Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Карымское 29 июня 2011 года Карымский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Тереховой Л.И., при секретаре Быковой Е.В., с участием прокурора Мовсесян А.Ш. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Перова Анатолия Анатольевича к администрации муниципального района «Карымский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Межрайонный прокурор г.Петровск-Забайкальский обратился в суд с вышеуказанными требованиями в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на следующие обстоятельства. Перов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ его родители ФИО4 и ФИО1 лишены родительских прав. В связи с отсутствием родительского попечения несовершеннолетний был определен в детское государственное учреждение. Жилое помещение за ним не закреплялось в связи с его отсутствием у родителей ребенка. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> на получение жилого помещения вне очереди, как оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в обеспечении жильем. После окончания обучения в <данные изъяты>», в связи с отсутствием условий для проживания и возможностью устроиться на работу, Перов А.А. проживает с бывшим воспитанником «<адрес>» по адресу: <адрес>. Просит обязать администрацию муниципального района «Карымский район» предоставить Перову А.А. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма. Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязать профинансировать предоставление указанной жилой площади. В судебном заседании прокурор Мовсесян А.Ш.исковые требования поддержала, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства. Истец Перов А.А. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором исковые требования поддержал в полном объеме, просил выделить ему жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по возможности в <адрес>, так как имеет желание и стремление развиваться, трудоустроиться, завести семью. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика администрации муниципального района «Карымский район» в суд не явился, возражений относительно иска не представил. Представитель органа опеки и попечительства администрации муниципального района «Карымский район» Шайдурова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, просила их удовлетворить. Представители Министерства финансов Забайкальского края, правительства Забайкальского края, извещенные о месте и времени слушания дела в зал судебного заседания не явились, представили письменные возражения, указывая, что предоставление жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма за счет субвенций из бюджета Забайкальского края. Просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждому гарантировано право на жилище. Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. Как установлено в судебном заседании таким органом является администрация муниципального района «Карымский район» Забайкальского края. . Обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный или финансовый орган субъекта Российской Федерации, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края, в силу закона, на основании положений ст.72 Конституции РФ, ст.26 Федерального закона « Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.5 Закона Забайкальского края «о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственными полномочиями по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой(попечительством), жилой площадью». При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Как установлено в судебном заседании субвенции, выделенные бюджету муниципального района «Карымский район», в соответствие с Законом Забайкальского края « О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 3494,4 тыс.руб. недостаточны и не позволяют надлежащим образом осуществить обязанности по предоставлению жилого помещения детям сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой(попечительством). Как следует из исследованных судом материалов, Перов ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей. Согласно справке администрации сельского поселения « <адрес>» <адрес> Перов А.А. состоит на учете как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ под учетным номером « 4». Согласно информации администрации городского округа «<адрес>» жилое помещение по договору социального найма администрацией городского округа Перову не предоставлялось. Согласно сведениям КГУП «Забайкальское БТИ», Перов А.А., зарегистрированных прав собственности на территории <адрес> и <адрес>, не имеет. То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени Перову А.А. не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пункты 5 – 9 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которым жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться в черте соответствующего населенного пункта, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной законодательством субъекта РФ и отвечать санитарным и техническим требованиям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам сами не могут обратиться в суд. Как усматривается из материала, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов Перова А.А., находящегося в трудной жизненной ситуации и обратившегося в прокуратуру с заявлением о защите нарушенных прав. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования межрайонного прокурора г.Петровск-Забайкальский удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Карымский район» Забайкальского края предоставить Перову Анатолию Анатольевичу жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов муниципальному району «Карымский район» на предоставление Перову А.А. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в Забайкальский краевой суд Судья Л.И.Терехова