О признании незаконным действий главы администрации городского поселения в части дачи немотивированного предложения об изменении места и времени проведения митинга в решении `О согласовании прведения митинга` (№2-224/2011)



Дело 2-224\2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года                                                    г. Кашин Тверская область

Кашинский городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Засимовского А.В.,

с участием заместителя Кашинского межрайонного прокурора Александровича А.М.

Представителя Главы Администрации городского поселения город Кашин по доверенности Панфилова С.А.

при секретаре Галяевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-224/2011 по заявлению Кашинского межрайонного прокурора действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Главе Администрации городского поселения - город Кашин о признании незаконными действий Главы Администрации городского поселения - город Кашин в части дачи в решении «О согласовании проведения митинга» № 236 от 01.04.2011г. не соответствующего требованиям федерального законодательства предложения об изменении места и времени проведения митинга

у с т а н о в и л:

Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Главе Администрации городского поселения - город Кашин о признании незаконными действий Главы Администрации городского поселения - город Кашин. Исковые требования изменены. Заявитель просил признать незаконными действия Главы Администрации городского поселения - город Кашин в части дачи в решении «О согласовании проведения митинга» № 236 от 01.04.2011г. не соответствующего требованиям федерального законодательства предложения об изменении места и времени проведения митинга 10.04.2011г. в 17.00: огороженная часть Пролетарской площади напротив памятнику Ленину, вместо: 10.04.2011г. с 11.00 до 12.00 г.Кашин, Пролетарская площадь, возле памятника В.И.Ленину.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения Межрайонной прокуратурой проверки исполнения Администрацией муниципального образования «Городское поселение - город Кашин» законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях установлено, что 31 марта 2011г. в адрес Администрации городского поселения - город Кашин поступило уведомление от Кашинского местного отделения КПРФ о проведении 10 апреля 2011г. в период времени с 11.00 до 12.00 митинга, посвященного 50-летию первого полета человека в космос. В уведомлении, содержалось указание на место проведения митинга - г. Кашин, Пролетарская площадь возле памятника В.И. Ленину. Согласно решению Администрации городского поселения - город Кашин № 236 от 01.04.2011г. уполномоченному организатору публичного мероприятия Руффу В.В. предложено изменить место и время проведения митинга: на 17.00 10.04.2011г. на огороженной части территории Пролетарской площади напротив памятника В.И. Ленину. В качестве обоснования принятия исполнительным органом местного самоуправления такого решения указано, что 10.04.2011г. на Пролетарской площади будут проводиться универсальная (с 9.00 до 17.00) и Весенняя сельскохозяйственная ярмарки. Указанное решение Администрации городского поселения не соответствует требованиям федерального законодательства, так как в нем отсутствует законная мотивация предложения об изменении места и времени публичного мероприятия, что не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 12, ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и нарушает конституционные права и законные интересы граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

В судебном заседании заместитель Кашинского межрайонного прокурора Александрович А.М. заявление поддержал в полном объеме, мотивировал доводами, изложенными в заявлении.

Представитель Главы Администрации городского поселения - город Кашин по доверенности Панфилов С.А. с требованиями прокурора не согласился. Возражения мотивировал тем, что Администрация городского поселения - город Кашин, рекомендуя представителю Кашинского местного отделения КПРФ провести митинг 10.04.2011 г. в 17.00 в огороженной части Пролетарской площади напротив памятнику В.И. Ленину не нарушила конституционные права граждан. Проведение массового мероприятия не у памятника В.И. Ленину никак не могло бы повлиять на цель и смысл публичного мероприятия. С целью недопущения возникновения спорных ситуаций, связанных с возможностью проведения публичного мероприятия в непосредственной близости к местам размещения органов власти Тверской области организаторам митинга 10.04.2011 г. было рекомендовано провести его на отгороженной от проезжей части автодороги территории Пролетарской площади. При этом соблюдены требования части 3 статьи 2 Закона Тверской области от 18 марта 2011 г. № 20-30 «О порядке проведения на территории Тверской области публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования». Перенесение времени проведения митинга КПРФ на 17.00 вызвано также тем, что на огороженной части Пролетарской площади в период времени, заявленный организатором митинга 10.04.2011 г., проводилась универсальная и сельскохозяйственная ярмарки. Просил оставить заявление без удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Оценив фактические обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу о незаконности решений и действий Главы Администрации городского поселения - город Кашин в части дачи в решении «О согласовании проведения митинга» № 236 от 01.04.2011г. не соответствующего требованиям федерального законодательства предложения об изменении места и времени проведения митинга. Поскольку предложения об изменении места и времени проведения митинга необоснованны, незаконны и нарушают права граждан.

Так, Федеральным законом от 19.06.04 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», установлено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. При этом предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации и предусмотрена процедура согласования с органами государственной власти и местного самоуправления уведомлений о проведении публичных мероприятий. Организатор публичного мероприятия не получает разрешение у органа местного самоуправления на его проведение, а лишь информирует о своих намерениях.

Как следует из материалов дела, 31 марта 2011 года секретарь Кашинского местного отделения КПРФ Бардашов В.Х. подал главе администрации Кашинского городского поселения - город Кашин Абанькову В.Н. уведомление о проведении митинга посвященного 50-летию первого полета человека в космос. В данном уведомлении указано место проведения митинга - г.Кашин Пролетарская площадь, возле памятника В.И.Ленина, время проведения мероприятия - 10 апреля 2011 года с 11.00 до 12.00 ч., количество участников - до 100 человек. Ответственным за проведение митинга указан Руфф В.В.

Процедура согласования, установленная Федеральным законом от 19.06.04 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривает возможность органов власти обратиться к организаторам публичного мероприятия с предложением об изменении места и времени его проведения, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона, которое должно быть мотивированным (ч.5 ст.5) и обоснованным (п.2 ч.1 ст12).

В решении о согласовании проведения митинга от 01.04.2011г. №236 Главой Администрации городского поселения-город Кашин Абаньковым В.Н. в ответ на уведомление о проведении митинга предложено с учетом требований Закона Тверской области от 17 марта 2011г. "О порядке проведения на территории Тверской области публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования», с учетом требований Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения      перенести время митинга на 17-00, а место проведения на прилегающей территории на огороженной части Пролетарской площади напротив памятника Ленину поскольку по четвергам и выходным дням проходят универсальные ярмарки с 9-00 до 17-00 (с учетом времени на работу уборщиков и вывоз ТБО спецтехникой МУП «КХ» по графику. К тому же 10.04.2011г. проводится весенняя сельскохозяйственная ярмарка организуемая Администрацией Кашинского района.

Указанное предложение в согласовании проведения митинга от 01.04.11 г. было доведено до организатора митинга по телефону. Факт уведомления и сроки уведомления об указанном предложении никем не оспариваются.

При этом судом установлен факт проведения 10.04.2011г. универсальной ярмарки и сельскохозяйственной ярмарки, что не оспаривают стороны.

В статье 3 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ закреплены принципы проведения публичного мероприятия, одним из которых является законность, то есть соблюдение положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Понятие "мотивированное предложение" по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.

Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.

Часть 5 статьи 5 и пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.04 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» также возлагают на орган местного самоуправления обязанность оформить мотивированное и обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Однако, судом установлено, что предложение Главы Администрации городского поселения - город Кашин об изменении места и времени проведения публичного мероприятия оформленное в виде письма№ 236 от 01.04.2011г. не обоснованно, и не содержит сведений о переносе места и времени проведения митинга в связи с необходимостью осуществления публичной защиты, сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Проведение ярмарок не является веским доводом, указывающим на невозможность проведения публичного мероприятия митинга. Каких-либо сведений конкретизирующих невозможность проведения митинга в согласовании не указано.

Судом установлено, что организатором митинга планировалось проведение митинга 10.04.2011г. с 11-00 до 12-00. Указанный день являлся воскресеньем. При этом в указанный день действительно на Пролетарской площади г.Кашина проводились ярмарки. Однако, в соответствии со схемой размещения торговых мест на Пролетарской площади в четверг и в воскресенье на территории городского поселения - город Кашин место, где планировалось проведение митинга не предусматривает возможности размещения торговых мест обозначенных на схеме цифрами 2 и 3. Митинг планировалось провести на территории дороги возле памятника Ленина, а ярмарки проводились на огороженной территории Пролетарской площади и вдоль дороги по ул.К.Маркса после территории рынка. Таким образом, мотивирование переноса митинга на другое время и место в связи с проведением ярмарок безосновательны, так как проведение этих массовых мероприятий планировалось в разных частях площади. Доказательств невозможности обеспечения общественного порядка, обеспечения безопасности граждан как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, не представлено и эта причина не указана в предложении о переносе митинга.

Таким образом, мотивы переноса места и времени проведения митинга связанные с тем, что 10 апреля 2011г. проводится весенняя сельскохозяйственная ярмарка, организуемая Администрацией Кашинского района необоснованны.

Также необоснованны мотивы переноса митинга требованиями Закона Тверской области от 17 марта 2011г. "О порядке проведения на территории Тверской области публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования», требованиями Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также требованиями по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

Указанные законы не содержат запрета на проведение митинга в планируемом месте возле памятника Ленину.

Так, Федеральный закон от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит перечень мест, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, при этом место где планировалось проведение митинга не относится к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено. Кроме того, в соответствии с п.3.1. ст.8 Федеральный закон от 19.06.2004г. №54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч.2 ст.2 Законом Тверской области от 17 марта 2011г. "О порядке проведения на территории Тверской области публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования» установление несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения является основанием для доведения до сведения организатора публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Однако судом установлено, что на момент запланированного митинга отсутствовали несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

Так, судом установлено, что участок проезжей части дороги по ул.К.Маркса, у которой находится памятник Ленину, расположен в зоне действия знака 3.2 ПДД РФ "Движение запрещено" со знаком дополнительной информации указывающим дни недели и время суток, в течение которых действует знак - четверг, воскресенье с 8-00 до 16-00. Данный факт подтвердили стороны.

Таким образом, на момент планируемого митинга и в запланированное время участок проезжей части дороги возле памятника Ленину не мог использоваться для управления транспортными средствами в силу действия знака запрещающего любое движение транспортных средств в этом месте дороги. Таким образом в месте, где планировалось проведение митинга (возле памятника В.И.Ленина) и в запланированное время были обеспечены транспортная безопасность и безопасность дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, согласно схеме размещения торговых мест утвержденной Абаньковым В.Н., далее по ул.Карла Маркса также в зоне действия знаков движение запрещено, на проезжей части дороги находятся торговые места для промышленных товаров расположение которых на проезжей части при согласовании схемы размещения торговых мест у Главы Администрации городского поселения город Кашин не вызвало возражений, что также указывает на обеспечение транспортной безопасности и безопасности дорожного движения участка дороги в зоне действия знаков - движение запрещено. При этом представитель Главы Администрации городского поселения Панфилов С.А. также подтвердил, что на перекрестке ул.Луначарского и ул.Карла Маркса в выходные и праздничные дни стоит передвижной пост ГИБДД и сотрудники Кашинского ОВД с целью предотвращения нарушений ПДД РФ перекрывают дорогу по ул.К.Маркса ведущую от перекрестка мимо памятника Ленину вдоль площади. Из представленных фотографий следует, что и в день, когда был запланирован митинг 10.04.2011г. сотрудниками ГИБДД была перекрыта эта часть дороги.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждено, что условия проведения публичного мероприятия 10.04.2011г. соответствовали требованиям по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения. В связи с чем, в решении Администрации городского поселения - город Кашин от 01.04.2011г. №236 отсутствуют законные основания изменения места и времени проведения публичного мероприятия - митинга.

Доводы высказанные представителем Главы Администрации городского поселения-город Кашин о том, что участники митинга могли выйти на перекресток, где бы они оказались на территории непосредственно прилегающей к зданию - дом №18/1 по ул.Анатолия Луначарского, в котором размещены государственные органы Тверской области также не могут быть приняты так как это основание к переносу митинга в письме о согласовании проведения митинга от 01.04.2011г. №236 не содержится. В соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия. Для проведения мерпоприятия 10.04.2011г. запланировано 100 человек сведений о невозможности участия такого количества человек в указанном месте в письме о согласовании проведения митинга от 01.04.2011г. №236 не содержится. Кроме того имеется возможность принятия соответствующих мер по проведению митинга в запланированном месте.

Абзац 3 публикации в газете «Кашинский Вестник» № 13 (257) от 08.04.2011г. о проведении публичного мероприятия с целью чествования 50- летия первого полета человека в космос содержит сведения о том, что перенос времени митинга не позволили реализовать цели митинга в предложенное время.

Цель и смысл публичного мероприятия, направленного на свободное формирование и распространение мнений, выражение общественных настроений и интересов, привлечение внимания к требованиям митингующих, неразрывно связаны именно с местом и временем его проведения. Произвольное изменение времени и места проведения собраний и митингов заведомо может лишить смысла само проведение мероприятия, ограничить его публичность, массовость, эффективность и, следовательно, ограничить саму свободу собраний.

Судом установлено, что запланированное публичное мероприятие - митинг 10.04.2011г. не состоялся в связи с тем, что перенос времени митинга не позволили реализовать цели митинга в предложенное время.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Из Конституции Российской Федерации следует, что права и свободы человека и гражданина, в том числе право, предусмотренное статьей 31 Конституции РФ проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 31; статья 55, часть 3).

Таким образом, незаконными действиями Администрации городского поселения - город Кашин в части дачи в части дачи в решении «О согласовании проведения митинга» № 236 от 01.04.2011г. не соответствующего требованиям федерального законодательства предложения об изменении места и времени проведения митинга, нарушены права граждан связанные со свободой мирных собраний и тесно связанные с ними - свобода слова и свобода выражения своего мнения, которые лежат в основе демократического государства и политического статуса граждан, гарантируются Конституцией Российской Федерации и особо охраняются общепризнанным принципами и нормами международного права.

В соответствии с положениями ст.258 ГПК РФ и п.п.25,28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.09 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении указанных дел по существу суд проверяет соответствие оспариваемых действий (бездействия), решений органов власти требованиям закона и при удовлетворении заявления в резолютивной части решения указывает на признание оспариваемых действий и решений незаконными.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ каждый гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

Предоставленных доказательств достаточно для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Кашинского межрайонного прокурора действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Главе Администрации городского поселения - город Кашин удовлетворить.

Признать незаконными действия Главы Администрации городского поселения - город Кашин в части дачи в решении «О согласовании проведения митинга» № 236 от 01.04.2011г. не соответствующего требованиям федерального законодательства предложения об изменении места и времени проведения митинга 10.04.2011г. в 17.00: огороженная часть Пролетарской площади напротив памятнику Ленину, вместо: 10.04.2011г. с 11.00 до 12.00 г.Кашин, Пролетарская площадь, возле памятника В.И.Ленину.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течении 10 дней через Кашинский городской суд Тверской области со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий :