По иску прокурора Карымского района к Сапожникову о прекращении деятельности пункта приема-отгрузки древесины.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Карымское 15 июля 2011 года

Карымский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Шунковой И.Н.,

при секретаре Кругловой О.А.,

с участием ст. помощника прокурора Карымского района Мовсесян А.Ш., помощника прокурора Карымского района Скубиёва С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карымского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Сапожникову Павлу Матвеевичу о прекращении деятельности пункта приема и отгрузки древесины, расположенного в <адрес>,

установил:

Прокурор Карымского района обратился с иском в суд в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц с иском к ИП Сапожникову П.М. о прекращении деятельности пункта приема и отгрузки древесины, расположенном в <адрес>, ссылаясь на то, что Сапожников является индивидуальным предпринимателем, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время осуществляет деятельность по приему, хранению, переработке, отгрузке древесины на пункте приема и отгрузки древесины. На пилораме перерабатывает древесину породы сосна и лиственница. На указанном пункте осуществляется деятельность по приему, хранению и переработке, отгрузке древесины. Сапожников покупает, принимает древесину у других лиц, хранит ее, перерабатывает, продает гражданам и организациям. Реализованную древесину вывозит на автомобилях покупателей либо на автомашине <данные изъяты> Пункт на учете в Министерстве промышленности и энергетики Забайкальского края состоит с ДД.ММ.ГГГГ. При проверке прокуратурой Карымского района ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения требований федерального, регионального законодательства. На момент проверки на территории пункта была складирована круглая непереработанная древесина, переработанная древесина в виде досок и брусьев. При этом отсутствовали документы учета древесины – книга учета приемо-сдаточных актов, приемо-сдаточные акты, журнал регистрации отчуждаемой древесины. Учитывая, что ИП Сапожников осуществляет свою деятельность по приемке круглой древесины у граждан и организаций, после ее хранит, перерабатывает, в дальнейшем отгружает произведенные пиломатериалы, получая вознаграждение, пункт на котором он осуществляет эту деятельность, по указанным признакам, относится к пункту приема и отгрузки древесины. В связи с чем ИП Сапожников обязан вести учет древесины, книгу учета приемо-сдаточных актов. Приемосдаточные акты, журнал регистрации отчуждаемой древесины, что предусмотрено ч.2, ч.4 ст. 2, ст.ст.3, 4 Закона Забайкальского края «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края». За нарушения регионального законодательства прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2 ст.36 Закона Забайкальского края «Об административных правонарушениях». Кроме этого на пункте не соблюдаются требования пожарной безопасности, в связи с чем прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Свою деятельность на пункте Сапожников осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ года, пункт приема и отгрузки поставил на учет в Министерство промышленности Забайкальского края лишь ДД.ММ.ГГГГ после привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.36 Закона Забайкальского края «Об административных правонарушениях», до указанного времени за оборот древесины не отчитывался. В ДД.ММ.ГГГГ году Сапожников был привлечен к административной ответственности за нарушение правил охраны труда при использовании труда граждан по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Нарушения при организации деятельности пункта носят систематический характер, ранее на пункте выявлялись аналогичные нарушения.

ИП Сапожников осуществляет свою деятельность по приему и отгрузке древесины, не соблюдая требования экологического, трудового законодательства, законодательства о пожарной безопасности. Ведение деятельности ИП Сапожниковым с нарушением требований законодательства способствует совершению преступлений и правонарушений, связанных с незаконными порубками древесины, создает реальную угрозу надвигающегося экологического бедствия, связанного с вырубкой лесных насаждений, что влечет за собой причинение значительного ущерба окружающей среде и значительные материальные потери для Российской Федерации. Выявленные нарушения в деятельности пункта создают угрозу экономической, экологической безопасности страны, угрозу жизни и здоровью граждан, нарушая ст.42 Конституции РФ и ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку деятельность пункта приема и отгрузки наносит вред финансовой и экологической безопасности РФ, создает угрозу жизни и здоровью граждан, указанное является основанием для прекращения деятельности данного пункта приема и отгрузки древесины.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Мовсесян А.Ш. исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что при проведении проверки на пункте приема древесины Сапожникова какие-либо документы отсутствовали, на пункте находилась древесина. Документы на которую отсутствовали, законность нахождения древесина на пункте Сапожников ничем не подтвердил. При проверке приехал «<данные изъяты>», загрузил пиломатериалы и уехал, никаких документов на отгрузку не заполнялось. Указанные нарушения в деятельности пункта способствуют незаконному обороту древесины. Поскольку законом предусмотрено, что учет древесины на лесоприемных пунктах должен быть строгий. Сапожников не отчитывался о деятельности пункта в соответствующие органы, ранее допускал нарушения в деятельности пункта, за что привлекался к административной ответственности. В связи с допущенными нарушениями деятельность пункта должна быть прекращена.

В судебном заседании 15.07.11 помощник прокурора Скубиёв С.В. исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик Сапожников П.М. исковые требования признал частично, объяснив, что является индивидуальным предпринимателем, руководителем пункта по приему и переработке древесины в <адрес>. Земельный участок, где находится пункт, у него по договору аренды. Он принимает у частных лиц древесину на распиловку, составляет закупочные акты. При проведении проверки прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ года, действительно, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые в настоящее время им устранены, емкость для воды установлена, за данное нарушение он был подвергнут штрафу <данные изъяты> рублей. При проверке на пункте не было документов по приему леса, позднее документы проверяющим были представлены. Прием древесины осуществляет он, журнал ведет бухгалтер. На момент проверки журнал был у нее. Документы на древесину находящуюся на приемном пункте имелись, их ему не довез ФИО9. Документы по отчетности им в Министерство промышленности предоставляются, спецодежду рабочим в настоящее время он закупил. Все налоги и арендную плату он выплачивает.

Представитель третьего лица Карымского территориального отдела Гослесслужбы Забайкальского края ФИО4 возражений по иску не имеет, объяснила, что на момент проверки, проведенной прокуратурой Карымского района, на пункте приема древесины ИП Сапожникова, участие принимал их сотрудник ФИО10. На момент проверки на пункте имелась древесина без документов, законность происхождения данной древесины сапожников подтвердить не мог. Т.е. осуществлял прием древесины с нарушением Закона Забайкальского края №197. При исследовании судом представленных ответчиком Сапожниковым П.М. приемо-сдаточных актов объяснила, что за ДД.ММ.ГГГГ г. по договору кубометра, принято кубометра, в разрешительных документах объем древесины указан меньше, а фактически принято больше, получается, что была принята «левая» древесина. За ДД.ММ.ГГГГ г. также принято древесины больше, чем по разрешительным документам на кубометра. За ДД.ММ.ГГГГ г. осуществлен прием леса у ФИО11, разрешительных документов на ( кубометра) не имеется. За ДД.ММ.ГГГГ г. осуществлен прием леса у ФИО12, разрешительных документов на ( кубометра) не имеется.

В соответствии со ст.11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в ред. ФЗ-7 от 10.01.02 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 80 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение нарушающих право или создающих угрозу его нарушений и присуждений к исполнению обязанностей в натуре.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 13-15) следует, что на момент проверки на пункте приема складирована древесина в переработанном и непереработанном виде, там же расположена пилорама, на которой осуществляется переработка древесины. Выявлены нарушения пожарной безопасности электропроводка проложена по сгораемому основанию, распределительные коробки не закрыты крышками, территория пункта захламлена горючими отходами (опилками, щепой), план размещения зданий, сооружений, штабелей леса и пиломатериалов нахождения средств пожаротушения не имеется, отсутствует необходимый запас воды для пожаротушения. Печи не имеют разделки. Дымовые трубы выполнены из металла. На момент проверки присутствовал сапожников, при этом необходимые документы, предусмотренные ч.4 ст.2 Закона Забайкальского рая № 195 от 01.07.09 на пункте отсутствовали, а именно: книга учета приемо-сдаточных актов, журнал регистрации отгружаемой древесины, приемосдаточные акты. Сапожников пояснил, что документы на пункте он не хранит, т.к. их не имеет. На момент проведения проверки осуществлена погрузка пиломатериалов в автомобиль «<данные изъяты> для ФИО13, однако, при этом никакие документы не оформлены. Партия древесины, которая погружена, в журнал отпускаемой древесины не внесена, т.к. этот журнал не заведен и не ведется. Сапожников пояснил, что журнал регистрации отгружаемой древесины он не заводил и не ведет, хотя работу по приему и отгрузке древесины ведет с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. На пункте он принимает, хранит, перерабатывает, реализует, отгружает древесину. Древесину в переработанном виде продает гражданам, организациям. На момент проверки на пункте имелась круглая древесина около кубометров, Сапожников пояснил, что эту древесину для переработки ему представил ИП ФИО14, при этом Сапожников у ФИО15 документы на древесину при приеме не истребовал, приемо-сдаточные не завел и не заполнил, т.е. подтвердить законность происхождения древесины не может.

Согласно свидетельству о регистрации, постановке на учет в налогом органе ( л.д. 18-19) Сапожников зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете в качестве ИП. Согласно выписке из ЕГРП ( л.д. 28-30) Сапожников П.М. является индивидуальным предпринимателем, вид деятельности – распиловка и строгание древесины, пропитка древесины.

Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 20-22) с Сапожниковым П.М. заключен договор аренды земельного участка, расположенного в <адрес>, кадастровый номер участок предоставлен для складирования и переработки древесины. Срок договора <данные изъяты> лет.

Согласно акту приема-передачи ( л.д. 25-27) земельный участок Сапожникову П.М. передан, произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка.

Согласно постановлению Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 35-40) Сапожников П.М. был подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за свершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда, т.к. работники пилорамы, на которой осуществляет деятельность ИП Сапожников не обеспечены средствами индивидуальной защиты, с работниками не заключены трудовые договоры.

Согласно постановлению Государственной экологической инспекции Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 42-46) Сапожников подвергнут административному наказанию по ч.1 ст. 36 Закона Забайкальского края «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение требований Закона Забайкальского края о постановке пункта приема и отгрузки на учет в уполномоченном исполнительном органе государственной власти Забайкальского края.

Согласно постановлению судьи Карымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. ) ИП Сапожников П.М. был подвергнут административному наказанию по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за нарушения требований пожарной безопасности на пункте приема древесины в <адрес>.

Согласно заключению заместителя начальника ТПНД по Читинскому, Карымскому районам ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. ) на момент проверки ликвидирована свалка горючих отходов, закрыты крышками распределительные коробки, электропровода проложены в кабель каналах с изоляцией, установлены розетки и выключатели электрической сети, дымовые трубы отопительных печей зданий и цехов выполнены из кирпича, разработан и согласован с органом госпожнадзора план размещения зданий, штабелей древесины с указанием предельного объема хранения, противопожарных разрывов и проездов между штабелями и соседними производственными объектами. Не выполнены следующие мероприятия – не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением ( противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоемами) ФЗ-123 от 22.07.08, Сапожниковым выполняются мероприятия по оборудованию резервуара для целей пожаротушения, не имеют печи, установленные в нормами противопожарные разделки ( отступки) от горючих конструкций зданий ( правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ01-03, п.66).

Свидетель ФИО6 показал, что в составе комиссии выезжал на пункт приема леса в <адрес> вместе с помощником прокурора Мовсесян. Со стороны пожарного надзора на пункте приема леса было выявлено 7-8 грубых нарушений требований пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки. Выявленные нарушения являются грубыми, создают угрозу жизни и здоровью людей, поскольку создают возможность возникновения пожаров. Присутствующий при проверке Сапожников не отрицал допущенные нарушения. Территория лесоприемного пункта находится в непосредственной близости от населенного пункта, в результате возникновения пожара на лесоприемном пункте, реально может загореться и жилой сектор. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ емкость для воды для тушения пожаров не установлена, другие имеющиеся нарушения были устранены, что отражено в заключении.

В соответствии с ч.2, 4 ст. 2 Закона Забайкальского края 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» принимаемая, перерабатываемая и отгружаемая древесина подлежит обязательному учету в соответствии с настоящим Законом края. Документами учета древесины являются:

книга учета приемо-сдаточных актов, приемо-сдаточные акты,

журнал регистрации отгружаемой древесины. На пункте приема и отгрузки древесины должна находиться и по требованию контролирующих и правоохранительных органов предъявляться следующая документация:

1) документы о постановке на учет уполномоченным органом исполнительной власти;

2) книга учета приемо-сдаточных актов;

3) журнал регистрации отгружаемой древесины;

4) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием и отгрузку древесины;

5) копия документа, подтверждающего право на земельный участок, предоставленный для организации деятельности по приему и отгрузке древесины, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины (свидетельство о праве собственности на землю, договор аренды (субаренды) земельного участка, зарегистрированный в установленном порядке, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков).

Согласно ст.1 указанного Закона пункт приема и отгрузки древесины – специальное место, где юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется деятельность по приобретению древесины, последующей отгрузке в переработанном или непераработанном виде, хранение и отгрузка древесины, прием древесины на переработку, хранение, отгрузку.

Как следует из приемо-сдаточных актов за 2011 г., представленных Сапожниковым, исследованных в судебном заседании, за ДД.ММ.ГГГГ г. по документам указано кубометра, принято , кубометра, в разрешительных документах объем древесины указан меньше, а фактически принято больше. За ДД.ММ.ГГГГ г. также принято древесины больше, чем по разрешительным документам. За ДД.ММ.ГГГГ г. осуществлен прием леса у ФИО16, разрешительных документов на ( кубометра) не имеется. За ДД.ММ.ГГГГ г. осуществлен прием леса у ФИО17, разрешительных документов на ( кубометров) не имеется.

Как следует из Закона Забайкальского края № 195 –ЗЗК он принят в целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного лесопользования. Закон является частью принимаемых мер по сохранению лесов от уничтожения, по их эффективному использованию, обеспечению экологической безопасности и охраны лесов, недопущению нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду. Предусмотренные законом правила приема, хранения, транспортировки и отчуждения древесины на действующих пунктах приема и отгрузки древесины позволяют осуществлять контроль за древесными ресурсами и пресекать их теневой оборот.

Как было установлено судом ИП Сапожников осуществляет свою деятельность на пункте приема и отгрузки древесины, поскольку он принимает, хранит, перерабатывает ее, в дальнейшем отгружает произведенные пиломатериалы. В связи с чем обязан вести учет древесины, книгу учета приемо-сдаточных актов, приемо-сдаточные акты, журнал регистрации отчуждаемой древесины. Однако, ИП Сапожников деятельность пункта по приему и отгрузке древесины осуществляет с грубыми нарушениями требований ст.3,4 Закона Забайкальского края «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края», в ДД.ММ.ГГГГ года осуществил приемку древесины без разрешительных документов ( кубометра), в ДД.ММ.ГГГГ года осуществил приемку древесины без разрешительных документов ( кубометров), в ДД.ММ.ГГГГ года принял древесины больше, чем предусмотрено разрешительными документами, в ДД.ММ.ГГГГ года принял древесины больше, чем предусмотрено разрешительными документами. Кроме этого, на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ на территории пункта по приему древесины находилась древесина, законность происхождения которой Сапожников подтвердить не смог, также с пункта во время проверки осуществлена отгрузка древесины без регистрации отчуждения. Указанные нарушения, по мнению суда, являются грубыми, способствуют производству незаконных вырубок леса, наносят вред экологической безопасности РФ. Кроме этого, суд учитывает, что деятельность пункта осуществляется с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности, которые на момент рассмотрения дела в суде Сапожниковым в полном объеме не устранены, при этом суд отвергает доводы Сапожникова, что все нарушения были устранены, т.к. доказательств указанного, суду представлено не было, пункт не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением, печи не имеют разделок ( отступок) от горючих конструкций зданий, указанные нарушения, по мнению суда, также являются грубыми, поскольку в случае возникновения пожара имеется опасность, что пожар может перекинуться на жилой сектор села, что поставит под угрозу жизнь и безопасность проживающих в нем жителей, поскольку пункт находится в непосредственной близости от населенного пункта. Поскольку деятельность пункта приема и отгрузки леса осуществляется с грубыми нарушениями федерального и регионального законодательства, деятельность данного пункта приема и отгрузки древесины следует прекратить.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Карымского района удовлетворить.

Прекратить деятельность пункта приема и отгрузки древесины, расположенного в <адрес>, на котором осуществляет оборот древесины индивидуальный предприниматель Сапожников Павел Матвеевич.

Взыскать с ИП Сапожникова П.М. госпошлину в доход муниципального района «Карымский район» в размере 200 рублей.


Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Карымский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения путем подачи жалобы.

Председательствующий И.Н. Шункова