РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Карымское 29 апреля 2010 года
Карымский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи ФИО2
с участием помощника прокурора Карымского района ФИО3
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карымского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения ФИО5, муниципальному учреждению культуры ФИО6 о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по проведению реставрационных работ мемориала «Воинская слава»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карымского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения ФИО7 муниципальному учреждению культуры ФИО8 о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по проведению реставрационных работ мемориала «Воинская слава», ссылаясь на то, что проведенной проверкой исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия было установлено, что на территории городского поселения ФИО9 по ... расположен мемориал «Воинская слава» в честь воинов земляков, погибших в годы Великой отечественной войны. В соответствии с актом проверки от 5.04.10 ряд плит, на которых отлиты имена погибших воинов провалились, требуют окраски, постаменты, на которых они уложены, имеют значительные повреждения в виде трещин и отсутствующих кусков облицовки. Утрачена часть чугунных решеток, ограждающих памятник культуры, по факту кражи которых Дата обезличена. ОВД по ... возбуждено уголовное дело, сожжена часть колес пушки, установленной на постаменте, требуется ремонт забора, огораживающего мемориал с левой стороны от жилой зоны, покраска пушки, постамента, объектов мемориала, выравнивание поверхности пешеходной дорожки, ведущей к центральной стеле комплекса. Мемориал «Воинская слава» включен в перечень выявленных объектов историко-культурного наследия. Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 25.06.02г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Мемориал «Воинская слава» в честь воинов земляков, погибших в годы Великой Отечественной Войны, в установленном законом порядке не включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, однако ч.8 ст. 18 ФЗ № 73 устанавливает, что выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества городского поселения ФИО10 памятник истории - мемориал «Воинская слава» в честь воинов земляков, погибших в годы Великой Отечественной Войны, находится в собственности городского поселения ФИО11 и согласно акта приема-передачи имущества муниципальной собственности от 19.11.2009г. передан в оперативное управление муниципального учреждения культуры ФИО12 Настоящее состояние памятника истории, посвященного событиям Великой Отечественной Войны, является недопустимым и противоречит задачам сохранения военно-исторического наследия и увековечения Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.33 Устава городского поселения ФИО13 администрация городского поселения ФИО14 в сфере сохранения исторических и культурных памятников, развития культуры, местных традиций и обычаев организует реставрацию и содержание местных памятников истории и культуры, строительство, содержание муниципальных учреждений культуры (домов культуры, библиотек, театров, кинотеатров и др.).
Пунктом 3.12 Устава муниципального учреждения культуры ФИО15 определено, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества за учреждением, заданиями собственника, права владения, пользования и распоряжения им.
Однако ни органами местного самоуправления городского поселения ФИО16 ни муниципальным учреждением культуры ФИО17 не принимается должных мер по реализации возложенных законом полномочий по государственной охране мемориала «Воинская слава».
В судебном заседании помощник прокурора ФИО18 исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что на основании Федерального закона №73 подлежат охране объекты, которые не включены в реестр объектов культурного наследия народов РФ. Мемориал находится в собственности г.п. ФИО19 Мемориал передан в оперативное управление ФИО52, в связи с этим оба ответчика должны нести обязанности по его содержанию. Бездействие ответчиков заключается в не выполнении реставрационных работ, не принятии мер к сохранности памятника. На ответчиков необходимо возложить обязанности по проведению реставрационных работ до празднования 65-летия великой отечественной войны.
Представитель ответчика муниципального учреждения культуры ФИО20., признав иск частично, суду пояснила, что мемориал «Воинская слава» в ноябре 2009г. передан им в оперативное управление. Чугунные решетки были похищены в декабре 2009г., поскольку мемориал ни кем не охраняется. Перед праздником 9 мая всегда производится уборка и покраска мемориала. Для проведения реставрационных работ по предварительной оценке необходима сумма в размере 1 млн. руб., в бюджете ФИО21 денежных средств на проведение данных работ не предусмотрено. Решение о проведении реставрационных работ принимает администрация г.п. ФИО22 Срок проведения реставрационных работ указанный в исковом заявлении является не реальным, поскольку за несколько дней не возможно изыскать необходимые денежные средства и провести реставрационные работы. Учитывая погодные условия, замерзшую землю пешеходную дорожку нельзя ремонтировать в данное время, лучше проводить работы в летнее время года.
Представитель ответчика администрации городского поселения ФИО23 в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление ФИО24 считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку реставрация мемориала «Воинская слава» требует значительных материальных затрат, данный вопрос может эффективно решаться лишь на уровне муниципального района. С главой муниципального района ФИО25 согласована передача мемориала и направлен акт для подписания. За счет бюджета поселения проводится косметический ремонт, восстановлено ограждение, проведена очистка территории.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ препятствий для рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика не имеется, поскольку ответчик уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился без уважительных причин.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Как было установлено в судебном заседании, прокурор Карымского района обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, чьи интересы в праве на доступ к объектам культурного наследия могут быть нарушены в результате разрушения мемориала «Воинская слава», суд считает, что исковое заявление подано прокурором законно и обоснованно.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 25.06.02г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра (ст.15).
Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.8 ст.18).
Согласно выписки из реестра муниципального имущества (л.д.48) мемориал – памятник истории воинам ВОВ, расположенный в ... составляет казну г.п. ФИО26 на основании постановления администрации МР ФИО27 от 11.11.2005г. №286 «О разграничении имущества муниципального района ФИО28 между муниципальным районом и поселениями ФИО29 акта приема-передачи от 15.12.2005г.
Из устава городского поселения ФИО30 (л.д.33-36) следует, что к полномочиям администрации в том чисел относятся организация реставрации и содержания местных памятников истории и культуры (п.7 ч.2 ст.33).
Согласно перечня объектов историко-культурного наследия ФИО31 района (л.д.29-32) мемориал «Воинская слава» в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, расположенный в ..., относится к памятникам истории.
Из акта приема-передачи имущества муниципальной собственности в оперативное управление от 19.11.2009г., приложения (л.д.25-27) отдел по управлению имуществом, земельным вопросам администрация г.п. ФИО33 передал муниципальному учреждению культуры ФИО34 имущество муниципальной собственности, в том числе мемориал-памятник истории воинам ВОВ.
Согласно устава муниципального учреждения культуры ФИО35 (л.д.37-46) учредителем учреждения является администрация г.п. ФИО36 (п.1.5). Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности (п.1.6). Источниками формирования имущества в денежных и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителя (п.3.1.1) Имущество, закрепленное учредителем принадлежит учреждению на праве оперативного управления. (п.3.11). Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества за учреждением, заданиями собственника, права владения, пользования и распоряжения им (п.3.12).
Из акта проверки от 05.04.2010г. (л.д.9-22) следует, что в ходе проверки объектов мемориального комплекса Славы по ... было установлено, что ряд плит, на которых отлиты имена погибших воинов провалились, требуют окраски, постаменты, на которых они уложены имеют значительные повреждения в виде трещин и отвалившихся кусков облицовки. Отсутствует часть чугунных решеток на ограждении, по факту кражи которых ФИО37 ОВД возбуждено уголовное дело. У установленной на постаменте пушки сожжены колеса, требуется покраска, как пушек, так и постамента. Требует ремонта забор, отделяющий комплекс от жилых домов, расположенный слева от мемориала, требуется окраска объектов мемориала, установка дополнительных урн, выравнивание поверхности пешеходной дорожки, ведущей к центральной стеле мемориального комплекса.
Исследованные судом доказательства согласуются между собой, отвечают требованиям относимости и допустимости, в связи с чем суд придает им доказательственное значение.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 216 Гражданского кодекса РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.
Согласно ст. 296. Гражданского кодекса РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Учитывая, что собственником мемориала является администрация г.п. ФИО38 а ФИО39», учредителем которого является администрация г.п. ФИО40», владеет мемориалом на праве оперативного управления, то они должны нести бремя содержания имущества, в связи с чем являются надлежащими ответчиками по делу.
Доводы ответчика администрации городского поселения ФИО41, изложенные в возражениях на исковое заявление. В части того, что администрация г.п. ФИО42 является не надлежащим ответчиком, суд признает несостоятельными, поскольку суду не было представлено доказательств, подтверждающих факт передачи мемориального комплекса «Воинская слава» в собственность муниципального района ФИО43
В судебном заседании было установлено, не оспаривалось представителем ответчика ФИО44 что мемориал был передан в оперативное управление с существенными разрушениями, с момента принятия мемориала на баланс в 2009г. и до настоящего времени реставрационные работы на мемориале не выполнены в полном объеме, денежные средства в бюджете на финансирование реставрационных работ не предусмотрены.
Суд приходит к выводу, что бездействие администрации г.п. ФИО45, как собственника, ФИО46 как владеющего мемориалом на праве оперативного управления, выразившееся в непринятии мер по сохранности памятника истории ущемляет права неопределенного круга лиц на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. При данных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется.
Требования прокурора Карымского района не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
При данных обстоятельствах суд считает, что прокурором Карымского района бездействие ответчика в ходе судебного разбирательства доказано.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также возмещению убытков.
Учитывая, что решение суда должно быть законным и исполнимым, суд считает, что требование прокурора Карымского района в части установления срока проведения реставрационных работ до празднования 65-летия победы является не подлежащим удовлетворению, поскольку срок со дня принятия судом решения по данному делу до указанной прокурором даты не достаточен для вступления решения суда в законную силу, тем более недостаточен для проведения реставрационных работ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации городского поселения ФИО47 муниципального учреждения культуры ФИО48 в части непринятия мер по государственной охране памятника истории – мемориала «Воинская слава» в честь воинов земляков, погибших в годы Великой отечественной войны, незаконным.
Обязать администрацию городского поселения ФИО49 муниципальное учреждение культуры ФИО50 провести реставрационные работы мемориала «Воинская слава», расположенного по адресу: ...
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 4 мая 2010 года.
Председательствующий:
Решение вступило в законную силу 11 мая 2010 года.
Копия верна, судья ФИО51