Об устранении нарушений ветеринарного законодательства



Г<адрес>(2-72/12)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Карымское 3 апреля 2012 г.

Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Тереховой Л.И., при секретаре Быковой Е.В., рассмотрев в открытом судебно заседании гражданское дело по иску прокурора Карымского района в защиту неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Колония поселения № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний о понуждении устранений нарушений ветеринарного законодательства

У с т а н о в и л:

Прокурор Карымского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района 07.12.2011 во исполнение указаний прокуратуры Забайкальского края проведена проверка соблюдения ветеринарного законодательства в свиноводческом хозяйстве федерального казенного учреждения «Колония поселения № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю», расположенного в с.Тыргетуй Карымского района Забайкальского края.

Проверкой установлено, что на территории ФКУ КП-6 имеется свиноводческое хозяйство с общим поголовьем свиней в количестве 48 голов.. В нарушение п.2,3 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным Управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4.11.8 а именно: на территории свиноводческого хозяйства отсутствуют здания карантина и санитарного пропускника, где работники хозяйства переодеваются после работы в свинарнике, принимают душ и надевают чистую продезинфицированную спецодежду и спецобувь. Помещение для животных на момент проверки находилось в неудовлетворительном состоянии, отсутствовало отопление, сгнивший пол и нижние венцы помещения, провисание и грибок потолка, отсутствие освещения, отсутствие вентиляции, помещение свинарника не убрано, животные в естественных отходах. Допущенные нарушения ветеринарного законодательства создают угрозу возникновения и распространения заразных и иных болезней животных, в том числе общих для человека и животных. Обращаясь в защиту неопределенного круга лиц, прокурор указывает, что допущение указанных нарушений ветеринарного законодательства создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.

Прокурор просил признать бездействие ФКУ «Колония поселения № 6 УФСИН по Забайкальскому краю в части не устранения нарушений ветеринарно-санитарных правил, а именно не оборудование здания карантина и санитарного пропускника не законным. Обязать ответчика устранить выявленные нарушения ветеринарно-санитарных правил, а именно оборудовать здание карантина.

В судебном заседании помощник прокурора Остерникова О.Н. исковое заявление поддержала, настаивала на их удовлетворении, частично дополнив заявленные требования просила обязать ответчика оборудовать здание карантина и санитарного пропускника.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющее самостоятельны требований относительно предмета -Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области – в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУ «Карымская станция по борьбе с болезнями животных», ФИО3 поддержала заявленные прокурором исковые требования, суду пояснила, что принимала участи в проводимой прокуратурой проверке соблюдения ветеринарного законодательства в свиноводческом хозяйстве ФКУ «Колония поселения № 6». На день проверки помещение свинарника находилось в антисанитарном состоянии. Помещение старое деревянное, полусгнившее, не отапливается, вентиляции и электричества нет. Внутри помещения ничего не видно, даже животных из-за пара, грязно, очистка помещения проводится не регулярно, большая загазованность и в такой атмосфере работают люди. Животные содержатся в невыносимых для существования условиях. Кроме того по возрастным группам животные не разделены, нет отдельной секции для изолирования больных особей и в случае заболевания могут быть заражены все. Санитарный пропускник и карантинное помещение отсутствуют, что создает опасность распространения инфекции.

Ответчик – представители ФКУ «Колония поселения № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» ФИО4, ФИО5, осуществляющие свои полномочия на основании доверенности, исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, суду пояснили каждый в отдельности, что указанные прокуратурой требования об исполнении положений «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986г. не могут являться законными, так как применение таких документов на территории Российской Федерации не возможно, поскольку указанные Правила не были официально опубликованы для всеобщего обозрении и зарегистрированы и не содержатся в каких либо перечнях применяемых нормативных правовых актов в установленном порядке, в силу чего указанный правовой акт не является действующим. В соответствии с положениями «Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства» утвержденных приказом Минсельхоза России от 23.07.2010 № 258 на территории РФ свиноводческим хозяйствам устанавливается 4 уровня компартмента(зоосанитарного статуса). По мнению представителей ответчика свиноводческое хозяйство ФКУ КП-6 отнесено к 1 компартменту, то есть такому хозяйству, которое по разным причинам не может быть отнесено к более высоким уровням, но вместе с тем имеет право осуществлять свою деятельность. Административных санкций к хозяйствам 1 компартмента и организацию в них деятельности положение не предусматривает, следовательно требования об обязании оборудовать здания карантина и санпропускника не обоснованы. Необходимости а оборудовании здания карантина необходимости нет, поскольку поголовье свиней небольшое.

Свидетель ФИО6 суду пояснил, что Ветеринарно-санитарные правила не применимы так как официально не были опубликованы.

Изучив материалы дела и доводы сторон, допросив свидетеля ФИО6, суд приходит к следующему выводу.

Проверкой свиноводческого хозяйства ФКУ « Колония поселения № 6 УФСИН по Забайкальскому краю»проведенной прокуратурой Карымского района 07.12.2011г. совместно с Главным государственным ветеринарным инспектором по Карымскому району ФИО3 установлено, что в хозяйстве содержится 48 голов свиней. Животноводческое помещение находится в неудовлетворительном состоянии, нижние венцы помещения и пол сгнили, потолок провис, на потолке – грибок. Освещение и вентиляция отсутствуют. Навозоудаление ручное, со складированием и последующим вывозом в поле. Биопрепаратов и лекарств нет.. Территория ограждена, свободного выпаса нет. В июле, августе, сентябре 2011 г. имел место падеж животных.

Как следует из представленных материалов,. свинарник обслуживают 4 человека, которые переодеваются в специальном помещении. Указанное помещение не имеет системы отопления, отсутствуют условия для соблюдения гигиены( нет умывальника). Кроме того в этом же помещении находятся доярки, обслуживающие коровник.

Согласно Устава ФКУ «Колония поселения № 6 УФСИН по Забайкальскому краю» является юридическим лицом, в соответствии с 2.3 Устава ветеринарная деятельность отнесена к иным видам деятельности Учреждения., не являющихся основными. В соответствии с п. 2.4.1 Устава ФКУ КП №6 вправе оказывать услуги по реализации промышленных изделий бытового назначения и продовольственных товаров.

По результатам проверки ФКУ «Колония поселения № 6 УФСИН по Забайкальскому краю» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Согласно пункту 3.1 раздела 3 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986 (далее - Правила) специализированные свиноводческие хозяйства и комплексы по выращиванию и откорму свиней работают по принципу предприятий закрытого типа.

В соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 Правил вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, а въезд транспортного средства через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок). Все другие входы в производственную зону комплекса (фермы) должны быть закрыты. Согласно пункту 3.4 Правил в помещении санитарного пропускника работники комплекса (фермы) снимают свою домашнюю одежду и обувь, оставляют их в гардеробной домашней одежды (в шкафу, закрепленном за каждым работником), принимают душ, надевают в гардеробной для рабочей одежды чистую продезинфицированную спецодежду и спецобувь.

Из материалов дела усматривается, что в деятельности ФКУ «Колония поселения № 6», как владельца животных (свиней), имели место нарушения требований пунктов 3.2, 3.3, 3.4, Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г., что подтверждается актом совместной проверки ФКУ КП-6 Карымской районной прокуратурой и Главным государственным ветеринарным инспектором по Карымскому району

Доводы представителей ответчика о необоснованности ссылки на нарушения Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г., являются несостоятельными.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Утверждения представителей ответчика на то, что Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденные Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г., в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться, так как они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не может быть принята во внимание, поскольку данные Правила были изданы до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, установившей в положениях части 3 статьи 15 условия применения законов и нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Анализ исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о том. что Федеральным казенным учреждением «Колония поселения № 6 УФСИН по Забайкальскому краю» в нарушение положений ветеринарно-санитарных правил не оборудовано здание карантина и санитарного пропускника на территории свиноводческого хозяйства. Допущенные нарушения ветеринарного законодательства создают угрозу возникновения и распространения заразных и иных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду

В результате бездействия ФКУ КП-6 в части не устранения указанных нарушений создана угроза нарушения прав не только лиц, работающих и находящихся в учреждении в настоящее время, но и лиц, которые поступят на работу или прибудут в учреждение для отбывания наказания в будущем, учитывая, что индивидуализировать каждого материального истца не представляется возможным, следовательно исковые требования обоснованно заявлены прокурором в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФКУ КП-6 и понуждении к устранению выявленных нарушений.

На основании изложенного, в соответствии со ст.191-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Карымского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Колония поселения № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» в части не устранения нарушений ветеринарно-санитарных правил, а именно не оборудование зданий карантина и санпропускника.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Колония поселения № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» устранить выявленные нарушения ветеринарно-санитарных правил - оборудовать помещение карантина и санитарного пропускника на территории свиноводческого хозяйства

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 30 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Л.И.Терехова.