РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кашин 27 октября 2010 г.
Кашинский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Андреанова Г.Л., с участием представителя заявителя по доверенности Иванова В.Ю., представителей лица, чьи действия обжалуются, по доверенностиИвановой В.В., Малафеевой Л.С., при секретаре Леонтьевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-468/2010 по заявлению Гайсенок Лилии Михайловны об оспаривании действий (решения) органа местного самоуправления - администрации Кашинского района Тверской области,
УСТАНОВИЛ:
Гайсенок Л.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия администрации Кашинского района Тверской области (далее - администрация) по разрешению вопроса о переводе нежилого помещения медпункта в жилое в части истребования у неё проекта перепланировки этого помещения. Просит также обязать администрацию Кашинского района осуществить перевод нежилого помещения (медпункта) в жилое. В обоснование заявления Гайсенок Л.М. указала, что [дата обезличена] она обратилась с заявлением в администрацию Кашинского района о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: [данные удалены], принадлежащего ей на праве собственности, в жилое, предоставив при этом все необходимые документы, предусмотренные ст. 23 Жилищного Кодекса РФ. [дата обезличена] администрация направила ей сообщение, в котором указывалось на необходимость предоставления проекта переустройства медпункта в жилой дом. При этом решения о переводе либо об отказе в таком переводе ей так и не представлено. Требование о предоставлении проекта перепланировки считает необоснованным, поскольку администрацией не указано, в связи с чем необходимо предоставление указанного документа.
В судебном заседании представитель заявителя Иванов В.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители администрации Кашинского района Тверской области Иванова В.В. и Малафеева Л.С. требования не признали. При этом последняя пояснила, что спорное помещение невозможно перевести в жилое без подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки, поскольку расположенные в нем помещения не соответствуют видам жилых помещений, предусмотренных ст. 16 ЖК РФ, и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Указала также на непредставление заявителем поэтажного плана здания, в котором находится нежилое помещение, без которого невозможно разрешить ряд вопросов, связанных с изменением его назначения на жилое.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, [дата обезличена] Гайсенок Л.М. обратилась в администрацию Кашинского района Тверской области с заявлением о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: [данные удалены], в жилое. К заявлению ею приложены: свидетельство о государственной регистрации права, технический паспорт жилого помещения, справка БТИ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от [дата обезличена] нежилое помещение общей площадью [данные изъяты], расположенное по указанному адресу, принадлежит Гайсенок Л.М. на праве собственности.
Письмом [номер обезличен] от [дата обезличена] и.о. главы администрации Кашинского района уведомил Гайсенок Л.М. о необходимости предоставления проекта переустройства медпункта в жилой дом. (л.д. 8).
Порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое определен ст. 23 ЖК РФ. Данный порядок предусматривает ряд последовательных этапов, начиная от подачи заявления заинтересованного лица, с приложением необходимых документов, до принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения.
Согласно ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случаях не представления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов и несоблюдения предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения. Пунктом 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ предусмотрено, что для перевода нежилого помещения в жилое собственник соответствующего помещения обращается в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения и представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует техническая возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 4 ст. 22 ЖК РФ).
Таким образом, при согласовании в порядке ст. 23 ЖК РФ изменения режима использования нежилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в жилые помещения. Необходимо разрешение вопроса о технической возможности использовать такие помещения в качестве жилых. Орган, осуществляющий перевод помещений, может посчитать, что для обеспечения использования помещения в качестве жилого проведение переустройства и (или) перепланировки в соответствии с предоставленным проектом и (или) иных работ является необходимым.
Из объяснений представителя администрации Малафеевой Л.С. следует, что спорное помещение, использовавшееся ранее в качестве медпункта, невозможно перевести в жилое без подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и перепланировки, поскольку расположенные в здании помещения не соответствуют видам жилых помещений, предусмотренных ст. 16 ЖК РФ, и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Кроме того, заявителем не представлен поэтажный план здания, в котором находится спорное помещение.
Данные доводы являются обоснованными.
Согласно имеющейся в материалах дела копии технического паспорта на спорное помещение, последнее использовалось как нежилое. Оно состоит из отдельных помещений, в том числе, приемной, кабинетов, уборной, коридора и кладовой. Сведения о том, что ранее указанные помещения использовались как жилые, в деле отсутствуют.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаны в ст. 15 ЖК РФ и Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47).
В соответствии с указанными правовыми нормами жилым помещением признается изолированное помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, предназначенное для постоянного проживания граждан.
В Положении, в частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения (п. 11), инженерным системам (п. 12-14). В Положении также содержатся требования к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21), напряженности электрического поля, индукции магнитного поля (п. 30). В нем, в частности, указано, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, и др.), находящиеся в жилых помещениях, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами. Жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой вод и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств и т.д.
Правила, содержащиеся в указанном Положении, утвержденном во исполнение ст. 15 ЖК РФ, применяются при решении вопроса о переводе нежилого помещения в жилое помещение.
В силу п. 7 вышеназванного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия. Именно межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания (п. 42).
Таким образом, решение вопроса о признании нежилых помещений пригодными для проживания граждан отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Сведения о том, что с соответствующим заявлением для получения заключения о возможности использования спорного нежилого помещения в качестве жилого Гайсенок Л.М. обращалась в межведомственную комиссию, и такое заключение было ею получено, в деле отсутствуют.
Выраженное в заявлении мнение Гайсенок Л.М. об отсутствии необходимости перепланировки помещения не может быть произвольным, то есть не подкрепленном соответствующими документами компетентных органов, и не освобождает заявителя от обязанности предоставления соответствующих доказательств в подтверждение своих доводов.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование органа местного самоуправления о предоставлении проекта перепланировки помещения является правомерным.
Доводы заявителя о том, что уведомление администрации не является отказом в переводе нежилого помещения в жилое либо решением о таком переводе и не соответствует установленной законом форме, сами по себе не могут являться основанием для удовлетворения требований, заявленных Гайсенок Л.М., поскольку по существу они сводятся к возложению на администрацию Кашинского района обязанности осуществить перевод нежилого помещения в жилое, а не облечь отказ в переводе в форму, установленную законом.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Гайсенок Лилии Михайловны об оспаривании действий (решения) органа местного самоуправления - администрации Кашинского района Тверской области - отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Кашинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: