Исковые требования о включении в специальный стаж периода прохождения службы в рядах Советской Армии для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности - удовлетворены.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Каширское 12 января 2012 года

Каширский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего судьи Шиянова В.Н.

при секретаре ФИО3

с участием истца ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о включении в специальный стаж периода прохождения службы в рядах Советской Армии для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента его обращения за назначением такого вида пенсии

УСТАНОВИЛ:

Решением ГУ-УПРФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ №173 –ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», из-за отсутствия необходимого специального стажа – 25 (двадцать пять) лет.

По мнению комиссии, специальный стаж ФИО2 составляет на момент обращения в ГУ-УПРФ по <адрес><данные изъяты> года 25 дней. Правовых оснований для включения периода службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж ФИО2, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не имеется.

Считая, отказ ГУ-УПРФ по <адрес> не основанным на законе, ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> об обязывании ответчика включить в стаж педагогической деятельности период его службы в рядах Советской Армии, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему пенсию по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В содержании искового заявления истец указал следующее.

Период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежал зачету в стаж педагогической деятельности на основании подпункта «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет». Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года №2-П, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд в названном судебном акте постановил признать содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции РФ. Данная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм – не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 года пенсионных прав, в том числе, в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В судебном разбирательстве, истец обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил, свои требования поддержал, просил суд: обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> включить в стаж педагогической деятельности период его службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет со дня его обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика, в судебное разбирательство не явился, извещён, представил в суд письменные возражения.

Так, по мнению ответчика, решение Комиссии ГУ–УПРФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной пенсии ФИО2 по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» вынесено на законных основаниях. Специальный стаж истца составляет на момент обращения в ГУ-УПРФ по <адрес><данные изъяты> года 25 дней.

В период действия Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях» применялось Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В абзаце 3 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа было предусмотрено включение в стаж для назначения пенсии за выслугу лет периода службы в армии, работы в училищах, школах, пионерских лагерях и в детских домах в качестве штатных пионервожатых, если имелось 2/3 выслуги, т.е. педагогического стажа. Указанное постановление было отменено постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года №953 и не применялось с 01.10.1993 года. На 01.10.1993 года у истца 2/3 выслуги не имелось.

Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, возражения ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч.1 ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок расчёта специального трудового стажа для начисления пенсии по выслуге лет на льготных условиях не регулируется.

В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы.

Из ст.78 Закона СССР от 12.10.1967 "О всеобщей воинской обязанности", действующий в спорный период времени следует, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы, и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 указанного Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.

Истец рождён ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с записями в трудовой книжке истца, он до призыва в ряды Советской Армии работал по педагогической специальности, что ответчиком не опровергается. Более того, период работы истца до его призыва в ряды Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по педагогической специальности уже зачтён ответчиком в специальный стаж. Из записи трудовой книжки истца следует, что он в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на службе в рядах Советской Армии, т.е. в рядах Вооруженных Сил СССР.

ДД.ММ.ГГГГ (т.е. не позднее 3-месячного срока после увольнения в запас) истец вновь приступил к работе, связанной с педагогической деятельностью, а именно: был назначен учителем физкультуры в <данные изъяты> школу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения (Постановление Конституционного Суда РФ в от 29.01.2004 года №2-П; Определение Верховного Суда РФ от 09.07.2010 N 81-В10-4).

Кроме этого, нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения истцом службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

Согласно пункту 1 указанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения истца, т.е. ДД.ММ.ГГГГ в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Доводы ответчика о том, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты, по настоящему делу по состоянию на 01.10.1993 года, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Из изложенного следует, что доводы, изложенные в возражениях ответчика о том, что пенсионное законодательство не допускает зачёта периода прохождения истцом службы в Советской Армии в специальный стаж для назначения льготной пенсии, является ошибочным, основанными на субъективном толковании материальных норм права, в связи с чем исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о включении в специальный стаж периода прохождения службы в рядах Советской Армии для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента его обращения за назначением такого вида пенсии – удовлетворить в полном объёме.

Обязать ответчика – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> включить в специальный стаж период прохождения службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначить истцу - ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением им педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 (двадцати пяти) лет с момента его обращения в ГУ-УПРФ по <адрес> за назначением такого вида пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы через Каширский районный суд Воронежской области.

Председательствующий судья В.Н. Шиянов