Дело № 2-397/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 30 сентября 2011 года г.Кашин Тверской области Кашинский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Боброва М.М., при секретаре Батуриной А.Е.; с участием заместителя Кашинского межрайонного прокурора Кокорева С.Л.; представителя ответчика МУ «Кашинская Центральная районная больница» Беловой В.Н. представителя ответчика - Муниципального образования «Кашинский район» Серовой О.Н. действующей на основании доверенности [номер обезличен] от [дата обезличена], рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Кашинского городского суда Тверской области гражданское дело по иску, поданному Кашинским межрайонным прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению «Кашинская центральная районная больница» и Муниципальному образованию «Кашинский район» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, у с т а н о в и л: Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению «Кашинская центральная районная больница» и Муниципальному образованию «Кашинский район», в котором, с учетом уменьшения исковые требований, просит возложить на ответчика в срок до [дата обезличена] обязанность по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности а именно: демонтировать глухую (не распашную) решетку, установленную на окне в процедурно-прививочном кабинете Эскинского фельдшерско-акушерского пункта (далее - Эскинский ФАП) муниципального учреждения «Кашинская центральная районная больница»; оборудовать здание Эскинского ФАПа муниципального учреждения «Кашинская центральная районная больница» установкой автоматической пожарной сигнализации; оборудовать здание Эскинского ФАПа муниципального учреждения «Кашинская центральная районная больница» системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа. Свои требования прокурор мотивирует тем, что проведенной проверкой в Эскинском фельдшерско-акушерском пункте, являющегося структурным подразделением МУ «Кашинская центральная районная больница» были выявлены факты нарушения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности. В частности было установлено, что здание Эскинского ФАПа, расположенное по адресу: [данные удалены] не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, что является нарушением требований п. 14 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315. Кроме этого, в нарушение требований п. 40 Правил пожарной безопасности РФ (утвержденные Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года) в процедурном кабинете Эскинского ФАПа на окне, являющегося в случае возникновения пожара эвакуационным выходом, установлена глухая, не распашная решетка. Также проверкой было установлено, что вопреки требованиям п.п. 4.1, 5.1 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» здание Эскинского ФАПа не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа. В соответствии с Уставом МУ «Кашинская ЦРБ» Эскинский ФАП является структурным подразделением МУ «Кашинская ЦРБ». Учредителем МУ «Кашинская ЦРБ» является Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского района. Указывает, что в соответствии статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Частью 4 статьи 51 Федерального закона от 06.110.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и пунктом 2 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, органы местного самоуправления, которые от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Полагает, что неисполнение администрацией МУ «Кашинская ЦРБ» предусмотренных законом требований в области обеспечения мер пожарной безопасности нарушает право на охрану жизни и здоровья как лиц, находящихся в учреждении и обслуживающего персонала, так и посетителей лечебного учреждения. Исходя из этого прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с настоящим иском. В судебном заседании представитель Кашинской межрайонной прокуратуры исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МУ «Кашиснкая ЦРБ»,- Белова В.Н. действующая на основании доверенности от [дата обезличена], с исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что в здании Эскинского фельдшерско-акушерского пункта, являющегося структурным подразделением МУ «Кашинская ЦРБ», действительно отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация, а так же система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, кроме этого на окне в процедурно-прививочном кабинете установлена глухая (не распашная) решетка. Согласилась с тем, что обязанность по устранению данных нарушений лежит именно на МУ «Кашинская Центральная районная больница». Собственником занимаемого Эскинским фельдшерско-акушерским пунктом помещения является муниципальное образование «Кашинский район», которое осуществляет его финансирование и, поскольку самостоятельных источников дохода Эскинский ФАП не имеет, по этой причине были допущены выявленные нарушения правил пожарной безопасности. Вместе с тем, Администрацией Кашинского района [дата обезличена] запланировано выделение соответствующих денежных средств на оборудование помещения Эскинского фельдшерско-акушерского пункта установкой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, а потому полагает, что [дата обезличена] указанные нарушения требований пожарной безопасности будут устранены. Представитель ответчика, администрации муниципального образования «Кашинский район», - Серова О.Н. в судебном заседании так же выразила свое согласие с заявленными исковыми требованиями. Пояснила, что руководство муниципального образования «Кашинский район», которое является собственником здания ответчика и осуществляет финансирование указанного бюджетного учреждения, предусмотрело [дата обезличена] выделение денежных средств на оборудование медицинских учреждений района автоматическими пожарными сигнализациями и системами оповещения и управления эвакуации людей при пожаре. Однако, в связи с тем, что данные мероприятия частично будут финансироваться из областного бюджета, до настоящего момента указанные прокурором нарушения не устранены. Суд, выслушав доводы прокурора, представителей ответчиков и исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что в ходе проведенной проверки соблюдения в деятельности Эскинского фельдшерско - акушерского пункта законодательства о пожарной безопасности, было выявлено, что занимаемое акушерским пунктом здание, расположенное по адресу: [данные удалены] не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации, что является нарушением пункта 14 Норм пожарной безопасности (НПБ) 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315, а так же не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением п.п. 4.1, 5.1 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях». Также, в нарушение требований п. 40 Правил пожарной безопасности РФ (утвержденные Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года) в процедурном кабинете Эскинского ФАПа на окне, являющегося в случае возникновения пожара эвакуационным выходом, установлена глухая, не распашная решетка. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются рапортом Помощника межрайонного прокурора от [дата обезличена] (л.д.26). Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03),устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (Пункт 1 Правил). В соответствии со ст.ст. 1 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Статья 38 указанного Закона устанавливает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности, собственники имущества, а так же лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Согласно Устава МУ «Кашинская центральная районная больница» Эскинский фельдшерско - акушерский пункт является структурным подразделением МУ «Кашинская ЦРБ», а согласно пункта 7 Устава учредителем МУ «Кашинская ЦРБ» является Комитете по управлению имуществом Администрации Кашинского район (л.д. 6-13). Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм, обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности, имеющих место в помещении, занимаемом Эскинским фельдшерско - акушерским пунктом на законных основаниях, лежит именно Муниципальном учреждении «Кашинская центральная районная больница», а при недостаточности у учреждения собственных денежных средств- на его учредителе, Муниципальном образовании «Кашинский район». Правила пожарной безопасности приняты в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, а потому суд соглашается с доводами прокурора о том, что имеющее место нарушение законных требований в области обеспечения мер пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью как лиц, находящихся в учреждении и обслуживающего персонала Эскинского ФАПа, так и посетителей лечебного учреждения, круг которых является неопределенным, а потому имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности подлежат устранению. Разрешая вопрос о сроке, в течении которого указанные нарушения должны быть устранены, суд учитывает мнение представителей ответчиков, а так же потенциальную опасность имеющихся нарушений, и считает что указанный прокурором срок является разумным и достаточным для устранения ответчиком нарушений законодательства пожарной безопасности. При данных обстоятельствах суд считает, что заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд, р е ш и л: Исковые требования Кашинского межрайонного прокурора, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению «Кашинская центральная районная больница» и Муниципальному образованию «Кашинский район» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, - удовлетворить в полном объеме. Обязать Муниципальное учреждение «Кашинская центральная районная больница», а при недостаточности у учреждения собственных денежных средств - Муниципальное образование «Кашинский район» (в субсидиарном порядке) в срок до [дата обезличена] оборудовать здание Эскинского фельдшерско-акушерского пункта муниципального учреждения «Кашинская центральная районная больница», расположенного по адресу: [данные удалены], установкой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа а так же демонтировать глухую (не распашную) решетку, установленную на окне в процедурно-прививочном кабинете указанного здания. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Тверской областной суд через Кашинский суд Тверской области. Судья