решение о понуждении к совершен.действий, направлен. на соблюд.санитарно-эпид. законодательства



Дело № 2-485/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московская область

КАШИРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе: председательствующего федерального судьи Юдиной О.Н.,

при секретаре судебного заседания Папуша О.В.,

с участием помощника Каширского городского прокурора юриста 3 класса Карташова Н.А.,

а также с участием представителя третьего лица - администрации Каширского муниципального района Московской области по доверенности – Булатовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-485/2011 года по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МУП «Водоресурс» о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ в суд с иском к ответчику МУП «Водоресурс» о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения с определением границ зоны строгого режима, а также получить санитарно - эпидемиологическое заключение на данный проект, в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ; осуществить в установленном законом порядке, плату за негативное воздействие на окружающую среду (за ДД.ММ.ГГГГ), в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ) - (л.д.3-7 – исковые требования).

В судебном заседание истец в лице помощника Каширского городского прокурора - Карташов Н.А. по доверенности от Межрайонного природоохранного прокурора Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за № с правом уточнения исковых требований поддержал заявленные Межрайонным природоохранным прокурором Московской области к ответчику требования в части обязания МУП «Водоресурс» осуществить в установленном законом порядке, плату за негативное воздействие на окружающую среду (за ДД.ММ.ГГГГ) в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.159-доверенность).

Помощник Каширского городского прокурора Карташов Н.А. требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области об обязании МУП «Водоресурс» разработать в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения с определением границ зоны строгого режима, а также получить санитарно - эпидемиологическое заключение на данный проект, в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не поддержал, в связи с передачей указанных в иске объектов водоснабжения иным собственникам.

Ответчик МУП «Водоресурс» в лице конкурсного управляющего Грязнова Д.Н. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, уведомленным о дне и месте судебного разбирательства (л.д.168).

От конкурсного управляющего Грязнова Д.Н. поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Администрацию Каширского муниципального района - собственника имущества МУП «Водоресурс» и истребовании в администрации копии постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведений о лицах, которым передано имущество, ранее принадлежащее МУП «Водоресурс», изъятого указанным постановлением. Конкурсным управляющим также указано, что в результате анализа финансовой деятельности им установлено, что указанная в иске лицензируемая деятельность МУП «Водоресурс» по водоснабжению Каширского района фактически не осуществляется (л.д.152). Кроме данного ходатайства других возражений относительно заявленных Межрайонным природоохранным прокурором Московской области требований от ответчика не поступило. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Московской области, будучи надлежащим образом уведомленный, о дне и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Московской области (л.д. 165).

От третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области представлены письменные объяснения по иску прокурора, согласно которых Министерство экологии и природопользования Московской области считает требования прокурора законными о обоснованными, просит по изложенным в объяснении основаниям иск Межрайонного природоохранного прокурора Московской области о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства к МУП «Водоресурс» удовлетворить в полном объеме. От третьего лица заявлена просьба к суду о рассмотрении искового заявления в отсутствие представителя Минэкологии Московской области во всех судебных заседаниях и направлении копии решения суда (л.д.154-158).

Представитель третьего лица - администрации Каширского муниципального района Московской области, привлеченного судом в порядке ст. 43 ГПК РФ по ходатайству ответчика МУП «Водоресурс» в лице конкурсного управляющего Грязнова Д.Н., поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, указав, что администрация полагает, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, не подлежат удовлетворению, поскольку возложение обязанности на ответчика привести свою деятельность в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства неисполнимо, в связи с прекращением деятельности ответчика. Как указал представитель во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании решений Совета депутатов Каширского муниципального района, имущество, ранее находящееся в безвозмездном срочном пользовании МУП «Водоресурс» передано в собственность городских и сельских поселений (л.д.234-235).

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца и возражения представителя третьего лица администрации Каширского муниципального района, оценив письменные объяснения третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

Решением Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2010 года МУП «Водоресурс» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 03 мая 2011 года (л.д. 170-172).

Постановлением Администрации Каширского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальном имуществе» у МУП «Водоресурс» изъято и передано Администрации Каширского муниципального района по перечню - 540 объектов недвижимого имущества, используемого для осуществления хозяйственной деятельности МУП «Водоресурс» и впоследствии передано иным лицам для осуществления аналогичной хозяйственной деятельности на основании Решений Совета депутатов Каширского муниципального района Московской области за № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.174-180, л.д.181-199, л.д.200-205, л.д.206-217, л.д. 218-219, л.д.220-221, л.д. 222-226, л.д. 227-228, л.д.229-231, л.д. 232-233, л.д. 173).

Как установлено судом, на момент проведения Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проверки соблюдения требований природоохранного законодательства муниципальным унитарным предприятием «Водоресурс», расположенным по адресу: 142900, <адрес>, ответчиком осуществлялась хозяйственная деятельность по водоснабжению, водоотведению физических и юридических лиц, расположенных на территории Каширского района Московской области. Данные обстоятельства подтверждаются 2 лицензиями на право пользования недрами с целью добычи подземных вод (л.д.30-31 - лицензия №; л.д. 60-61 – лицензия №).

Также в ходе проверки Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области установлено, что в результате осуществления вышеуказанных видов хозяйственной деятельности МУП «Водоресурс» образуются отходы, сбросы, выбросы, в связи, с чем оказывается негативное воздействие на окружающую среду, при этом плату за негативное воздействие на окружающую среду МУП «Водоресурс» в ДД.ММ.ГГГГ не вносило.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к методу экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.12.2002 № 248-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и по ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное не нее влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Нормативы платы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнения окружающей среды, размещение отходов, другие вредоносного воздействия, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнения окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия».

Согласно п. 8 данного Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В связи с допущенным вышеуказанным правонарушением Постановлением от 20.10.2010 года Межрайонным природоохранным прокурором Московской области в отношении МУП «Водоресурс» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ – невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Факт совершения данного административного проступка юридическим лицом не оспаривался, поскольку МУП «Водоресурс» осуществляет деятельность, в том числе связанную с негативным воздействием на окружающую среду, причиной нарушения требований закона указано затруднительное материальное положение организации (л.д.135-137, л.д.10-11).

Таким образом, деятельность данного юридического лица не отвечает требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды, в связи, с чем подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.

Требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. При этом, хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, должна быть запрещена.

По представленным истцом доказательствам, судом установлено, что деятельность МУП «Водоресурс», которое на момент разрешения спора не ликвидировано в установленном законом порядке и не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации.

Принимая во внимание, что МУП «Водоресурс» за период указанный истцом в иске не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду, указывая на затруднительное материальное положение, которое не является основанием для освобождения ответчика от обязанностей, возложенных на него в силу закона, суд возлагает данную обязанность на МУП «Водоресурс» по выполнению указанных требований действующего законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

уточненные исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МУП «Водоресурс» о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.

Обязать МУП «Водоресурс» осуществить в установленном законом порядке, плату за негативное воздействие на окружающую среду (за <данные изъяты>) в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья О.Н. Юдина