О включении в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации и обязании произвести перерасчет пенсии (№2-180/2011)



Дело № 2-180/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года                                                           г.Кашин Тверской области

Кашинский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Боброва М.М.,

при секретаре Батуриной А.Е.;

с участием истца Огородниковой С.Ю.;

представителей ответчика Канарейкиной Т.С, Кулагиной И.П.;

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Кашинского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Огородниковой Светланы Юрьевны к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области» о включении в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, и обязании произвести перерасчет пенсии,

у с т а н о в и л :

Огородникова С.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области» (далее «Пенсионный фонд») в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать ответчика зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды её нахождения на курсах повышения квалификации, и произвести перерасчет пенсии, назначив выплату пенсии с того момента, когда у неё возник 25-ти летний специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, с учетом включения в него периодов нахождения на курсах повышения квалификации.     

В обосновании своих требований истец указывает, что с [дата обезличена] по настоящий момент она работает [данные изъяты]. Отработав 25 лет, она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, однако при рассмотрении её заявления, ответчиком не были включены в специальный трудовой стаж периоды её нахождения на курсах повышения квалификации, и трудовая пенсия была назначена с [дата обезличена]. [дата обезличена] она обратилась к ответчику с заявлением о пересмотре назначенной пенсии и включении в специальный трудовой стаж периодов её нахождения на курсах повышения квалификации, в чем ей было отказано. С указанным решением она не согласна, поскольку курсы повышения квалификации она проходила не по своей инициативе, а по направлению работодателя, и повышение квалификации являлось необходимым условием её работы, отказаться от которых она не имела права, а потому полагает, что данные периоды необходимо включать в её специальный трудовой стаж.

В судебном заседании Огородникова С.Ю. свои требования поддержала в полном объеме, по основаниям, приведенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что за период своей работы она четырежды находилась на курсах повышения квалификации: [дата обезличена]; [дата обезличена]; [дата обезличена], и указанные периоды не были зачтены ей в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. С письменным заявлением о назначении пенсии она обратилась в Пенсионный фонд [дата обезличена], когда и была ей назначена пенсия, однако полагает, что поскольку в её специальный трудовой стаж подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации, то пенсия должна быть ей назначена не с [дата обезличена], а ранее, - с того момента, когда её специальный трудовой стаж, в который включены периоды повышения квалификации, достиг 25-ти лет, то есть когда у неё возникло права на пенсию.     

Представители ответчика Канарейкина Т.С., Кулагина И.П. исковые требования не признали, свои возражения мотивировали тем, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный трудовой стаж, поскольку это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, которыми руководствуется Пенсионный фонд при назначении досрочной трудовой пенсии. Огородникова С.Ю. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью [дата обезличена], и именно с этого дня ей была назначена пенсия, поскольку на тот момент её специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью составлял 25 лет и без включения в него периодов нахождения на курсах повышения квалификации. [дата обезличена] Огородникова С.Ю, обратилась с заявлением о включении в её специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и перерасчете пенсии, в чем ей было отказано. Кроме того, даже при условии включения в её специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации размер назначенной ей пенсии не изменится, поскольку он зависит от суммы уплаченных страховых взносов, а так же продолжительности страхового (общего стажа), в который периоды курсов повышения квалификации истца включены были. Ранее [дата обезличена] ей пенсия так же назначена быть не может, поскольку именно в этот день Огородникова С.Ю. обратилась с заявлением о назначении пенсии.           

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из объяснений сторон, а так же содержащегося в пенсионном деле Огородниковой С.Ю, заявления (л.д.42) следует, что она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пенсии [дата обезличена]. Решением начальника ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кашинском районе Тверской области» [номер обезличен] от [дата обезличена] (л.д.34) Огородниковой С.Ю. с [дата обезличена], то есть с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, была назначена трудовая пенсия, как лицу, осуществлявшему более 25 лет педагогическую деятельность, в сумме [данные изъяты].

Судом установлено, что истец, работающая с [дата обезличена] по настоящий момент [данные изъяты], по направлению работодателя четырежды проходила курсы повышения квалификации: [дата обезличена]; [дата обезличена]; [дата обезличена] и [дата обезличена], что подтверждается объяснениями сторон, а так же копией трудовой книжки истца (л.д.10-12), копиями свидетельств о повышении квалификации (л.д.14-16), приказов о направлении Огородникову С.Ю, на курсы повышения квалификации (л.д.29-30), актом документальной проверки работы Огородниковой С.Ю. от [дата обезличена] (л.д.38), а так же содержащимися в пенсионном деле истца данными о страховом стаже (л.д.35-36). При этом, как следует из данных о страховом стаже истца, содержащихся в пенсионном деле (л.д.35-36), а так же решения о назначении пенсии (л.д.34), периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не были включены в её специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако были включены в общий страховой стаж. Впоследствии заявление истца о включении курсов повышения квалификации в специальный стаж также удовлетворено не было (л.д.13).

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст.7 указанного Федерального закона пенсионного возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Соответствующий список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., а в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в соответствии с пунктом 4 которых, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку по правилам статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, соответственно период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, повышение квалификации педагогов является обязательным условием выполнения их работы.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, а потому периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, куда она направлялась работодателем, исключены из её специального стажа ответчиком неправомерно.

При таких обстоятельствах требования истца о включении в её специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения иных требований истца.

Так Огородникова С.Ю. просит произвести перерасчет пенсии, назначить ей выплату пенсии, не с [дата обезличена], что имеет место в данным момент, а с более раннего периода, - со дня достижения ей 25-ти летнего специального стажа педагогической деятельности, с учетом включения в него периодов нахождения на курсах повышения квалификации, то есть с момента возникновения у неё права на пенсию.      

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией согласно пункту 2 указанной статьи считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. Судом установлено, что Огородникова С.Ю. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пенсии [дата обезличена] и с этой даты ей была назначена пенсия.

Пункты 4 и 4.1 ст.19 вышеуказанного Федерального закона, содержат исчерпывающий перечень случаев назначения трудовой пенсии ранее дня обращения за трудовой пенсией, и не предусматривают возможности назначения трудовой пенсии по старости ранее дня обращения за указанной пенсией, в том случае если лицо, обратившееся за трудовой пенсией, продолжает работать, что имеет место в случае с истцом.

Исходя из этого требования истца о пересчете пенсии посредством назначения пенсии не с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, а с момента достижения ей 25 летнего специального педагогического стажа, то есть возникновения у неё права на пенсию, удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Квитанцией об оплате госпошлины (л.д.8) подтверждено, что истец при обращении в суд уплатила госпошлину в размере [данные изъяты], при этом учитывая частичное удовлетворение заявленных исковых требований, понесенные ей расходы по оплате государственной пошлины подлежат возмещению частично, - в сумме [данные изъяты].

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ

р е ш и л:

Исковые требования Огородниковой Светланы Юрьевны к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области» о включении в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, и обязании произвести перерасчет пенсии, - удовлетворить частично.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области» включить специальный трудовой стаж Огородниковой Светланы Юрьевны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды её нахождения на курсах повышения квалификации.

В удовлетворении остальной части исковых требований Огородниковой Светлане Юрьевне, - отказать.

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области» в пользу Огродниковой Светланы Юрьевны [данные изъяты] в счет возмещения судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины при обращении в суд.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, а именно с 23 мая 2011 года, в Тверской областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кашинский городской суд Тверской области.

Судья