О признании незаконным бездействия администрации.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кашин 24 августа 2010 г.

Кашинский городской суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Засимовского А.В.,

при секретаре Батуриной А.Е.

с участием:

истца помощника Кашинского межрайонного прокурора Осипова Д.В.,

ответчиков: представителя Администрации муниципального образования «Кашинский район» по доверенности Ивановой В.В. и представителя отдела образования Администрации Кашинского района Глининой И.Г.

представителя третьего лица филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г.Кашине и Кашинском районе» Положий Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кашине гражданское дело № 2-332/2010 по иску Кашинского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Кашинский район», отделу образования администрации Кашинского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Кашинский район» в области исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности людей на водных объектах.

у с т а н о в и л :

Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Кашинский район», отделу образования администрации Кашинского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Кашинский район» в области исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности людей на водных объектах.

Исковые требования мотивированы тем, что Кашинской межрайонной прокуратурой совместно с Государственной инспекцией по маломерным судам в [дата обезличена] проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности людей на водных объектах в загородном оздоровительном лагере [данные удалены]. Проверка показала, что территория, предназначенная для отдыха и купания детей, отдыхающих в загородном оздоровительном лагере [данные удалены], не отнивелирована, от мусора не очищена. Граница поверхности воды, в месте для купания детей в загородном лагере [данные удалены] не обозначена яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами, берег у места купания не отлогий, имеются ямы. На берегу в месте для купания детей [данные удалены] не оборудованы навесы от солнца, отсутствуют окрашенные топчаны и скамейки, душевые кабины, кабины для переодевания, 1 уборная на всех детей и обслуживающего персонала. В месте для купания детей [данные удалены] отсутствует пункт медицинской помощи и спасательной службы. Заключение о соответствии требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства водного объекта - [данные удалены], используемого в целях купания детей, в загородном лагере отсутствует. Более того, согласно заключения филиала ФГУЗ [данные удалены] Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека [номер обезличен] от [дата обезличена] в воде из реки [данные удалены] -месте для купания детей, имеется превышение числа общих колиформных бактерий ОКБ (гигиенический норматив 500, фактически 21000) и термотолерантных колиформных бактерий - ТКБ (гигиенический норматив 100, фактически 18000), что создает непосредственную опасность для здоровья детей. Участки акватории [данные удалены] в загородном лагере, предназначенной для купания детей, в том числе для неумеющих плавать, не обозначены линией поплавков и не ограждены штакетным забором. Спасательные средства в месте для купания детей в оздоровительном лагере [данные удалены] отсутствуют, водолазное обследование дна не проводилось. Знак безопасности на воде «Место для купания детей», в месте для купания детей [данные удалены] в загородном оздоровительном лагере не установлен. Все это указывает на нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности людей на водных объектах.

В число полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения включено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Одной из основных задач отдела образования является осуществление комплекса мер по социальной поддержке и охране здоровья работников, воспитанников и учащихся и организация летнего отдыха и занятости детей. Игнорирование органами местного самоуправления муниципального образования «Кашинский район» и отделом образования Администрации Кашинского района норм законодательства о безопасности людей на водных объектах создает реальную угрозу жизни и здоровью детей, отдыхающих в загородном оздоровительном лагере, а также обслуживающего персонала.

Просил признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Кашинский район» и отдела образования Администрации Кашинского района в области исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности людей на водных объектах. Обязать Администрацию Муниципального образования «Кашинский район» и отдел образования Администрации Кашинского района устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности людей на водных объектах: отнивелировать и очистить от мусора территорию, предназначенную для отдыха и купания детей в загородном оздоровительном лагере [данные удалены]; обозначить границу поверхности воды в месте, предназначенном для купания детей в летнем лагере [данные удалены], яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами, обеспечить наличие пологого берега и устранить ямы; на берегу, в месте для купания детей в загородном лагере [данные удалены] оборудовать навесы от солнца, окрашенные топчаны и скамейки, душевые кабины, кабины для переодевания, установить количество уборных из расчета 1 уборная на 75 человек; организовать в месте для купания детей в загородном лагере [данные удалены] пункт медицинской помощи и спасательной службы; получить заключение о соответствии водного объекта, используемого в целях купания детей [данные удалены], требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства в загородном лагере; обозначить линией поплавков (или оградить штакетным забором) участки акватории реки [данные удалены] в месте, предназначенном для купания детей, в том числе, и для неумеющих плавать; обеспечить наличие спасательных средств в месте купания; провести водолазное обследование территории, предназначенной для купания детей в загородном лагере [данные удалены]; установить знак безопасности на воде «Место для купания детей» в соответствии с п.п. 8.2, 8.3 Постановления Администрации Тверской области от 30 мая 2006 г. № 126-па «Об утверждении правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области». До устранения указанных нарушений федерального законодательства установить ограничение на использование водного объекта- [данные удалены] в целях купания детей в загородном оздоровительном лагере [данные удалены].

Представитель истца Осипов Д.В. заявленные требования поддержал, мотивировал доводами изложенными в исковом заявлении.

Ответчик, представитель Администрации муниципального образования «Кашинский район» по доверенности Иванова В.В. исковые требования признала полностью.

Ответчик, представителя отдела образования Администрации Кашинского района Глинина И.Г. исковые требования признала. Пояснила, что изложенные в исковом заявлении нарушения действительно существуют, однако, администрация и отдел образования не бездействуют, на пляже установлен туалет, дети приходят купаться отрядами не более 25 человек. Имеются скамейки. Территория для купания обозначена и огорожена. Работа по огораживанию выполнялись по договору, эти же люди обследовали и дно реки в месте купания. Обязалась устранить указанные недостатки ко дню открытия отдыха в лагере, который начинается после [дата обезличена].

Представитель третьего лица филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г.Кашине и Кашинском районе» Положий Г.А. поддержала исковые требования, пояснила, что выявленные нарушения должны быть устранены.

Представитель третьего лица Калязинского отделения Государственной инспекции по маломерным судам Тверской области будучи извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что Кашинской межрайонной прокуратурой совместно с Государственной инспекцией по маломерным судам [дата обезличена] проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности людей на водных объектах в загородном оздоровительном лагере [данные удалены].

На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения за счет собственных средств.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2003 г. № 20 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» (далее - СанПиН 2.4.4.1204-03).

Также судом установлено, что в нарушение п. 2.13 СанПиН 2.4.4.1204-03 территория, предназначенная для отдыха и купания детей, отдыхающих в загородном оздоровительном лагере [данные удалены], не отнивелирована, от мусора не очищена.

В соответствии с п.п. 2.14, 2.15 СанПиН 2.4.4.1204-03 граница поверхности воды, предназначенной для купания детей, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами. Пляж и берег у места купания должны быть отлогими, без обрывов и ям.

Однако, в нарушение указанных требований, граница поверхности воды, в месте для купания детей в загородном лагере [данные удалены] не обозначена яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами, берег у места купания не отлогий, имеются ямы.

В загородном оздоровительном лагере [данные удалены] не соблюдаются требования п. 2.16 СанПиН 2.4.4.1204-03. В частности: на берегу в месте для купания детей [данные удалены] не оборудованы навесы от солнца, отсутствуют окрашенные топчаны и скамейки, душевые кабины, кабины для переодевания, имеется 1 уборная на всех детей и обслуживающего персонала (п. 2.16 СанПиН 2.4.4.1204-03 - 1 уборная на 75 человек).

В загородном оздоровительном лагере [данные удалены] нарушаются требования п. 2.18 СапНиН 2.4.4.1204-03: в месте для купания детей [данные удалены] отсутствует пункт медицинской помощи и спасательной службы.

Согласно п. 2.20 СанПиН 2.4.4.1204-03 разрешение на использование водного объекта в целях купания допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Однако, заключение о соответствии требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства водного объекта - [данные удалены], используемого в целях купания детей, в загородном лагере отсутствует.

Более того, согласно заключения филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Тверской области» в г. Кашине и Кашинском районе» Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека [номер обезличен] от [дата обезличена] в воде из реки [данные удалены] -месте для купания детей, имеется превышение числа общих колиформных бактерий ОКБ (гигиенический норматив 500, фактически 21000) и термотолерантпых колиформных бактерий - ТКБ (гигиенический норматив 100, фактически 18000), что создает непосредственную опасность для здоровья детей.

Пунктом 2.9 Постановления Администрации Тверской области от 30 мая 2006 г. № 126-па «Об утверждении правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области» регламентировано, что на пляжах отводятся участки акватории для купания детей, в том числе для неумеющих плавать с глубинами не более 1,2 метра. Эти участки обозначаются линией поплавков или ограждаются штакетным забором.

В нарушение названных требований, участки акватории [данные удалены] в загородном лагере, предназначенной для купания детей, в том числе для неумеющих плавать, не обозначены линией поплавков и не ограждены штакетным забором.

Согласно п. 3.9 Постановления Администрации Тверской области на пляжах лагерей для отдыха детей и иных детских оздоровительных учреждений спасательные круги и «концы Александрова» навешиваются на стойках (щитах), установленных на расстоянии трех метров от уреза воды через каждые 25 метров. Водолазное обследование пляжей в лагерях отдыха детей проводится перед каждым заездом (сменой).

Установлено, что в нарушение названных требований, спасательные средства в месте для купания детей в оздоровительном лагере [данные удалены] отсутствуют, водолазное обследование дна не проводилось.

В соответствии с п. 8.1 Постановления Администрации Тверской области знаки безопасности на воде устанавливаются владельцами пляжей, мест массового отдыха и другими водопользователями в целях предотвращения несчастных случаев с людьми на воде. Знак безопасности на воде «Место для купания детей» (п. 8.3 Постановления Администрации Тверской области), в месте для купания детей [данные удалены] в загородном оздоровительном лагере не установлен.

Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

К числу признаваемых в Российской Федерации и защищаемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод относятся, прежде всего, право на жизнь (статья 20, часть 1), как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, и право на охрану здоровья (статья 41, часть 1), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.

В силу указанных положений Конституции РФ на государство возложена обязанность уважения данных конституционных прав и их защиты законом (статья 18 Конституции РФ). В гражданском законодательстве жизнь и здоровье рассматриваются как неотчуждаемые и непередаваемые иным способом нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения (пункт 1 статьи 150 ГК РФ).

Статья 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентирует, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия па человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в число полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения включено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Аналогичные нормы (по отношению к Администрации муниципального района) предусмотрены п. 28 ч. 2 ст. 45 Устава муниципального образования «Кашинский район», утвержденного решением Собрания депутатов Кашинского района № 44 от 10.08.2005 г.

Кроме того, пунктом 2.1.7 раздела 2 Положения об отделе образования Администрации Кашинского района, утвержденного Решением Собрания депутатов Кашинского района от 28.05.2009 г. № 301, установлено, что одной из основных задач отдела образования является осуществление комплекса мер по социальной поддержке и охране здоровья работников, воспитанников и учащихся и организация летнего отдыха и занятости детей.

Пунктом 4.3 раздела 4 Положения об отделе образования Администрации Кашинского района закреплено, что отдел образования координирует свою деятельность с органами здравоохранения Кашинского района, а также с органами Роспотребнадзора, органами Госпожнадзора по вопросам охраны жизни и здоровья детей.

Не соблюдение органами местного самоуправления муниципального образования «Кашинский район» и отделом образования Администрации Кашинского района норм законодательства о безопасности людей на водных объектах создает реальную угрозу жизни и здоровью детей, отдыхающих в загородном оздоровительном лагере, а также обслуживающего персонала.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Ответчики признали факты нарушений, установленные проверкой. Признали иск. Обязались устранить выявленные нарушения.

Суд учитывает действия выполненные ответчиками при организации в лагере места купания и оборудовании пляжа, а именно оборудование туалета, огораживания места купания, изготовление скамеек, однако данных мероприятий недостаточно. Требования санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности людей на водных объектах не выполнены, установленные проверкой нарушения не устранены. Бездействие Администрации Муниципального образования «Кашинский район» и отдела образования Администрации Кашинского района в области исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности людей на водных объектах установлено судом.

Представленных доказательств достаточно для вывода о необходимости удовлетворения исковых требований.

При установлении срока выполнения обязанностей по данному решению суда, суд учитывает мнение ответчиков, истца и считает возможным установить срок для устранения указанных нарушений до открытия отдыха в загородном оздоровительном лагере [данные удалены], т.е. в срок до [дата обезличена].

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 41 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 41 Водного кодекса РФ приостановление водопользования, кроме случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, когда оно производится в судебном порядке, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.

До устранения указанных нарушений необходимо установить ограничение на использование водного объекта - [данные удалены] в целях купания детей в загородном оздоровительном лагере [данные удалены].

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Кашинский район» и отдела образования Администрации Кашинского района при организации в загородном оздоровительном лагере [данные удалены] места купания и оборудования пляжа, в связи с не исполнением санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности людей на водных объектах.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Кашинский район» и отдел образования Администрации Кашинского района устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности людей на водных объектах, а именно:

отнивелировать и очистить от мусора территорию, предназначенную для отдыха и купания детей в загородном оздоровительном лагере [данные удалены];

обозначить границу поверхности воды в месте, предназначенном для купания детей в летнем лагере [данные удалены], яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами, обеспечить наличие пологого берега и устранить ямы;

на берегу, в месте для купания детей в загородном лагере [данные удалены] оборудовать навесы от солнца, окрашенные топчаны и скамейки, душевые кабины, кабины для переодевания, установить количество уборных из расчета 1 уборная на 75 человек;

организовать в месте для купания детей в загородном лагере [данные удалены] пункт медицинской помощи и спасательной службы;

получить заключение о соответствии водного объекта, используемого в целях купания детей [данные удалены], требованиям санитарно - эпидемиологического законодательства в загородном лагере;

обозначить линией поплавков (или оградить штакетным забором) участки акватории реки [данные удалены] в месте, предназначенном для купания детей, в том числе, и для неумеющих плавать;

обеспечить наличие спасательных средств в месте купания;

провести водолазное обследование территории, предназначенной для купания детей в загородном лагере [данные удалены];

установить знак безопасности на воде «Место для купания детей» в соответствии с п.п. 8.2, 8.3 Постановления Администрации Тверской области от 30 мая 2006 г. № 126-па «Об утверждении правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области».

Устранить указанные нарушения до открытия отдыха в загородном оздоровительном лагере [данные удалены] в срок до [дата обезличена].

До устранения указанных нарушений установить ограничение на использование водного объекта - [данные удалены] в целях купания детей в загородном оздоровительном лагере [данные удалены].

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течении 10 дней путем подачи жалобы через Кашинский городской суд Тверской области со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий