об обязании привести скотомогильник (биотермическую яму) в соответствие светеринарно- санитарными правилами (№2-183/2011)



Дело № 2-183/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 года                                                        г. Кашин Тверской области

Кашинский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Боброва М.М.,

при секретаре Батуриной А.Е.,

с участием прокурора Кашинской межрайонной прокуратуры Фомина А.А.,

представителя ответчика - Буренина А.С.,

представителя третьего лица - Управления ветеринарии по Тверской области, Горшковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Кашинского городского суда Тверской области гражданское дело по иску, поданному Кашинским межрайонным прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, к колхозу «Красный Путиловец» об обязании привести скотомогильник (биотермическую яму) в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами,

у с т а н о в и л:

Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к колхозу «Красный Путиловец», в котором просит обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по приведению скотомогильника (биотермической ямы), расположенного на расстоянии 300 метров восточнее животноводческого комплекса [данные удалены], в соответствие с требованиями пунктов 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, посредством огораживания территории скотомогильника (биотермической ямы) глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами и пристройки помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что проведенной Кашинской межрайонной прокуратурой совместно с Главным государственным ветеринарным инспектором на территории Кашинского муниципального образования, проверкой установлено, что устройство, эксплуатация и содержание указанного скотомогильника (биотермической ямы), принадлежащего и эксплуатируемого колхозом «Красный Путиловец», не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 (далее Правила), а именно: скотомогильник не огорожен глухим забором, а исполнен из досок, расположенных в поперечном исполнении с промежутками между доскам на 15-20 см., рядом со скотомогильником (биотермической ямой) отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Вскрытие трупов животных проводится на открытой площадке, что может привести к нарушению нормальных условий жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникновению угрозы жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней.

Указывает, что в соответствии с п.п. 6.1, 6.10 Правил скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Полагает, чтоустройство, эксплуатация и содержание скотомогильника (биотермической ямы), принадлежащего и эксплуатируемого колхозом «Красный Путиловец» с нарушением требований Правил, приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории [данные удалены], негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и эпидемиологических заболеваний населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Исходя из этого, прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, с настоящими требованиями.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Буренин А.С. с исковыми требованиями согласился. Пояснил, что действительно устройство, эксплуатация и содержание скотомогильника (биотермической ямы), принадлежащего и эксплуатируемого колхозом «Красный Путиловец», не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Ограждение в виде глухого забора, помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов отсутствуют. Согласился с тем, что обязанность по устранению выявленных нарушений лежит на колхозе «Красный Путиловец», в собственности которого находится данный объект. Указал, что в настоящее время колхозом ведется работа по устранению вышеуказанных нарушений, и полагает, что в течение двух месяцев все недостатки будут устранены.

Представитель третьего лица - отдела ветеринарии на территории Кашинского муниципального образования - Горшкова В.В. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что проведенной совместно с Кашинской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства в отношении колхоза «Красный Путиловец» были выявлены указанные прокурором в иске нарушения. Ненадлежащее содержание скотомогильника представляет потенциальную опасность, как для людей, так и для животных, а потому имеющиеся нарушения ветеринарных Правил подлежат устранению.

Суд, ознакомившись с исковым заявлением, выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в ходе проведенной Кашинской межрайонной прокуратурой совместно с Главным государственным ветеринарным инспектором на территории Кашинского муниципального образования проверкой был выявлен факт несоответствия устройства, эксплуатации и содержания скотомогильника (биотермической ямы), расположенной на расстоянии 300 метров восточнее животноводческого комплекса д[данные удалены], принадлежащего и эксплуатируемого колхозом «Красный Путиловец», требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469), а именно: скотомогильник огорожен забором из досок, расположенных в поперечном исполнении с промежутками между доскам на 15-20 см.; помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов рядом со скотомогильником (биотермической ямой) отсутствует.

Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются актом проверки соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства от [дата обезличена], с иллюстрационными фототаблицами (л.д.29), информацией заведующей отделом ветеринарии на территории Кашинского муниципального района от [дата обезличена] (л.д. 38-41), ветеринарно-санитарной карточкой [номер обезличен] на скотомогильник (биотермическую яму) (л.д.36-37), справкой колхоза «Красный Путиловец» от [дата обезличена] в том, что биотермическая яма (скотомогильник) является собственностью колхоза (л.д.26).

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которого должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и который должен осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04 декабря 1995 года №13-7-2/469), к биологическим отходам относятся трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах.

Пунктом 1.5. указанных Правил предусмотрено, что биологические отходы утилизируются путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием, или в исключительных случаях производят захоронения в специально отведенных местах.

Пункт 5.6. Правил предусматривает, что территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.

В соответствии с п. 5.8 Правил над биотермической ямой (скотомогильником) на высоте 2,5 метров строят навес длиной 6 метров шириной 3 метра, рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов.

В соответствии с п.п. 6.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04 декабря 1995 года №13-7-2/469), скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм, обязанность по устранению нарушений ветеринарно-санитарных правил по содержанию и эксплуатации принадлежащего колхозу «Красный Путиловец» скотомогильника, лежит именно на данной организации, как на его собственнике.

Указанные выше ветеринарно-санитарные правила приняты в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, а потому суд соглашается с доводами прокурора о том, что имеющее место неисполнение колхозом «Красный Путиловец» законных требований в области ветеринарно-санитарных правил по содержанию скотомогильника приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории [данные удалены], негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и эпидемиологических заболеваний населения и животных, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а потому имеющиеся нарушения подлежат устранению. Разрешая вопрос о сроке, в течение которого имеющиеся нарушения ветеринарно-санитарных правил должны быть устранены, суд учитывает мнение представителя ответчика, пояснившего о готовности выполнить требования в двухмесячный срок, и считает, что указанный срок является разумным и достаточным для устранения имеющихся нарушений.

При данных обстоятельствах суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями пунктов 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,                                          

р е ш и л:

Исковые требования Кашинского межрайонного прокурора, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц к колхозу «Красный Путиловец», об обязании привести скотомогильник (биотермическую яму) в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами, - удовлетворить в полном объеме.

Обязать колхоз «Красный Путиловец», в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, установить ограждение территории скотомогильника (биотермической ямы), расположенного на расстоянии 300 метров восточнее животноводческого комплекса [данные удалены], в виде глухого забора высотой не менее 2 метров с въездными воротами и пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Тверской областной суд через Кашинский суд [данные удалены].

    

Судья