О признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии (№ 2-52/2011)



Дело № 2 -52 / 2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» февраля 2011 года г.Кашин Тверской области

Кашинский городской суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Засимовского А.В.

при секретаре Осиповой К.С.,

с участием: истца Пушкиной Л.Ю.

представителя ответчика ГУ «Управления пенсионного фонда РФ в Кашинском районе» Канарейкиной Т.С.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, заведующей детского сада №11 «Родничок» Антоновой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кашине материалы гражданского дела № 2 -52 / 2011 по иску Пушкиной Любови Юрьевны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и включении периода работы в педагогический стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

у с т а н о в и л :

Пушкина Л.Ю. обратилась в суд с иском к Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области о признании незаконным решения [номер обезличен] от [дата обезличена] об отказе в установлении пенсии и включении в педагогический стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периода работы [данные изъяты] с [дата обезличена] по [дата обезличена].

В судебном заседании Пушкина Л.Ю. исковые требования поддержала, мотивировала тем, что [дата обезличена] она обратилась в ГУ Управление ПФ РФ в Кашинском районе Тверской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Решением Управление ПФ РФ в Кашинском районе Тверской области от [дата обезличена] [номер обезличен] ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия необходимого стажа, связанного с педагогической деятельностью. Комиссией по реализации пенсионных прав граждан УПФР в Кашинском районе не засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы воспитателем в детском саду «Родничок» с [дата обезличена] по [дата обезличена] поскольку в указанный период учреждение в котором она работала именовалось детским комбинатом. Считает отказ незаконным, поскольку наименование «детский комбинат» указанное в трудовой книжке было признано недействительным. 25 лет она работала с детьми в образовательном учреждении «Родничок» воспитателем и ее обязанности не менялись независимо от того именовалось учреждение комбинат или детский сад. Считает, что отказом ГУ Управления ПФ РФ в Кашинском районе Тверской области нарушены ее права. Просила признать незаконным решение [номер обезличен] от [дата обезличена] об отказе в установлении пенсии и обязать Управление пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области засчитать в стаж период работы с [дата обезличена] по [дата обезличена].

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области по доверенности Канарейкина Т.С. исковые требования не признала, пояснила, что Пушкина Л.Ю. с [дата обезличена] была принята на работу воспитателем в детский комбинат №11 «Родничок» ОАО «Кашинский завод электроаппаратуры», где работала по [дата обезличена] т.е. по дату переименования учреждения. После обращения Пушкиной Л.Ю. в пенсионный фонд была проведена проверка, в ходе которой, период с [дата обезличена] по [дата обезличена] был исключен из педагогического стажа Пушкиной Л.Ю. дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку детские комбинаты не предусмотрены разделом « Наименование учреждения» Списка. Просила в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, заведующая Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №11 «Родничок» Антонова Е.Н. в судебном заседании исковые требования признала. Пояснила, что с момента постройки детского сада, официально в детский комбинат он не переименовывался, в трудовой книжке и в приказе на Пушкину Л.Ю. ошибочно указано наименование детский комбинат. Пушкина Л.Ю. с момента перехода в детский сад работает воспитателем и ее обязанности не менялись.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора представитель Муниципального образования Кашинский район в лице Администрации Кашинского района Тверской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотрения дела в отсутствии представителя, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя Муниципального образования Кашинский район в лице Администрации Кашинского района Тверской области.

Выслушав истца и представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с решением (л.д.10) Управления ПФР в Кашинском районе (межрайонного) Тверской области по итогам работы Комиссии по реализации пенсионных прав граждан от [дата обезличена] [номер обезличен] не засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2009г. период работы Пушкиной Л.Ю. в должности воспитателя детского комбината №11 «Родничок» ОАО «Кашинский завод электроаппаратуры» с [дата обезличена] по [дата обезличена], т.к. наименование учреждения «детский комбинат» Списками не предусмотрено.

В соответствии с решением (л.д.11) ГУ-Управления ПФР в Кашинском районе (межрайонного) Тверской области от [дата обезличена] Пушкиной Л.Ю. отказано в назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по следующим причинам: согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ стаж педагогической деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях для детей должен составлять 25 лет. Указанный стаж гр. Пушкиной Л.Ю. без периода в зачете которого отказано, составляет на [дата обезличена] - [данные изъяты].

Представитель ответчика в обоснование принятого решения ссылается на то, что выполнение истцом обязанностей воспитателя ими не оспаривается, однако, наименование учреждения «Детский комбинат» не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и только по этому основанию истице было отказано в назначении пенсии.

При этом, судом установлено, что из записей в трудовой книжке Пушкиной следует, что она принята на работу в детский комбинат №11.

Так, из записей в трудовой книжке Пушкиной (до брака [дата обезличена] Буриной) Л.Ю. следует, что Пушкина (до брака Бурина) Л.Ю. работая в Кашинском доме ребенка на основании приказа [номер обезличен] от [дата обезличена] переведена на должность воспитателя в детский комбинат №11 завода ЭАП запись №2 трудовой книжки (л.д.13). Из записи №3 трудовой книжки (л.д.13) следует, что Пушкина (до брака Бурина) Л.Ю. зачислена в детский комбинат №11 воспитателем переводом из дома ребенка. Из выписки из приказа [номер обезличен] от [дата обезличена] следует, что Бурина Любовь Юрьевна с [дата обезличена] зачислена в детский комбинат №11 воспитателем с окладом [данные изъяты] переводом из дома ребенка.

Однако, судом установлено, что образовательное учреждение «Родничок» №11 расположенное по адресу [данные удалены] официально в детский комбинат не переименовывалось.

Из представленных суду документов следует, что детский сад №11 «Родничок» с момента сдачи в эксплуатацию как детский сад ясли переименовывался лишь [дата обезличена] в детский сад.

Так, в соответствии с актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию [дата обезличена] был принят в эксплуатацию детский сад ясли на 140 мест по [данные удалены]. При этом заказчиком строительства являлся Кашинский завод электроаппаратуры Минэлектротехпром СССР, строительство осуществлялось хозспособом ОКС Кашинского завода Электроаппаратуры.

Из ответа ОАО «Кашинский завод электроаппаратуры» от [дата обезличена] [номер обезличен] следует, что на момент нахождения на балансе завода детский комбинат №11 «Родничок», а впоследствии переименованный в детский сад №11 «Родничок» общеразвивающего вида являлся подразделением завода и статуса юридического лица не имел, в связи с чем, учредительные документы на него отсутствуют. Штатные расписания по детскому саду за период [дата обезличена] уничтожены.

В соответствии с распоряжением Главы Администрации г.Кашина и Кашинского района №875-Р от 10.06.1997г. «О переименовании дошкольных учреждений города» на основании «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» утвержденном постановлением правительства Российской Федерации от 01.07.1995г. №677 ясли сад №11 «Родничок» переименован в детский сад №11 «Родничок» общеразвивающего вида. В соответствии с приказом АО «Кашинский завод электроаппаратуры» [номер обезличен] от [дата обезличена] на основании распоряжения Главы Администрации г.Кашина и Кашинского района №875-Р от 10.06.1997г. «О переименовании дошкольных учреждений города» ясли-сад №11 «Родничок» переименован в детский сад №11 «Родничок» общеразвивающего вида.

Кроме того, из приказа [номер обезличен] от [дата обезличена] принятого генеральным директором ОАО «Кашинский завод электроаппаратуры» также следует, что администрация ОАО «Кашинский завод электроаппаратуры» признала тот факт, что детский сад ясли №11 в детский комбинат не переименовывался, в связи с чем в трудовые книжки работников делались неправильные записи о приеме на работу в детский комбинат №11, в связи с чем, генеральным директором ОАО «Кашинский завод электроаппаратуры» принят приказ отделу кадров внести в трудовые книжки работников д/с №11 соответствующие изменения направленные на отмену неправильных записей и внесения новых записей, показывающих на работу в яслях саде №11 ([дата обезличена]) или детском саду №11 (после [дата обезличена]). Трудовая книжка истца также содержит такие изменения, однако не имеет ссылки на указанный приказ.

Таким образом, доводы пенсионного фонда не засчитывать Пушкиной в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период ее работы в должности воспитателя детского сада ясли №11 «Родничок» ОАО «Кашинский завод электроаппаратуры» с [дата обезличена] по [дата обезличена] необоснованны, так как сведения о переименовании детского сада ясли №11 в детский комбинат не подтвердились, а записи в трудовой книжке в части именования учреждения детский комбинат признаны работодателем недействительными.

Кроме того, статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Часть 1 статьи 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует часть 2 статьи 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Согласно статьи 7, подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №1730-ФЗ определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правилами исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.

В пункте 1 Постановления от 21 января 2002 года N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации установило, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", применяются в части, не противоречащей указанным Федеральным законам.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со Списком к лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность относится воспитатель. К государственным и муниципальным учреждениям для детей относятся дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.

Пунктом 3 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, установлено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). Пункт 13 данных Правил к образовательным учреждениям, работа в которых дает право на получение пенсии за выслугу лет, относит детские сады всех наименований, детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.

Из анализа законодательства следует, что право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам законодатель связывает с видом и предметом деятельности учреждений, с характером работы.

В статье 12 Федерального закона РФ "Об образовании" N 3266-1 от 10 июля 1992 года закреплены общие признаки образовательного учреждения. К образовательным относятся дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. В соответствии со ст.55 указанного Закона педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666) дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В типовом положении среди видов дошкольных образовательных учреждений предусмотрены детские сады. Виды муниципальных и государственных образовательных дошкольных учреждений названы в постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.

При проверке судом вида и предмета деятельности образовательного учреждения в котором работает истец, а также характера работы истца в спорный период, судом установлено, что в период с [дата обезличена] по [дата обезличена] истица работала воспитателем, т.е. в должности, которая предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Факт выполнения истицей обязанностей воспитателя в спорный период не оспаривается и ответчиком.

Также судом установлено, что в спорный период вид и предмет деятельности образовательного учреждения не менялся, что подтвердила в судебном заседании заведующая детского сада №11 Антонова Е.Н..

Свидетель О. в судебном заседании пояснила, что была принята на работу в детский сад ясли незадолго до прихода Пушкиной и впоследствии, после перевода в детский сад ясли Пушкиной они работали воспитателями. С самого начала и до настоящего времени учреждение являлось детским садом, переименования учреждения не меняли вида и предмет деятельности этого учреждения.

Таким образом, судом установлено, что дошкольное образовательное учреждение именуемое «Родничок» №11 по [данные удалены], было построено и сдано в эксплуатацию как детский сад ясли на 140 мест. Весь спорный период и до настоящего времени данное учреждение не меняло своего вида и предмета деятельности и в спорный период с [дата обезличена] по [дата обезличена] учреждение именовалось детский сад ясли.

С учетом изложенного суд считает, что спорный период работы Пушкиной Л.Ю. воспитателем в образовательном учреждении «Родничок» №11 с [дата обезличена] по [дата обезличена] должен быть включен в стаж работы, дающей ей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с решением (л.д.11) ГУ-Управления ПФР в Кашинском районе (межрайонного) Тверской области от [дата обезличена] Пушкиной Л.Ю. об отказе в назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по следующим причинам: согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ стаж педагогической деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях для детей должен составлять 25 лет. Указанный стаж гр. Пушкиной Л.Ю. без периода в зачете которого отказано составляет на [дата обезличена] - [данные изъяты]. С заявлением в пенсионный фонд Пушкина обратилась [дата обезличена] Таким образом, с учетом того, что период с [дата обезличена] по [дата обезличена] включен судом в стаж работы истицы, дающей ей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, на момент обращения Пушкиной с заявлением в пенсионный фонд ее стаж составил более 25 лет.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: 19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

Таким образом, у истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии [дата обезличена] были основания и возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаем, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Из буквального толкования вышеуказанного положения закона следует, что пенсия не может назначаться ранее дня обращения за указанной пенсией и ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, с учетом изложенного исковые требования Пушкиной подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Пушкиной Любови Юрьевны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и включении периода работы в педагогический стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области [номер обезличен] от [дата обезличена] об отказе в установлении пенсии Пушкиной Любови Юрьевне незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области зачесть Пушкиной Любови Юрьевне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период работы в должности воспитателя с [дата обезличена] по [дата обезличена].

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кашинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья :