О признании незаконным бездействия по разработке паспорта безопасности территории сельского поселения и об обязании разработать паспорт безопасности территории сельского поселения (№2-85/2012)



Дело № 2-85/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

13 февраля 2012 года г. Кашин Тверской области

Кашинский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Засимовского А.В.,

при секретаре Осиповой К.С.;

с участием представителя Кашинской межрайонной прокуратуры Фомина А.А.;

представителя ответчика – главы Администрации МО «Давыдовское сельское поселение» Уварова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Кашинского городского суда Тверской области гражданское дело № 2-85/12 по иску, поданному Кашинским межрайонным прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Давыдовское сельское поселение» (далее МО «Давыдовское сельское поселение»), о признании незаконным бездействия по разработке паспорта безопасности территории сельского поселения и об обязании разработать паспорт безопасности территории сельского поселения,

у с т а н о в и л:

В обоснование своих требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой проверкой были выявлены нарушения, выразившиеся в невыполнении ответчиком требований законодательства о защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку в целях определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций, оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, разработки мероприятий по снижению степени риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования органом местного самоуправления должен быть разработан паспорт безопасности территории муниципального образования, форма которого утверждена Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 года № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территории субъектов РФ и муниципальных образований». Поскольку такой паспорт у ответчика отсутствует, бездействие ответчика может привести к увеличению объема негативных последствий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и, соответственно, жизнь и здоровье граждан данных поселений будут поставлены под угрозу. В связи с этим бездействие ответчика по разработке паспорта безопасности является незаконным, и, следовательно, он должен разработать паспорт безопасности территории муниципального образования.

В судебном заседании представитель Кашинской межрайонной прокуратуры Фомин А.А. исковые требования поддержал, мотивировал доводами изложенными в иске.

Представитель ответчика - глава администрации МО «Давыдовское сельское поселение» Уваров Н.А. иск признал полностью. Пояснил, что в настоящее время паспорт безопасности разрабатывается и находится в стадии согласования в вышестоящей инстанции. Подтвердил, что к предписанному сроку процедура согласования и утверждения паспорта завершится, считает указанный в иске срок разумным.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

В соответствии с п. 3 Указа МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации     государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В рамках указанных выше полномочий, в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13 ноября 2003 года № 4) МЧС России приказом от 25 октября 2004 года № 484 (далее - Приказ № 484) утвердило Типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 3, 4, 7 Приложения к Приказу № 484 организация разработки паспорта безопасности территории муниципального образования осуществляется органом местного самоуправления. Первый экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.

В силу ст. 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (ст. 14).

Аналогичные нормы содержатся в Уставе муниципального образования «Давыдовское сельское поселение» (ч. 8 ст. 9 гл. 1).

Ответчик не оспаривает то обстоятельство, что паспорт безопасности территории муниципального образования у него отсутствует.

Таким образом, доводы прокурора о незаконности бездействия ответчика, выражающегося в неразработке в течение нескольких лет паспорта безопасности территории муниципального образования, и о существующей реальной угрозе правам граждан на охрану жизни и здоровья, на безопасные условия жизни являются обоснованными.

Как указано выше, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, который вправе издавать нормативно-правовые акты, направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приказ № 484 МЧС России издан в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, направлен на обеспечение защищенности населения территорий от угроз техногенного, природного характера. Следовательно, на муниципальном образовании лежит обязанность по организации разработки паспорта безопасности территории муниципального образования, поскольку Приказ № 484 относится к нормативно-правовым актам федерального органа исполнительной власти, который составляет правовую основу местного самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ).

Бездействие ответчика в участии в предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах поселения является незаконным, поскольку им не выполняются обязанности по разработке паспорта безопасности территории муниципальных образований, который определяет показатели степени риска чрезвычайных ситуаций, оценку состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, разработку мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.

Кроме того, указанное бездействие ответчика противоречит Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных - ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), которым определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральным законом № 68-ФЗ предусмотрено, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (ст. 7), и, следовательно, закон вменяет в обязанности органов местного самоуправления планировать необходимые меры в области защиты населения своих территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 11), к которым, в свою очередь, относится обязанность по разработке паспорта безопасности территорий муниципальных образований.

Статья 42 Конституции РФ предусматривает право граждан на благоприятную окружающую среду.

То обстоятельство, что разработка паспорта безопасности территории муниципального образования направлена на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среда и материальных потерь в случае их возникновения, является очевидным и каких-либо доказательств не требует.

Представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, в соответствии с которыми при признании иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и его принятие судом.

Признание ответчиком иска не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц, а поэтому признание ответчиком иска подлежит принятию судом.

Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Кашинского межрайонного прокурора к администрации МО «Давыдовское сельское поселение» удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Давыдовское сельское поселение» Кашинского района Тверской области по разработке паспорта безопасности территории городского поселения в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ от 25 октября 2004 года № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территории субъектов РФ и муниципальных образований».

Обязать администрацию муниципального образования «Давыдовское сельское поселение» Кашинского района Тверской области в срок до [дата обезличена] разработать паспорт безопасности территории сельского поселения в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ от 25 октября 2004 года № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территории субъектов РФ и муниципальных образований».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кашинский суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200