Дело № 2-433/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
8 октября 2010 года. г.Кашин Тверской области.
Кашинский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Боброва М.М.,
при секретаре Батуриной А.Е.;
с участием заместителя Кашинского межрайонного прокурора Александрович А.М.;
представителя ответчика, - главы администрации муниципального образования «Фарафоновское сельское поселение» Фокеева В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Кашинского городского суда Тверской области гражданское дело по иску, поданному Кашинским межрайонным прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Фарафоновское сельское поселение», о признании незаконным бездействия в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Фарафоновское сельское поселение», в котором просит признать незаконным бездействие указанного органа местного самоуправления в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, и обязать ответчика в срок до [дата обезличена] обеспечить размещение в населенных пунктах Фарафоновского сельского поселения средств звуковой сигнализации для оповещения населения о пожаре, а так же установить на территории населенных пунктов указанного поселения указатели о направлении движения к гидрантам и водоисточникам и расстоянии до них.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что проведенной Кашинской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения администрацией муниципального образования «Фарафоновское сельское поселение» Кашинского района Тверской области законодательства в области обеспечения пожарной безопасности было установлено, что на территории населенных пунктов указанного поселения отсутствуют указатели, обозначающие направление движения к водоемам (водоисточникам) и гидрантам, что является нарушением пункта 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. N 313. Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение п. 114 ППБ 01-03 согласно которому на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны, Администрацией муниципального образования «Фарафоновского сельское поселение» меры, направленные на создание условий для оповещения населения о пожаре посредством установки средств звуковой сигнализации, не принимаются.
Указывает, что в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" а так же статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения. В силу указанных нормативных актов, органы местного самоуправления поселений и городских округов обязаны обеспечивать первичные меры пожарной безопасности, к которым относится: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Полагает, что неисполнение Администрацией муниципального образования «Фарафоновское сельское поселение» Кашинского района Тверской области предусмотренных законом вышеуказанных требований в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью как лиц, проживающих в населенных пунктах сельского поселения, так и граждан, которые могут находиться на указанной территории. Исходя из этого прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, с настоящими требованиями.
В судебном заседании представитель Кашинской межрайонной прокуратуры исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, - глава администрации муниципального образования «Фарафоновское сельское поселение» Фокеев В.В., осуществляющий свои полномочия на основании решения совета депутатов Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области № 35 от 3 декабря 2008 года, исковые требования признал частично. Пояснил, что действительно в населенных пунктах Фарафоновского сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения населения о пожаре, а так же отсутствуют указатели о направлении движения к гидрантам и водоисточникам и расстоянии до них. Согласился с тем, что обязанность по устранению данных нарушений лежит на администрации возглавляемого им муниципального образования, вместе с тем считает, что имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности не являются следствием бездействия администрации поселения, поскольку на устранение указанных прокурором недостатков требуются значительные финансовые средства, которых в бюджете Фарафоновского сельского поселения не имеется. Пояснил, что на те средства, которые были определены бюджетом для целей пожарной безопасности [дата обезличена] была приобретена мотопомпа для тушения возгораний, и более средств на цели пожаротушения в бюджете поселения нет, а потому администрация Фарафоновского сельского поселения не имеет возможности установить в населенных пунктах поселения средства звуковой сигнализации для оповещения о пожаре и указатели о направлении движения к гидрантам и водоисточникам и расстоянии до них, на что по его подсчетам требуется около [данные удалены] рублей. Вместе с тем, согласился с необходимостью устранения имеющихся нарушений норм пожарной безопасности, но просил установить срок устранения до [дата обезличена].
Суд, ознакомившись с исковым заявлением, выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в ходе проведенной проверки соблюдения на территории муниципального образования «Фарафоновское сельское поселение» законодательства о пожарной безопасности, был установлен ряд нарушений Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. N 313, в частности в населенных пунктах указанного сельского поселения отсутствуют указатели, обозначающие направление движения к водоемам (водоисточникам) и гидрантам, и расстояние до них, что является нарушением пункта 90 вышеуказанных правил. Кроме того, в населенных пунктах поселения в нарушение пункта 114 указанных правил отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения о пожаре.
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются актом проверки соблюдения противопожарного законодательства [номер обезличен] от [дата обезличена], которая была проведена государственным инспектором отделения госпожнадзора по [данные удалены] (л.д.11), протоколом об административном правонарушении в области пожарной безопасности от [дата обезличена] (л.д.6), постановлением государственного инспектора по пожарному надзору [данные удалены] от [дата обезличена] (л.д.7), в соответствии с которыми Фокеев В.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, а именно в нарушении требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов возглавляемого им поселения.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03),устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (Пункт 1 Правил).
Пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в частности: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм, обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности, имеющих место на территории муниципального образования «Фарафоновское сельское поселение», лежит именно на администрации указанного поселения.
Указанные выше Правила пожарной безопасности приняты в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, и их невыполнение создает реальную угрозу нарушения гарантированных и защищаемых Конституцией Российской Федерации таких прав и свобод как жизнь и здоровье человека.
Исходя из этого, суд соглашается с доводами прокурора о том, что имеющее место неисполнение Администрацией муниципального образования «Фарафоновское сельское поселение» законных требований в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью как лиц, проживающих в населенных пунктах сельского поселения, так и граждан, которые могут находиться на указанной территории, а потому имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности подлежат устранению. Суд находит несостоятельными возражения представителя ответчика, обосновывающего наличие допущенных нарушений отсутствием соответствующих денежных средств в бюджете поселения. Данное обстоятельство по мнению суда не может являться основанием для уклонения от исполнения возложенных законом обязанностей по соблюдению первичных мер пожарной безопасности, выполнение которых обуславливается необходимостью защиты личности, имущества и общества от пожаров.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности должны быть устранены ответчиком, суд считает, что устранение указанных нарушений должно быть осуществлено до начала пожароопасного периода, а потому считает, что предложенный прокурором срок [дата обезличена] является разумным и достаточным для устранения имеющихся нарушений.
При данных обстоятельствах суд считает, что заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации 01-03, утвержденными приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года, ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Признать бездействие администрации муниципального образования «Фарафоновское сельское поселение» в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Фарафоновское сельское поселения» в срок до [дата обезличена]:
- обеспечить размещение в населенных пунктах поселения средств звуковой сигнализации для оповещения населения о пожаре;
- установить на территории населенных пунктов поселения указатели о направлении движения к гидрантам и водоемам (водоисточникам) и расстоянии до них.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Тверской областной суд через Кашинский суд Тверской области.
Судья