решение о возмещении ущерба, причиненного преступлением



Дело № 2-59/11Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира

Каширский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Чутчева С.В.,

с участием истца Галиева В.Ж., представителя ответчика МВД РФ – Зорина А.Н., третьего лица Титова Р.В. и его представителя адвоката Селина В.Д.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании иск Галиева В. Ж. к министерству финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Московской области и министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного преступлением,

У С Т А Н О В И Л:

Галиев В.Ж. обратился в суд с указанным иском к ответчикам, и с учетом уточненных требований просит взыскать с министерства финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по <адрес> и министерства внутренних дел Российской Федерации материальный ущерб в сумме <данные изъяты> руб. и компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., ссылаясь на то, что приговором Каширского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Титов Р.В. признан виновным в совершении грабежа, то есть в открытом похищении <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ на участке 111 км автодороги «<данные изъяты>» в <адрес> в период выполнения должностных обязанностей старшего инспектора ДПС <данные изъяты> <адрес>, в совершении преступлений, предусмотренных ст. <данные изъяты> ч. <данные изъяты> п. «б» и ст. <данные изъяты> ч. <данные изъяты> УК РФ (л. д. 112-113).

Представитель ответчика - министерства внутренних дел Российской Федерации иск не признал, представил письменные возражения и просит в удовлетворении заявленных требований отказать, утверждая, что вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Требования о взыскании денежных средств с МВД России необоснованны, отсутствуют правовые основания для компенсации морального вреда. Галиевым В.Ж. не представлены доказательства, подтверждающие причинение ему моральных и нравственных страданий. Источником финансирования <данные изъяты> <адрес> являются средства федерального бюджета (л. д. 193-195).

Представитель ответчика - министерства финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по <адрес> просил рассмотреть дело в его отсутствие. Он иск не признал, просит в его удовлетворении отказать, и сообщил, что управление Федерального казначейства по <адрес> осуществляет кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы России и не может отвечать по обязательствам казны России, так как не является уполномоченным финансовым органом. Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком. В соответствии со ст. 158 ч. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации

и бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления. В соответствии с Перечнем главных Распорядителей (приложение № 5 к приказу Минфина РФ от 30.12.2009 г. № 150н) главным распорядителем является министерство внутренних дел Российской Федерации. Сумма иска не отвечает требованиям разумности и справедливости (л. д. 89, 190-191).

Третье лицо - Титов Р.В. возражает против удовлетворения иска, считает себя невиновным в похищении денежных средств у Галиева В.Ж., и истцом не представлено доказательств причинения ущерба (л. д. 196-200).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела и уголовного дела № по обвинению Титова Р.В., суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

Приговором Каширского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Титов Р.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. <данные изъяты> ч. <данные изъяты> п. «б» и ст. <данные изъяты> ч. <данные изъяты> УК РФ, по факту открытого похищения у Галиева В.Ж. <данные изъяты> евро ДД.ММ.ГГГГ при исполнении должностных обязанностей старшего инспектора ДПС <данные изъяты> <адрес> на участке 111 км автодороги «<данные изъяты>» в <адрес>. Исходя из курса ЦБ РФ на ДД.ММ.ГГГГ 1 евро – <данные изъяты> руб., материальный ущерб для Галиева В.Ж. составил в размере <данные изъяты> руб. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, приговор суда в части гражданского иска Галиева В.Ж. отменен с возвращением дела в этой части на новое рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства (л. д. 4-29).

Приговором суда установлена вина Титова Р.В. в причинении заявителю материального ущерба в сумме <данные изъяты> руб.

При рассмотрении спора суд учитывает положения ст. 1, 9 Закона РФ от 18. 04. 1991 г. "О милиции", Постановление Правительства РФ от 7. 12. 2000г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" (с последующими изменениями), доводы сторон и третьего лица, что Титов Р.В., занимая должность старшего инспектора ДПС <данные изъяты> <адрес>, являлся должностным лицом государственного органа исполнительной власти.

В силу ст. 40 Закона "О милиции" вред, причиненный гражданам сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствие со ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий должностных лиц государственных органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Анализ названных правовых норм позволяет сделать вывод, что вред возмещается за счет той казны, которая является основным источником финансирования должностного лица, совершившего незаконные действия.

Законом РФ от 18. 04. 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изменениями и дополнениями) установлено, что милиция в Российской Федерации есть система органов исполнительной власти, которая входит в систему Министерства внутренних дел РФ и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Статьей 35 настоящего Закона предусмотрено, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Закона РФ "О милиции" криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

В соответствие со ст. 9 Закона "О милиции", состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 07. 12. 2000г. N 926 утверждены: Структура милиции общественной безопасности, Структура милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета. В милицию общественной безопасности, финансируемую за счет средств федерального бюджета, входят подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, осуществляющие технический надзор, розыск автомототранспортных средств и контроль за соблюдением установленных правил безопасности дорожного движения.

Таким образом, действующее законодательство РФ устанавливает, что средства федерального бюджета РФ являются основным источником финансирования <данные изъяты> <адрес>, осуществляющей технический надзор, розыск автомототранспортных средств и контроль за соблюдением установленных правил безопасности дорожного движения (уголовное дело № т. 2 л. д. 71-77).

Доказательств обратного ответчиками не предоставлено.

В соответствие с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Приказом Минфина РФ и Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ N114н/9н "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации", на управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (за исключением Управления Федерального казначейства по г.Москве) на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации, возложено представление в судебных органах интересов министерства финансов Российской Федерации, в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.

Ссылка представителя ответчика - министерства финансов РФ на ч. 3 ст.158 Бюджетного Кодекса РФ касается процессуальных условий рассмотрения в суде таких исков, а не материального закона. Согласно названной нормы Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненными незаконными решениями и действиями. Что касается материального закона, то в соответствии со ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате указанных незаконных действий Титова Р.В., возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от формы вины должностных лиц органов милиции. Казна Российской Федерации входит в структуру Министерства Финансов РФ.

Пунктом 1 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов Российской Федерации.

В силу закона, на управление Федерального казначейства по <адрес> и МВД РФ не может быть возложена обязанность по возмещению истцу материального ущерба.

Суд отказывает в части иска к управлению Федерального казначейства по <адрес> и МВД РФ, и взыскивает материальный ущерб в сумме <данные изъяты> руб. с министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В соответствие со ст. 151 ГК РФ, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации, если гражданину причинен моральный вред /физические или нравственные страдания/ действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

В силу ст. 1099-1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в случаях, установленных законом.

В обоснование размера компенсации морального вреда Галлиев В.Ж. сослался на наличие на иждивении двух малолетних детей, переживания по поводу утраты денежных средств, которые не смог применить по назначению, не вложив в бизнес и не получив прибыль.

Указанные истцом обстоятельства не предусмотрены законом в качестве оснований для взыскания компенсации морального вреда. Причинение Галиеву В.Ж. материального ущерба не влечет за собой компенсацию морального вреда. Суд отклоняет исковые требования в части взыскания с ответчиков компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Галиева В. Ж. с министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> рубля).

В части иска к министерству внутренних дел Российской Федерации, управлению Федерального казначейства по <адрес> и о взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Каширский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С. В. Чутчев

Справка: Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ