О взыскании единовременой выплаты.



Дело № 2-467/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2010 года г. Кашин

Кашинский городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Федоровой Н.Н.

с участием истца Телегина В.В.

представителя ответчика Платовой Т.П.

при секретаре Осиповой К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кашине гражданское дело по иску Телегина Владимира Михайловича к Департаменту социальной защиты населения Тверской области и Территориальному отделу социальной защиты населения Кашинского района Тверской области о взыскании единовременной денежной компенсации,

у с т а н о в и л:

Истец Телегин В.М. обратился в суд исковым заявлением к Территориальному центру социальной защиты населения Кашинского района о взыскании единовременной денежной компенсации в сумме 100000 рублей.

В обоснование своих требований указал, что с [дата обезличена] является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. В соответствии с Указом Президента РФ № 685 от 06 мая 2008 года 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» инвалидам Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, должны быть бесплатно выделены легковые автомобили или выплачена денежная компенсация в размере 100000 рублей. Ответчиком в предоставлении автомобиля и выплате компенсации ему отказано в связи с тем, что на 01 января 2005 года он на учете в органе социальной защиты населения для обеспечения транспортными средствами бесплатно не состоял. Считает, что Указ Президента на него распространяется и просит взыскать с ответчика вышеуказанную компенсацию.

В судебном заседании истец свои требования поддержал полностью по основаниям, в нем изложенным.

Представитель ответчика - ТОСЗН Кашинского района в судебном заседании иск не признал, пояснил, что до 1 января 2005 года истец на учете в органах социальной защиты населения для обеспечения транспортными средствами бесплатно в соответствии с медицинскими показаниями не состоял, [дата обезличена] впервые обратился с заявлением о выплате единовременной денежной компенсации, в сводный реестр инвалидов для обеспечения транспортными средствами не включался, поэтому в выплате единовременной денежной компенсации ему правомерно отказано.

Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика представитель Департамента социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление просит рассмотреть настоящее дело в его отсутствие. По существу исковых требований в отзыве указал, что согласно ранее действовавшему Федеральному закону «О ветеранах», инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам, имели право на получение бесплатно в пользование транспортного средства только при наличии установленных медицинских показаний, которые определяла областная комиссия медико-социальной экспертизы по транспорту. Телегину В.М. для получения специального транспортного средства или единовременной денежной компенсации необходимо было иметь медицинские показания областной комиссии медико-социальной экспертизы по транспорту и состоять на учете по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 01 января 2005 года. До указанного периода он в органы социальной защиты населения Тверской области для постановки на учет по обеспечению автомобилем по медицинским показаниям не обращался, впервые обратился лишь [дата обезличена], когда мера социальной поддержки по обеспечению инвалидов транспортными средствами была отменена, постановка на учет не производилась, и реализация Указа Президента РФ от 06 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» была завершена.

Выслушав истца, представителя ответчика - ТОСЗН Кашинского района, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.

Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ признан утратившим силу.

Статьей 153 вышеназванного Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008-2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 руб.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях или выплаты денежной компенсации является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.

Для получения предусмотренных данным Указом Президента РФ мер социальной поддержки истцу необходимо было иметь медицинские показания областной комиссии медико-социальной экспертизы по транспорту и на 01 января 2005 года состоять на учете в ТОСЗН Кашинского района для получения специального транспортного средства.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с удостоверением истец Телегин В.М. является ветераном-участником Великой Отечественной войны (л.д.8).

Заключением медико-социальной экспертизы [данные изъяты] Телегину В.М. установлена 2 группа инвалидности в связи с общим заболеванием с [дата обезличена] бессрочно (л.д.9).

[дата обезличена] в ТОСЗН Кашинского района был направлен сводный Реестр инвалидов, которые на 01 января 2005 года состояли на учете для обеспечения транспортными средствами. В данный реестр истец не был включен. В связи с этим в мерах социальной поддержки инвалидов, предусмотренных Указом Президента РФ от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" истцу отказано (л.д.6).

Судом установлено и не отрицается истцом, что действительно он не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 года, поэтому право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло.

Органы социальной защиты населения обязаны были принимать и рассматривать обращения инвалидов, связанные с реализацией права на получение автомобиля, давать ответы, совершать действия по постановке на учет по результатам рассмотрения обращений. Между тем, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида, как правообладателя. Нормативно-правовыми актами, действовавшими до 1 января 2005 года (момента прекращения постановки инвалидов на учет), на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами.

Кроме того, были изданы Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 и постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 года, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.

Истцом данных о прохождении медико-социальной экспертизы по транспорту суду не предоставлено. В сообщении [данные изъяты] указывается, что Телегин В.М. был направлен на освидетельствование [данные изъяты] [дата обезличена], где ему была установлена вторая группа инвалидности бессрочно. На момент установления группы инвалидности Телегин В.М. в технических средствах реабилитации не нуждался. В судебном заседании истец Телегин В.М. также подтвердил, что на момент получения им инвалидности он в обеспечении транспортными средствами по состоянию здоровья не нуждался, что также свидетельствует о правомерности отказа в предоставлении льготы.

Таким образом, для получения предусмотренных данным Указом Президента РФ мер социальной поддержки истцу необходимо было иметь медицинские показания областной комиссии медико-социальной экспертизы по транспорту и на 01 января 2005 года состоять на учете в ТОСЗН Кашинского района для получения специального транспортного средства, чего истцом не было сделано.

В представленном ТОСЗН Кашинского района Тверской области списке очередников, имеющих право на получение транспортного средства в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и вставших на учет в органах социальной защиты населения Тверской области до 01 января 2005 года, фамилия истца Телегина В.М. отсутствует, что подтверждает утверждение ответчиков о том, что на 01 января 2005 года истец на учете по обеспечению транспортным средством не состоял.

Выплата предусмотренной Указом Президента РФ от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" компенсации в размере 100000 рублей как альтернатива предоставления транспортного средства могла быть произведена истцу при выполнении им тех же условий, предусмотренных Указом Президента, а не производится автоматически при наличии инвалидности во исполнение Указа, как полагает Телегин В.М.

Истцом не выполнены необходимые меры, предусмотренные действующим на тот момент законодательством, для получения бесплатно легкового автомобиля или единовременной денежной компенсации в размере 100 тыс. рублей (по желанию инвалида).

Телегин В.М., являясь ветераном-участником Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы по общему заболеванию, не обратился в поликлинику по месту жительства для прохождения экспертизы, не прошел областную медико-социальную экспертизу по транспорту и в срок до [дата обезличена] не встал на учет в органе социальной защиты населения по месту жительства в качестве нуждающегося по обеспечению транспортным средством.

Обращение истца с заявлением о выплате единовременной компенсации в ТОСЗН Кашинского района в мае 2010 года, за пределами действия указанных норм Федерального Закона «О ветеранах», не может служить основанием для такой выплаты.

Руководствуясь ст.1069 ГК РФ, Указом Президента РФ от 6 мая 2008 года № 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами", ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Телегину Владимиру Михайловичу в иске к Департаменту социальной защиты населения Тверской области и Территориальному отделу социальной защиты населения Кашинского района Тверской области о взыскании единовременной денежной компенсации в размере 100000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кашинский суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья