строения, транспортные средства, оборудования, агрегаты, изделия, технологические установки) рассматривается законодателем, как объект защиты (ст.2 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности, т.е. состояния защищенности личности, имущества, общества и государства, законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности - есть их нарушение (ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности»).

Вместе с этим, сведения о пожарной безопасности населения относятся к информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и именно на органах местного самоуправления и администрации организаций лежит обязанность по информированию населения не только о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, но и о приёмах, и способах защиты населения от них (ст.6 ФЗ «О защите населения и населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Согласно ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», во взаимосвязи со ст.7, 11 ФЗ «О защите населения и населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. За счёт средств местных бюджетов осуществляется и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Соблюдение норм пожарной безопасности, содержащихся в принятых законах, национальных стандартах, сводах и правилах - является предупредительной мерой, направленной на максимально возможное уменьшение возникновения риска чрезвычайной ситуации, при этом суд принимает во внимание, что решение суда должно быть исполнимо, а для устранения перечисленных прокурором нарушений требований пожарной безопасности администрации муниципального района необходимы и денежные средства, и определенный период времени, в связи с чем суд полагает, что указанные нарушения требований пожарной безопасности необходимо устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая изложенное выше в совокупности, положения статей 8,12 ГК РФ, о том, что гражданские обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и что по настоящему делу возложение обязанности на орган местного самоуправления - администрацию <адрес> устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности является не только превентивной мерой по профилактике возникновения пожароопасной ситуации на муниципальном и региональном уровнях, но и мерой по устранению возможных условий и причин, способствующих совершению террористических актов, т.е. в общегосударственном смысле, а также мерой обеспечения безопасности для здоровья и жизни работников самой администрации и неопределенного круга физических лиц, находящихся постоянно, временно или пребывающих в здание сельской администрации, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурором Каширского района Воронежской области в полном объёме.

По настоящему делу судебные расходы состоят из государственной пошлины (ст. 103 ГПК РФ, госпошлина взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета в размере пропорциональном удовлетворенным исковым требованиям. По настоящему делу судебные расходы в виде государственной пошлины взыскиваются с органа местного самоуправления, чьё бездействие признано судом незаконным, т.е. с администрации <адрес> в размере <данные изъяты> рублей (ст. 333.19 НК РФ).

         Руководствуясь ст.ст. 194-198, 255, 258, ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Каширского района Воронежской области требования о возложении обязанности на <адрес> <адрес>устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности - удовлетворить в полном объёме.

Обязать администрацию <адрес> <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в здании администрации <адрес> <адрес> по адресу: <адрес>, посёлок <адрес>, а именно: обеспечить здание первичными средствами пожаротушения;оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации; системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; установить в коридоре и в кабинете главы поселения на окнах не глухие металлические решётки; провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердака; обеспечить здание вторым эвакуационным выходом; провести замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования; дверь чердачного помещения закрыть на замок; здание обеспечить наружным противопожарным водоснабжением; выполнить отделку потолка на пути эвакуации (в тамбуре) не горючими материалами; здание оборудовать молниезащитой; соединения, ответвления и оконцевания жил электропроводов (кабелей) во всех имеющихся зданиях, помещениях и наружных установках выполнить при помощи сварки, пайки, опрессовки или болтовых (винтовых) сжимов; руководителю администрации обучиться пожарно-техническому минимуму.

Бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не соблюдении указанных выше требований пожарной безопасности - признать незаконным.

Взыскать в доход федерального бюджета с администрации <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Главе администрации <адрес> в месячный срок со дня, когда решение суда должно быть исполнено, сообщить в суд и прокурору Каширского муниципального района Воронежской области об исполнении принятого настоящего решения. В случае неисполнения решения без уважительных причин, суд принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя меры, предусмотренные федеральным законом.

      Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Воронежский областной суд путём подачи кассационной жалобы через Каширский районный суд Воронежской области в течение 10 (десяти) дней со дня его принятия.

                Председательствующий судья                                 В.Н. Шиянов