Р Е Ш Е Н И Е по заявлению Авдеева Виктора Георгиевича об оспаривании действий( бездействий) органов местного самоуправления,



Дело № 2-847/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ гор. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе :

Председательствующего судьи Крафт Г.В.,

При секретаре Гончаровой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Авдеева Виктора Георгиевича об оспаривании действий( бездействий) органов местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Авдеев В.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий(бездействий) органов местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указал, что в июне 2011 года он принимал участие в судебных заседаниях Карталинского городского суда и ему стало известно о некоторых решениях Совета депутатов Снежненского сельского поселения Карталинского района Челябинской области. Так, ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов принял Решение « О формировании избирательной комиссии поселения», ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов принял решение а « Об утверждении муниципальной избирательной комиссии Снежненского сельского поселения», ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов принял решение « Об изменении состава избирательной комиссии Снежненского сельского поселения». Настоящие решения являются муниципальными правовыми актами, затрагивающими права граждан и подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации для всеобщего ознакомления. Субъекты права на выдвижение кандидатур в избирательную комиссию поселения, политические партии, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы должны быть заблаговременно проинформированы о предстоящем формировании избирательной комиссии через СМИ. Однако, администрация Снежненского сельского поселения, на которую возложена обязанность по опубликованию нормативных правовых актов бездействовала по данному вопросу и не приняла мер направленных на опубликование вышеуказанных решений в СМИ. Авдеев В.Г. считает, допущенные нарушения действующего законодательства нарушают как права заявителя, так и законные интересы неопределенного круга лиц, граждане были лишены возможности участия в процессе формирования избирательной комиссии своего поселения, комиссия была сформирована негласно, кулуарно, без участия широких слоев населения. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким образом, оспариваемые решения Совета депутатов Снежненского сельского поселения не должны применяться, должны быть признаны недействующими. Таким образом Авдеев В.Г. просит суд признать бездействие администрации Снежненского сельского поселения, выразившееся в не опубликовании вышеуказанных решений Совета депутатов незаконным, признать действия Совета депутатов Снежненского сельского поселения по применению оспариваемых решений незаконным, признать решения недействующими и не подлежащими применению, обязать Совет депутатов Снежненского сельского поселения приступить к формированию избирательной комиссии согласно действующего законодательства.

В судебном заседании заявитель Авдеев В.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивал, подтвердив обоснования, указанные в заявлении. Дополнительно указал, что оспариваемыми действиями (бездействиями) администрации Снежненского сельского поселения и Совета депутатов Снежненского сельского поселения были нарушены его личные права, а именно право избирать и быть избранным в состав избирательной комиссии. О том, что комиссия была сформирована он знал, т.к. принимал участие в выборах в качестве кандидата на должность главы поселения в 2010 году, однако о принятых решениях ему не было известно до июня 2011 года.

В судебном заседании представитель заявителя по ходатайству в лице Смирнова Б.Б. позицию своего доверителя поддержал, просил заявление удовлетворить. Дополнительно указал, что в соответствии с Уставом Снежненского сельского поселения действовавшего в период принятия оспариваемых решений в редакции 2005 года, обязательно нормативно-правовые акты органа местного самоуправления, затрагивающего права граждан подлежало опубликованию в газете «Карталинская новь», которая является официальным источником СМИ в Карталинском районе.

В судебном заседании заинтересованное лицо- Совет депутатов Снежненского сельского поселения в лице представителя по доверенности Бакатнюк М.Ф. заявленные требования Авдеева В.Г. не признала в полном объеме указав, что заявителем пропущен 3-х месячный срок оспаривания действий(бездействий) органов местного самоуправления, т.к. о наличии сформированной избирательной комиссии заявитель знал давно, в период работы данной комиссии. Кроме того, в соответствии с ФЗ № 131 от 06.10.2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии со ст. 35 разрешено обнародовать нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Обнародование является альтернативой опубликованию, т.е. нарушений в действиях по не опубликованию оспариваемых решений нет. В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ принятым администрацией Снежненского сельского поселения, определены места для обнародования нормативных правовых актов на территории Снежненского сельского поселения. На местах, указанных в постановлении нормативно-правовые акты вывешиваются для все общего ознакомления с ними граждан.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица- администрация Снежненского сельского поселения в лице представителя по доверенности Ходченко Л.В. с заявлением не согласилась в полном объеме, поддержав позицию представителя Бакатнюк М.Ф.. Ранее, принимавший участие в судебном заседании глава Снежненского сельского поселения Сергеев С.С. не признал требования Авдеева В.Г. указав, что публикация в СМИ нормативно-правовых актов поселения является дорогостоящей, деньги в поселение поступают в виде налогов с граждан, бюджет очень ограничен, а также в связи с тем, что возможно обнародовать нормативно-правовые акты, публикацию оспариваемых решений не проводили, ограничились вывешиванием решений в определенных местах, указанных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица- избирательная комиссия Снежненского сельского поселения в лице председателя Салыковой А.Т. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебное заседание представитель территориальной избирательной комиссии г.Карталы и Карталинского района не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее принимавший участие в судебном заседании представитель в лице заместителя председателя Костерина К.М., заявленное требование Авдеева В.Г. не признал, заявив, что в соответствии с ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», возможно не опубликовывать нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, а обнародовать их.

Суд, заслушав участников процесса, свидетелей. исследовав материалы дела находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня. Когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии со ст. 260 ГПК РФ, заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных правах на участие в референдуме.

Решение Совета депутатов Снежненского сельского поселения Карталинского муниципального района <адрес> « О формировании избирательной комиссии было принято ДД.ММ.ГГГГ.

Решение Совета депутатов Снежненского сельского поселения Карталинского муниципального района <адрес> а « Об утверждении муниципальной избирательной комиссии Снежненского сельского поселения» было принято ДД.ММ.ГГГГ.

Решение Совета депутатов Снежненского сельского поселения Карталинского муниципального района <адрес> « Об изменении состава избирательной комиссии Снежненского сельского поселения» было принято ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Уставом Снежненского сельского поселения, зарегистрированного в Главном управлении Министерства юстиции РФ по Уральскому федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Снежненское поселение является муниципальным образованием, входит в состав Карталинского муниципального района <адрес>. На территории поселения осуществляется местное самоуправление. Совет депутатов является постоянно действующим коллегиальным органом Снежненского поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.4 ст. 20 Устава, решения Совета депутатов затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования. Официальным опубликованием решений Совета депутатов считается публикация полного их текста в газете «Карталинская новь».

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. закона подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться. Если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии со ст.47 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями), муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с налоговым кодексом РФ.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Таким образом, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования). Данное правило основано на положении ч.3 ст. 15 Конституции РФ, устанавливающем, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ( с изменениями и дополнениями), в соответствии со ст. 12 следует, что обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлении я в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством РФ о средствах массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 и ч.3 настоящей статьи.

Если для отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательством РФ, а в отношении отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления- также законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусматриваются требования к опубликованию такой информации, то ее опубликование осуществляется с учетом этих требований.

Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Бакатнюк М.Ф. в возражение заявленного требования Авдеевым В.Г. ссылалась на то, что главой администрации Снежненского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление об определении мест обнародования нормативных правовых актов на территории Снежненского сельского поселения. В определенных данным постановлениям местах вывешиваются для ознакомления нормативно-правовые акты поселения, с которыми знакомятся граждане. Также указала, что опубликование является альтернативой обнародованию, соответственно обнародование нормативно-правового акта является допустимым и не требует его дополнительного опубликования.

Суд не принимает данное возражение как обоснованное, т.к. оспариваемые Авдеевым решения Совета депутатов Снежненского сельского поселения являются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, их принятие затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, а именно право избирать и быть избранным. В соответствии с Уставом Снежненского сельского поселения в редакции 2005 года, действовавшим на оспариваемые периоды, момент вступления в силу нормативно-правовых актов поселения со дня официального опубликования в газете «Карталинская новь».

Как следовало из заявленного ходатайства представителя заинтересованного лица Бакатнюк М.Ф. о применении срока исковой давности в связи с его пропуском со стороны заявителя, суд приходит к следующему. Авдеев В.Г. в заявлении, а также в судебном заседании утверждал, что о своих нарушенных правах узнал в июне 2011 года, а именно о принятых решениях Собрания депутатов Снежненского сельского поселения, принятых14.08.2008 года ; ДД.ММ.ГГГГ а; ДД.ММ.ГГГГ . Однако, в судебном заседании он не отрицал, что ему было достоверно известно о сформированной избирательной комиссии, ее составе, а также произошедших изменениях в период проведения избирательных компаний 2010- март 2011года. таким образом, суд находит, что заявителю стало достоверно известно о своих нарушенных правах как избирателя не в июне 2011 года, а значительно ранее, с 2008 года по март 2011 года включительно. При таких обстоятельствах суд находит, что 3-х месячный срок обращения с заявлениями как в порядке оспаривания действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ( ст. 260 ГПК РФ) пропущен. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин пропуска и предоставлением доказательств заявителем представлено не было, что служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

На изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258, 261 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Авдеева Виктора Георгиевича о признании незаконным бездействия администрации Снежненского сельского поселения в связи с не опубликованием решения Совета депутатов Снежненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, решения а от ДД.ММ.ГГГГ, решения от ДД.ММ.ГГГГ, признания незаконными действий Совета депутатов Снежненского сельского поселения по применению для формирования избирательной комиссии поселения не опубликованных нормативно-правовых актов, признания решений Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании избирательной комиссии», решения а от ДД.ММ.ГГГГ года « Об утверждении муниципальной избирательной комиссии Снежненского сельского поселения», решения от ДД.ММ.ГГГГ « Об изменении состава избирательной комиссии Снежненского сельского поселения недействующими и не подлежащими применению, понуждению Совета депутатов Снежненского сельского поселения приступить к формированию избирательной комиссии, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Крафт