исковые требования о возложении обязанности устранения допущенных нарушений удовлетворены



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        с. Каширское                                                                    23 декабря 2010 года

Каширский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Шиянова В.Н.

при секретаре Готовцевой О.В.

с участием помощника прокурора Каширского района Воронежской области

Дмитриева И.А.

начальника отдела образования <адрес> - ФИО4

директора <адрес> - ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Каширского района Воронежской области о возложении обязанности на <адрес> устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каширского района Воронежской области обратился в суд с заявлением, в содержании которого указал следующее. В ходе прокурорской проверки было установлено, что здание <адрес> не соответствует требованиям пожарной безопасности, законодательству о противодействии терроризму. В целях профилактики чрезвычайных ситуаций, прокурор просил суд обязать администрацию устранить выявленные нарушения законодательства.

Представитель от администрации <адрес> в судебное разбирательство не явился, администрация извещена ДД.ММ.ГГГГ.

Начальник отдела государственного пожарного надзора в <адрес> области в судебное разбирательство не явился, отдел государственного пожарного надзора извещен ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном разбирательстве помощник прокурора <адрес> пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой в <адрес> расположенного в <адрес> была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, а также законодательства о противодействии терроризму. По итогам проверки было выявлено следующее. В здании школы: в кабинете информатики распределительная коробка не закрыта крышкой (п.57 ППБ 01-03); своевременно не перезаряжен огнетушитель ОП-5. В здании школы: <данные изъяты> предусмотренный проектом (п.7.1.55 ПУЭ).

Все указанные нарушения требований пожарной безопасности, как указывает прокурор, противоречат действующему в Российской Федерации законодательству, в том числе, ФЗ «О пожарной безопасности», Приказу МЧС РФ №313 от 18.06.2003 года «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В соответствии же со ст.1 ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей. В связи с изложенным, прокурор просил обязать руководителя <адрес> устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Директор <адрес> ФИО3 суду пояснила, что перечисленные нарушения требований пожарной безопасности частично устранены. Школа входит в систему образования и является получателем денежных средств из местного бюджета, в связи с чем самостоятельно, т.е. силами школы, устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности невозможно.

Начальник отдела образования администрации <адрес> - ФИО4 суду пояснил, что перечисленные нарушения требований пожарной безопасности частично устранены.

Так, в здании огнетушитель ОП-5 перезаряжен, установлена крышка на распределительной коробке в кабинете информатике, т.е. нарушения по зданию полностью устранены. Нарушения в части несоответствия каркаса подвесного потолка в коридоре школы здания , выполненных из ненадлежащего материала не соответствует действительности, т.к. негорючесть потолка подтверждает акт освидетельствования скрытых работ о допустимости данных строений к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ. Шлейфы пожарной сигнализации в вестибюле и коридоре школы и провода пожарной сигнализации демонтированы и размещены согласно предписания отделения ГПН по <адрес>.

Что касается нарушений, выявленных по зданию , то в части обеспечения проезда пожарных машин вдоль фасада школы является необоснованным, чтобы сделать проезды с твердым покрытием к зданию вдоль фасадов данного здания, имеющих выходы наружу на расстоянии от стен здания до края проезда 5-8 м нужны большие денежные вложения. По этому поводу была составлена смета, которая направлена в Департамент образования и молодежной политики <адрес>, размер вложений составляет 900 000 (девятьсот тысяч) рублей. Кроме того, вдоль всего фасада здания выращен густой травяной покров, что укрепляет почву и способствует беспрепятственный доступ пожарных машин и других средств пожаротушения к зданию . Реконструкция чердака здания требует также огромных финансовых затрат, т.к. чтобы увеличить высоту прохода в чердаке вдоль всего здания надо демонтировать крышу, затем её вновь восстановить. На безопасность учащихся и работников школы высота прохода в чердаке не влияет. Светильник над дверным проемом второго эвакуационного выхода подключен. В настоящее время руководством МОУ «Колодезянская средняя образовательная школа» осуществляются дополнительные противопожарные мероприятия: смонтирована молниезащита зданий ,№2, ; заменена электропроводка в здании ; выполнен ремонт пожарной сигнализации в здании ; проведена ежегодная обработка чердаков всех зданий огнезащитным составом; имеется договор на обслуживание пожарной сигнализации; в раздаточной заменена электропроводка и сигнализация, сделано заземление и молниезащита; в компьютерном классе заменена электропроводка; срезаны трубы отопления в коридорах здания и , которые мешали эвакуации. В связи с изложенным, начальник отдела образования в удовлетворении требований, заявленных прокурором, просил отказать.

Помощник прокурора <адрес> выразил своё частичное несогласие с представленными возражениями. Считает, что нарушения пожарной безопасности в здании , а именно: отсутствие проездов с твёрдым покрытием к зданию и вдоль фасадов данного здания, имеющих выходы наружу, на расстоянии от стен здания до края проезда 5-8м; отсутствие вдоль фасада здания, не имеющего выходов, полосы шириной 6м., пригодной для проезда пожарных машин с учётом допустимой нагрузки на покрытие или грунт противоречат требованиям, указанным в приложении п.2* СНиП 2.07.01-89. А высота прохода в чердаке вдоль всего здания менее 1,6 м в свету является нарушением пункта 8.5 СНиП 21-01-97. Данные нормы и правила подлежат неукоснительному соблюдению и исполнению на территории Российской Федерации, отсутствие денежных средств не является законным основанием для освобождения от соблюдения норм пожарной безопасности. Учитывая, что кроме указанных выше, нарушения требований пожарной безопасности устранены, просил установить срок для устранения еще невыполненных предписаний до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав участвующих в судебном разбирательстве лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 257 ГПК РФ, заявление рассматривается судом с участием руководителя или представителя органа местного самоуправления, бездействие которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

        Согласно с.3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Из п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре» следует, что прокурор вправе обратиться с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении №4-П от 14.02.2002 года, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует, как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

По настоящему делу прокурор выступает представителем неопределенного круга лиц в силу закона.

Как следует из ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств законности бездействия органов местного самоуправления, возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемое бездействие.

Согласно п.4 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения относятся, в том числе, и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий.

Органы местного самоуправления входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и наделены соответствующими полномочиями по решению вопросов по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 4 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Согласно пунктам 3,7,19.1, 21 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения также относятся: владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом, под чрезвычайными ситуациями понимается обстановка на определенной территории, в том числе, и в результате аварии, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей (ст.1 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Помимо указанных вопросов местного значения, одним из направлений деятельности органов местного самоуправления также является: предупреждение терроризма, выявление условий и причин, способствующих совершению террористических актов (ст.3 ФЗ «О противодействии терроризму»).

Муниципальное имущество (здания, сооружения, строения, транспортные средства, оборудования, агрегаты, изделия, технологические установки) рассматривается законодателем, как объект защиты (ст.2 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности, т.е. состояния защищенности личности, имущества, общества и государства, законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности - есть их нарушение (ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности»).

Вместе с этим, сведения о пожарной безопасности населения относятся к информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и именно на органах местного самоуправления и администрации организаций лежит обязанность по информированию населения не только о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, но и о приёмах, и способах защиты населения от них (ст.6 ФЗ «О защите населения и населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Согласно ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», во взаимосвязи со ст.7, 11 ФЗ «О защите населения и населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. За счёт средств местных бюджетов осуществляется и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Соблюдение норм пожарной безопасности, содержащихся в принятых законах, национальных стандартах, сводах и правилах - является предупредительной мерой, направленной на максимально возможное уменьшение возникновения риска чрезвычайной ситуации, при этом суд принимает во внимание, что решение суда должно быть исполнимо, а для устранения перечисленных прокурором нарушений требований пожарной безопасности администрации муниципального района необходимы и денежные средства, и определенный период времени, связанный с отсутствием учебного процесса, в связи с чем суд полагает, что указанные нарушения требований пожарной безопасности необходимо устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая изложенное выше в совокупности, положения статей 8,12 ГК РФ, о том, что гражданские обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и что по настоящему делу возложение обязанности на орган местного самоуправления - администрацию <адрес> устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности является не только превентивной мерой по профилактике возникновения пожароопасной ситуации на муниципальном и региональном уровнях, но и мерой по устранению возможных условий и причин, способствующих совершению террористических актов, т.е. в общегосударственном смысле, а также мерой обеспечения безопасности для здоровья и жизни детей, подростков, обучающихся в учреждении среднего общего образования, работников самого учреждения и неопределенного круга физических лиц, находящихся постоянно, временно или пребывающих в здание школы, суд считает необходимым удовлетворить уточненные прокурором требования в полном объёме.

По настоящему делу судебные расходы состоят из государственной пошлины (ст. 103 ГПК РФ, госпошлина взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета в размере пропорциональном удовлетворенным исковым требованиям. По настоящему делу судебные расходы в виде государственной пошлины взыскиваются с органа местного самоуправления, чьё бездействие признано судом незаконным, т.е. с администрации <адрес> в размере <данные изъяты> рублей (ст. 333.19 НК РФ).

         Руководствуясь ст.ст. 194-198, 255, 258, ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора о возложении обязанности на администрацию <адрес>, МОУ <адрес> устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности - удовлетворить в полном объёме.

Обязать администрацию <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности здания <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить проезды с твёрдым покрытием к зданию МОУ <адрес> и вдоль фасадов данного здания, имеющих выходы наружу, на расстоянии от стен здания до края проезда 5 (пять) - 8 (восемь) метров. Вдоль фасада зданияМОУ <адрес>, не имеющего выходов, обеспечить полосу шириной 6 (шесть) метров, пригодную для проезда пожарных машин с учётом допустимой нагрузки на покрытие или грунт; обеспечить высоту прохода в чердаке вдоль всего здания не менее 1,6 метров в свету.

Руководителя МОУ <адрес> обязать обеспечить беспрепятственный допуск, необходимый для устранения вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности.

Бездействие администрации <адрес> выразившееся в не соблюдении указанных выше требований пожарной безопасности - признать незаконным.

Взыскать в доход федерального бюджета с администрации Каширского муниципального района Воронежской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Главе администрации <адрес> в месячный срок со дня, когда решение суда должно быть исполнено, сообщить в суд и прокурору Каширского муниципального района Воронежской области об исполнении принятого настоящего решения. В случае неисполнения решения без уважительных причин, суд принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя меры, предусмотренные федеральным законом.

      Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Воронежский областной суд путём подачи кассационной жалобы через Каширский районный суд Воронежской области в течение 10 (десяти) дней со дня его принятия.

                Председательствующий судья                                 В.Н. Шиянов