Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Кашин Тверской области 26 июля 2012 года
Кашинский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Эзериной Е.А., с участием истца Соколовой О.Н., представителя интересов истца Быстровой А.С., представителей ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области – Марченко И.Е. и Вижулиной О.В., при секретаре Осиповой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Соколовой Ольги Николаевны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области об обжаловании дисциплинарного взыскания,
у с т а н о в и л :
Соколова О.Н. обратилась в Кашинский городской суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области об обжаловании дисциплинарного взыскания, ссылаясь на то, что она работает в Кашинском районном отделе судебных приставов Управления Федеральной службы в должности [данные изъяты] с [дата обезличена]. Приказом от 24 мая 2012 года она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии за «непринятие с [дата обезличена] по [дата обезличена] должных мер по своевременной сдаче денежных средств, изъятых в ходе исполнительных действий на депозитный счет структурного подразделения, по своевременному распределению и перечислению в течение пяти календарных дней денежных средств взыскателям со счета структурного подразделения, а именно правильностью перечислений, т.е. ненадлежащее исполнение по своей вине возложенных служебных обязанностей, предусмотренных п.п. 3.1, 3.3.2, 3.3.15 должностного регламента.» Полагает, что указанное дисциплинарное взыскание было применено к ней неправомерно по следующим основаниям.
Согласно приказа она была привлечена к дисциплинарной ответственности за непринятие с [дата обезличена] по [дата обезличена] должных мер по своевременной сдаче денежных средств, изъятых в ходе исполнительных действий на депозитный счет структурного подразделения, по своевременному распределению и перечислению в течение пяти календарных дней денежных средств взыскателям со счета структурного подразделения, а именно правильностью перечислений. Полагает, что из содержания данного приказа не усматривается, когда конкретно и при каких обстоятельствах был совершен вменяемый ей дисциплинарный поступок: не указано какие именно денежные средства ею не были распределены и перечислены взыскателям, какие должные меры по оперативному учету за средствами, поступающими во временное распоряжение структурного подразделения ею не предпринимались. Полагает, что ответчиком нарушен порядок наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренный ст.193 ТК РФ.
Также указывает на то, что к дисциплинарной ответственности она была привлечена за ненадлежащее исполнение по своей вине возложенных служебных обязанностей, предусмотренных п.п. 3.1, 3.3.2, 3.3.15 должностного регламента.
При этом ознакомление работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью ст.22 ТК РФ относит к основным обязанностям работодателя. То есть работник должен четко осознавать, что относится к его трудовым обязанностям, чтобы иметь возможность их исполнять. Статья 68 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором- при приеме на работу. Согласно п.6 ст.26 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.
Однако в нарушение указанных норм права, при приеме на работу на должность судебного пристава-исполнителя в Кашинский районный отдел судебных приставов УФССП по Тверской области, она не была ознакомлена с должностным регламентом, на который ссылается ответчик. Таким образом, работодатель вменяет ей в вину не исполнение тех обязанностей, с которыми она не была ознакомлена.
Кроме того указывает на то, что даже и при допущении ею отдельных нарушений, вины ее в этом нет, так как в Кашинском районном отделе судебных приставов происходили регулярные сбои в компьютеризированной системе перечисления денежных средств, кроме того в связи с частыми выездами в район для совершения исполнительных действий. Также полагает, что причиной несвоевременного перечисления денежных средств явилось непринятие начальником отдела мер по своевременной сдаче денежных средств на депозитный счет отдела. В связи с этим она просит признать незаконным приказ о применении к ней дисциплинарного взыскания от [дата обезличена]. Полагает также, что незаконными действиями ответчика по применению данного приказа, ей был причинен моральный вред, пострадала ее репутация добросовестного работника. В связи с этим она просит взыскать с ответчика в качестве компенсации причиненного ей морального вреда [данные изъяты].
В судебном заседании истица, а также представитель ее интересов Быстрова А.С. требования в части признания незаконным приказа о применении к Соколовой О.Н. дисциплинарного взыскания от [дата обезличена] поддержали в полном объеме, от требований по компенсации морального вреда, истица отказалась.
Соколова О.Н. также пояснила, что действительно при ее приеме на работу в Кашинский отдел службы судебных приставов [дата обезличена], она была ознакомлена под роспись в журнале с должностным регламентом, инструкциями и иными нормативными актами, применяла их в работе. Поскольку первый раз она была принята на работу на время декретного отпуска другого работника, то [дата обезличена] она была уволена. Перерыв в работе составил около двух месяцев, [дата обезличена] с ней был заключен служебный контракт по той же должности с местом работы в Кашинском отделе службы судебных приставов. При приеме на работу [дата обезличена] повторно с должностным регламентом, инструкциями и иными нормативными актами ее не знакомили, полагает, что это существенное нарушение со стороны работодателя, так как инструкции могли изменится. Однако не отрицает, что в работе она руководствовалась должностным регламентом, инструкциями и иными нормативными актами.
Представители ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области – Марченко И.Е. и Вижулина О.В. исковые требования Соколовой О.Н. не признали, при этом пояснили, что нанимателем установленные порядок применения дисциплинарного взыскания, сроки привлечения к дисциплинарной ответственности Соколовой О.Н. не нарушены. Порядок привлечения ее к дисциплинарной ответственности определен в ст.58 Федерального закона от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации». По решению представителя нанимателя в отношении Соколовой О.Н. была проведена служебная проверка, имеется заключение по ее результатам, где установлен факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка. Сроки проведения проверки соблюдены. Согласно ст.59 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» именно в заключении по результатам служебной проверки должны содержаться указания на конкретные проступки, совершенные работником.
С доводами Соколовой О.Н. о том, что она не была ознакомлена с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью, с должностным регламентом, также не согласны. Первоначально Соколова О.Н. была принята на должность [данные изъяты] временно [дата обезличена], она была под роспись ознакомлена с должностным регламентом федерального государственного, гражданского служащего и другими нормативными актами, о чем имеется ее роспись в «Журнале ознакомления гражданских служащих со служебным распорядком и иными нормативными актами» от [дата обезличена]. Также указано, что экземпляр должностного регламента ею получен. Кроме того на оперативном совещании в Кашинском отделе [дата обезличена] было проведено повторное изучение Инструкции с [данные изъяты], в том числе и с Соколовой, что подтверждено ее росписью. Также указали, что никаких причин, в том числе и уважительных, по мнению самой Соколовой, для не исполнения ею должностных обязанностей- своевременной сдаче денежных средств, изъятых в ходе исполнительных действий на депозитный счет структурного подразделения, по своевременному распределению и перечислению в течение пяти календарных дней денежных средств взыскателям со счета структурного подразделения – не может быть. Не исполнение ею указанных должностных обязанностей способно причинить вред гражданам, которые являются сторонами исполнительного производства. В ходе проведения плановой контрольной проверки финансово-хозяйственной деятельности Кашинского районного отдела УФССП России которая проводилась контрольно-ревизионным отделом за период с [дата обезличена] по [дата обезличена], выявлен ряд нарушений, допускаемых многими работниками Кашинского отдела, однако Соколовой О.Н. допущены самые грубые нарушения. Более того в 2010 году контрольно-ревизионным отделом проводилась аналогичная проверка, по результатам которой также был выявлен ряд нарушений, в том числе и у Соколовой, которая, как показала последняя проверка- выводов для себя не сделала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные Соколовой О.Н. требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Соколова О.Н. работает в Кашинском районном отделе судебных приставов по Тверской области в должности [данные изъяты] с [дата обезличена], что подтверждается служебным контрактом [номер обезличен] от [дата обезличена].
Приказом от [дата обезличена] она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии за «непринятие с [дата обезличена] по [дата обезличена] должных мер по своевременной сдаче денежных средств, изъятых в ходе исполнительных действий на депозитный счет структурного подразделения, по своевременному распределению и перечислению в течение пяти календарных дней денежных средств взыскателям со счета структурного подразделения, а именно правильностью перечислений, т.е. ненадлежащее исполнение по своей вине возложенных служебных обязанностей, предусмотренных п.п. 3.1, 3.3.2, 3.3.15 должностного регламента.»
В материалах дела имеется акт о результатах плановой контрольной проверки финансово-хозяйственной деятельности Кашинского районного отдела УФССП России по Тверской области от [дата обезличена], проведенной комиссией в составе [данные изъяты] К. и [данные изъяты] Вижулиной О.В. Ими охвачен период проверки с [дата обезличена] по [дата обезличена]. Имеется Приложение к акту проверки о своевременности и полноте сдаче принятых денежных средств СПИ Кашинского районного отдела Управления ФССП России по Тверской области.
Также имеется служебная записка [данные изъяты] К. на имя руководителя УФССП России по Тверской области от [дата обезличена], где она сообщает, что при проведении ревизии ею обнаружен факт нарушения служебной дисциплины, совершенный в Кашинском отделе УФССП судебным приставом исполнителем Соколовой О.Н., а именно ею нарушались сроки распределения и перечисления в течение пяти операционных дней взысканных денежных средств, нарушалась правильность перечислений сумм со счета подразделения, также она несвоевременно сдавала денежные средства на депозитный счет отдела.
В соответствии со ст. 56 ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Представитель нанимателя в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.
Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.
Согласно ст. 57 вышеназванного ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания в отношении гражданского служащего определен ст.58 ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где в частности указано, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, а также то, что перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
Имеется приказ по УФССП по Тверской области от 02 мая 2012 года «О проведении служебной проверки в отношении Соколовой О.Н.»
Статья 59 ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет порядок проведения служебной проверки, а именно указывает : служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
2) вина гражданского служащего;
3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.
4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.
8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Как установлено в судебном заседании, порядок проведения служебной проверки в отношении Соколовой О.Н. не нарушен. С Соколовой О.Н. затребовано объяснение по фактам допущенных нарушений, оно приобщено к материалам служебной проверки. Заключением по результатам служебной проверки в отношении Соколовой О.Н. установлены факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
В частности установлено, что Соколова О.Н., находясь при исполнении должностных обязанностей совершила следующие действия (бездействия): систематически нарушала сроки сдачи денежных средств на депозитный счет отдела (задержки от 1 дня до 5 дней на общую сумму [данные изъяты]); нарушала сроки распределения и перечисления в течение пяти операционных дней взысканных денежных средств в пользу взыскателей; должным образом не осуществляла контроль за правильностью перечисления денежных средств в рамках исполнительного производства. Например: 1) по ИП [номер обезличен] поступили денежные средства в сумме [данные изъяты] в пользу ГИБДД г. Чебаркуль, данные денежные средства перечислены по реквизитам, отличным от указанных в материалах; 2) по ИП [номер обезличен] взысканы денежные средства с Т. в пользу ООО «Хоум энд Кредит Банка» перечислены на счет заемщика [номер обезличен], вместо [номер обезличен]. В материалах ИП подшито письмо взыскателя о не поступлении денежных средств от [дата обезличена], однако никаких действий по правильному перечислению денежных средств на момент проверки не произведено.
При таких обстоятельствах ссылки истца, а также ее представителя о том, что из содержания приказа « о применении к Соколовой дисциплинарного взыскания» не усматривается, когда конкретно и при каких обстоятельствах был совершен вменяемый ей дисциплинарный поступок: не указано какие именно денежные средства ею не были распределены и перечислены взыскателям, какие должные меры по оперативному учету за средствами, поступающими во временное распоряжение структурного подразделения ею не предпринимались, не принимаются судом, поскольку в соответствии с требованиями ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» данные обстоятельства должны быть и соответственно установлены в заключении по результатам служебной проверки.
Доводы Соколовой, а также представителя ее интересов, о том, что ответчиком допущены нарушения норм права в отношении Соколовой О.Н., в частности при приеме на работу на должность [данные изъяты] в Кашинский районный отдел судебных приставов УФССП по Тверской области, она не была ознакомлена с должностным регламентом, что противоречит п.6 ст.26 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», согласно которого при заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей, также не могут быть приняты судом в качестве основания, по которому надлежит признать незаконным приказ о применении к Соколовой дисциплинарного взыскания.
В судебном заседании установлено, что первоначально Соколова О.Н. была принята на должность [данные изъяты] Кашинского районного отдела судебных приставов временно [дата обезличена], она была под роспись ознакомлена с должностным регламентом федерального государственного, гражданского служащего и другими нормативными актами, о чем имеется ее роспись в «Журнале ознакомления гражданских служащих со служебным распорядком и иными нормативными актами» от [дата обезличена]. Также указано, что экземпляр должностного регламента ею получен. Кроме того на оперативном совещании в Кашинском отделе [дата обезличена] было проведено повторное изучение Инструкции с судебными приставами –исполнителями, в том числе и с Соколовой, что подтверждено ее росписью.
Также имеется заявление Соколовой О.Н., адресованное ею руководителю УФССП России по Тверской области от [дата обезличена], где она просит принять ее на государственную гражданскую службу на должность [данные изъяты] и при этом указывает, что с основными требованиями ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с условиями работы, оплатой труда, должностным регламентом и служебным распорядком ознакомлена, согласна и обязуюсь их выполнять. Указанное заявление, написанное собственноручно Соколовой О.Н. полностью противоречит ее же утверждениям в судебном заседании.
Доводы Соколовой О.Н. о том, что причиной несвоевременного перечисления денежных средств явилось непринятие начальником отдела мер по своевременной сдаче денежных средств на депозитный счет отдела, также не могут быть приняты судом.
Согласно должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области «судебный пристав-исполнитель обеспечивает выполнение задач, возложенных на отдел на основании Положения об отделе, своевременно докладывает начальнику отдела об изменении состояния дел по направлениям деятельности. Принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Соблюдает при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций, обеспечивать и защищать интересы государства.»
В своей работе Соколова О.Н. должна была руководствовать непосредственно Инструкцией о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов федеральной службы судебных приставов.
Согласно требований указанной инструкции «наличные денежные средства, изъятые у должников в процессе исполнительного производства, не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, вносятся судебными приставами-исполнителями на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете [номер обезличен] «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» в соответствии с порядком, установленным Приказом Министерства финансов РФ от 21 сентября 2004 г.
Также согласно данной Инструкции « со счетов подразделений, открытых согласно п.2 настоящей Инструкции, денежные средства направляются : на удовлетворение требований взыскателя на основании исполнительного документа, в том числе на возмещение понесенных им расходов по совершению исполнительных действий.»
Также данной инструкций установлено, что ответственность за правильность выдачи и перечислений сумм со счетов подразделений несут распорядители счетов- старшие судебные приставы.
В своей работе судебный пристав-исполнитель также руководствуется методическими рекомендациями по организации бюджетного учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов федеральной службы судебных приставов.
Так согласно п.1.6 Указанных рекомендаций «предварительный и текущий контроль за учетом средств, поступающих во временное распоряжение подразделений судебных приставов, возлагается на руководителя подразделения судебных приставов и уполномоченное лицо, осуществляющее учет средств по счету подразделения, последующий контроль- на контрольно-ревизионные группы (отделы) территориальных органов ФССП России.»
В соответствии с п.1.7 рекомендаций «Оперативный учет средств, поступающих во временное распоряжение подразделений судебных приставов и администрируемых поступлений в разрезе лиц, участвующих в исполнительном производстве ведется судебными приставами-исполнителями подразделений судебных приставов.»
В соответствии с п.1.8 рекомендаций «Бюджетный учет средств, поступающих во временное распоряжение подразделений судебных приставов и администрируемых поступлений ведется на основании следующих первичных документов : квитанционных книжек: постановлений о распределении денежных средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения территориального органа ФССП России, оформленных судебными приставами-исполнителями и утвержденных старшими судебными приставами.»
Таким образом, из вышеприведенных нормативных актов усматривается, что именно [данные изъяты] должна наличные денежные средства, изъятые у должников в процессе исполнительного производства, не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, внести на депозитный счет. Он же должен в течение пяти календарных дней вынести постановление о распределении денежных средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения территориального органа ФССП России, а старший судебный пристав лишь утверждает указанное постановление.
Таким образом, ссылки Соколовой О.Н. на виновные действия лишь одного старшего судебного пристава и отсутствие в ее действиях вины, не нашли своего подтверждения.
Применить к работнику то или иное дисциплинарное взыскание – право работодателя. В данном случае по результатам проведенной служебной проверки к Соколовой О.Н. применено дисциплинарное взыскание- предупреждение о неполном должностном соответствии.
При применении дисциплинарного взыскания администрация должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, а также его последствия, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующую работу, отношение человека к своему нарушению.
Из объяснений представителя ответчика следует, что в данном случае тяжесть совершенного проступка достаточно высока, затронуты интересы лиц- участников исполнительного производства. Кроме того [дата обезличена] у Соколовой О.Н. были выявлены аналогичные нарушения, ей было указано на это, однако выводов для себя она не сделала.
Учитывая, что цель наказания - убедить человека отказаться от совершения нарушений в дальнейшем и удержать от нарушений других служащих, в данном случае указанное наказание справедливо, а также наиболее эффективно и значимо для Соколовой О.Н.
Учитывая все вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-200 ГПК РФ,
р е ш и л :
Соколовой Ольге Николаевне в удовлетворении ее требований к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области об обжаловании дисциплинарного взыскания отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятии в окончательной форме, в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кашинский городской суд Тверской области
Судья