Дело №2-279/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Карымское 15 июня 2011 года Карымский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Станотиной Е.С., с участием помощника прокурора Карымского района Мовсесян А.Ш. при секретаре Мосиной М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карымского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Кайдаловское» о признании бездействия в части непринятия мер на получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух незаконным, возложении обязанностей по получению разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, установил: Прокурор Карымского района Забайкальского края обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Кайдаловское» о признании бездействия в части непринятия мер на получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух незаконным, возложении обязанностей по получению разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, ссылаясь на то, что проведенной проверкой установлено, что администрация сельского поселения «Кайдаловское» отапливается тремя печами, которые являются источником выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, при этом, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не имеется, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании помощник прокурора Мовсесян А.Ш. исковые требования поддержала. Представитель ответчика администрации сельского поселения «Кайдаловское» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве и.о. руководителя Камаев А.В. возражений не имеет, администрация сельского поселения «Кайдаловское» с заявлением о выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не обращалась. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ препятствий для рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица, не имеется, поскольку они уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Как было установлено в судебном заседании прокурор обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, проживающих <адрес>, чьи права на благоприятную окружающую среду могут быть нарушены, поэтому суд считает, что исковое заявление подано прокурором законно и обоснованно. В соответствии со ст.ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Правовые основы охраны атмосферного воздуха устанавливает Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», преамбула которого гласит, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Согласно ст. 1 Федерального закона № 96-ФЗ вредное (загрязняющее) вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Согласно ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 96-ФЗ эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В силу ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Согласно ст. 23 Федерального закона № 96-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8 Положения). Анализируя указанные нормы суд приходит к выводу, что стационарный источник загрязнения атмосферы - непередвижной технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации загрязняющие атмосферу вещества. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов, получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Как следует из устава, свидетельства о регистрации (л.д.12-14), администрация сельского поселения «Кайдаловское» является юридическим лицом. Из сообщения администрации сельского поселения «Кайдаловское» (л.д.7-8) следует, что на балансе администрации состоят 2 здания (здание администрации и здание БДЦ), которые отапливаются печным отоплением (3 печи). Оборудования и аппаратуры для контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух нет. Разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух нет. Контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется. Плата за негативное воздействие на окружающую среду не производилась. Прокуратурой Карымского района в адрес главы администрации сельского поселения «Кайдаловское» в марте 2010г. (л.д.9-10) выносилось представление в связи с нарушением законодательства об охране окружающей среды (отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух). Исследованные судом доказательства согласуются между собой, отвечают требованиям относимости и допустимости, в связи с чем суд придает им доказательственное значение. Как было установлено в судебном заседании, не оспаривалось представителем ответчика, администрации сельского поселения «Кайдаловское» при эксплуатации 3 печей, обогревающих 2 здания, осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух до настоящего времени не получено. Суд приходит к выводу, что бездействие администрации сельского поселения «Кайдаловское», как владеющего зданиями, выразившееся в непринятии мер с момента внесения представления прокурором Карымского района в марте 2010г. по получению разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Требования прокурора Карымского района не ущемляют самостоятельности администрации сельского поселения «Кайдаловское», а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. При данных обстоятельствах суд считает, что прокурором Карымского района бездействие ответчика в ходе судебного разбирательства доказано. В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих права, присуждение к исполнению обязанности в натуре. Учитывая, что решение суда должно быть законным и исполнимым, суд считает, что требование прокурора Карымского района в части установления срока получения разрешения является обоснованным. При данных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении исковых требования не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Карымского района удовлетворить. Признать бездействие ООО «Урульгинское» в части непринятия мер к получению разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух незаконным. Обязать ООО «Урульгинское» получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по Забайкальскому краю разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий судья: Копия верна, судья Е.С. Станотина