признание бездействия незаконными



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Карымское 5 мая 2010 года

Карымский районный суд Забайкальского края в составе судьи FIO1, при секретаре FIO0,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 Забайкальского края в интересах государства и неопределенного круга лиц к ФИО5 Номер обезличен ФИО6 по ... о признания бездействия незаконным, возложении обязанности по оформлению лицензии на право пользования недрами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор по надзору за соблюдением законов в ФИО8 обратился в суд с иском в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к ФИО9 Номер обезличен ФИО49 по Забайкальскому краю о признания бездействия в части не переоформления лицензии на право пользования недрами незаконным, возложении обязанностей по переоформлению лицензии на право пользования недрами, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об охране природы в ФИО10 было установлено, что ответчиком осуществляется деятельность по добыче подземных вод из одиночной скважины в соответствии с лицензией на право пользования недрами ЧИТ 01745 ВЭ, которая была выдана Дата обезличенаг. Агентством по недропользованию .... На основании приказа директора ФИО50 России от Дата обезличена Федеральное государственное учреждение «ФИО12 Номер обезличен Федеральной службы ...» переименовано в федеральное бюджетное учреждение «ФИО13 ...». Согласно уставу ФИО14 является юридическим лицом, основными задачами которого является соблюдение природоохранного законодательства. В нарушение Закона РФ «О Недрах» ответчик не переоформляет лицензию на право пользования недрами в связи с изменением наименования юридического лица, что нарушает интересы государства по соблюдению лицензионных требований и условий, и может повлечь нарушение прав граждан на обеспечение питьевой водой.

Дата обезличенаг. ФИО15 Забайкальского края изменил исковые требования, просил признать бездействие администрации ФИО16 России по ... в части не получения лицензии на право пользования недрами незаконным, возложении обязанности по оформлению лицензии на право пользования недрами.

В судебное заседание ФИО17 не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом. Ранее участвовавшая в судебном заседании помощник прокурора ... FIO2 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в нарушение Закона РФ «О Недрах» ответчик не оформляет лицензию на право пользования недрами в связи с изменением наименования юридического лица, что нарушает интересы государства по соблюдению лицензионных требований и условий, и может повлечь нарушение прав граждан на обеспечение питьевой водой.

Представитель ответчика администрации ФИО18 России по ... FIO3 иск признал частично, пояснив, что оформление лицензии на право пользования недрами необходимо, но по причине отсутствия денежных средств ФИО19 не могло оформить лицензию. Бездействия со стороны ФИО20 не было, так как на данные виды расходов денежные средства планировались, однако из федерального бюджета не выделялись. На 2009г. было запланировано 10.000 руб., на 2010г. – 3.000 руб. Только при подаче заявки на оформление лицензии нужно уплатить госпошлину в сумме 6.000 руб., у ФИО21 этих денежных средств нет. Не смотря на отсутствие лицензии, ФИО22 платила налоги, производила бактериологическое исследование воды из скважины.

Представитель третьего лица ФИО23 по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление начальник ФИО24 FIO4 ссылается на то, что в период действия Порядка переоформления лицензии на пользование участками недр до Дата обезличенаг., заявлений от ответчика на переоформление лицензии не поступало. С Дата обезличенаг. вступил в действие Административный регламент Федерального агентства государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензии на пользование недрами, согласно п.17 которого, если с даты государственной регистрации изменения названия юридического лица прошло более 6 месяцев, такая лицензия на пользование недрами переоформлена не будет, претендент должен оформить новую лицензию на пользование недрами. Возражений на уточненные исковые требования не имеет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как было установлено в судебном заседании, прокурор обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – ФИО26 ФИО25, чьи интересы в части обеспечения их питьевой водой могут быть нарушены в результате отсутствия лицензии, суд считает, что исковое заявление подано прокурором законно и обоснованно.

Как следует из ст. 2 ФЗ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена, лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Законом «О недрах», Водным кодексом РФ, Положением «О порядке лицензирования и пользования недрами», предусмотрено, что пользование всеми видами минерального сырья, включая подземные воды возможно на основании соответствующей лицензии, выдачу которой осуществляет МПР РФ и его территориальные органы на уровне субъектов федерации.

Так, в соответствии с Законом РФ «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и включают в себя подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью и являются объектом лицензирования и налогообложения.

Статьей 28 Водного Кодекса РФ закреплена обязанность водопользователя - юридического лица использовать водные объекты только после получения лицензии.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Статьей 23 Закона РФ «О недрах» предусмотрены основные требования по рациональному использованию и охране недр, такие как: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Как установлено в судебном заседании ФИО27 России по Забайкальскому краю ... района Забайкальского края осуществляет деятельность по добыче подземных вод из одиночной скважины в соответствии с лицензией на право пользование недрами ЧИТ 01745 ВЭ л.д.14, 22-23) выданной Дата обезличенаг. Федеральному государственному учреждению «ФИО29 по Читинской области на добычу подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения объектов ФИО30 из одиночной скважины Номер обезличенЧ-6.

Из приказа директора ФИО31 от Дата обезличенаг. Номер обезличен л.д.11-12) следует, что федеральное государственное учреждение «ФИО32 Номер обезличен» ФИО33 по Читинской области переименовано в федеральное бюджетное учреждение «ФИО34 Номер обезличен» ФИО35 по Забайкальскому краю.

Из положения о федеральном бюджетном учреждении «ФИО36 Номер обезличен» ФИО37 по Забайкальскому краю л.д. 15-21) следует, что учреждение является юридическим лицом, вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах, иметь лицевые счета (п.1.5). Основными задачами юридического лица является обеспечение надлежащих условий ...», охраны здоровья ... (п.2.6). Осуществляет работу по сохранению природы и окружающей среды, соблюдению природоохранного законодательства (п.3.27). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов «ФИО38» являются: бюджетные средства и доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности (п.5.10).

Из писем ФИО39 по Забайкальскому краю л.д. ) следует, что в связи с переименованием «ФИО40 России по Читинской области» на «ФИО41 России по Забайкальскому краю» с целью переоформления «Лицензии на право пользования недрами» ФИО42 России по Забайкальскому краю направил в ФИО43 России заявки Дата обезличена, Дата обезличена на выделение дополнительных финансовых средств. До настоящего времени целевых финансовых средств на переоформление «Лицензии на право пользования недрами» в ФИО44 России по Забайкальскому краю не поступало.

В соответствии ст.17.1 ФЗ «О недрах» лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.

Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, участками недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, - законодательством субъекта Российской Федерации.

В период смены наименования юридического лица ответчиком действовал приказ МПР РФ от 19.11.2003г. № 1026 (в ред. 19.01.2009г.) «Об утверждении Порядка переоформления лицензии на пользование недрами», согласно которому переоформление лицензии на пользование участками недр осуществляется, в том числе при изменении наименования юридического лица – пользователя недр.

В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр" введенным в действие с 19.03.2010.

Основанием для отказа в исполнении государственной функции по переоформлению лицензии на пользование участками недр являются в частности случаи, если:

- заявка на переоформление лицензии подана с нарушением требований, установленных пунктами 66 - 71 настоящего Административного регламента;

- заявитель представил о себе неверные сведения;

- заявитель не представил доказательств того, что обладает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

- заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с даты наступления событий, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента;

Согласно п.61 Административного регламента государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в случае изменения наименования юридического лица - пользователя недр (п.п.8).

Как было установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем ответчика FIO3 после изменения наименования юридического лица в марте 2008г. заявка на переоформление лицензии на право пользования недрами до введения нового Административного регламента от Дата обезличенаг. не подавалась, таким образом на правоотношения, возникшие после Дата обезличенаг. по оформлению и переоформлению лицензии на право пользования участками недр распространяются требования нового Административного регламента.

Учитывая, что обязанность по оформлению лицензии на добычу подземных вод возложена законом на пользователя недр, ФИО45 является надлежащим ответчиком по делу.

В судебном заседании было установлено, что со стороны ФИО46 предпринимались меры к оформлению лицензии на право пользования участками недр, однако по причине отсутствия соответствующего финансирования из федерального бюджета до настоящего времени лицензия не оформлена, в связи с чем бездействие со стороны ответчика в ходе судебного разбирательства не нашло свое подтверждение.

В связи с тем, что отсутствие у ответчика лицензии на право пользования недрами нарушает интересы государства по соблюдению лицензионных требований и условий, может повлечь нарушение прав граждан на обеспечение питьевой водой, соответствующей санитарным нормам, требования о возложении на ответчика обязанности по получению лицензии являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать федеральное бюджетное учреждение «ФИО47 Номер обезличен» ФИО48 России по Забайкальскому краю получить лицензию на право пользования недрами.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме Дата обезличена года.

Председательствующий:

Копия верна, судья FIO1