Р Е Ш Е Н И Е о признании отказа в постановке на учет в качестве безработного незаконным, понуждении в постановке на в качестве безработного,



Дело № 2-936/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года гор. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе :

Председательствующего судьи Крафт Г.В.,

При секретаре Гончаровой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Валерия Анатольевича, Ивановой Надежды Анатольевны к Государственному учреждению Центр занятости населения <адрес> о признании отказа в постановке на учет в качестве безработного незаконным, понуждении в постановке на в качестве безработного,

У С Т А Н О В И Л :

Иванов В.А., Иванова Н.А. обратились с иском в суд к государственному учреждению Центр занятости населения <адрес> просив признать отказ их в постановке на учет как безработных незаконным и обязать поставить их на учет в качестве безработных. В обоснование заявленных исковых требований заявили, что с 80-х годов работали в АОЗТ «Неплюевское». Иванов В.А. был уволен из штата АОЗТ «Неплюевское» ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, а Иванова Н.А. была уволена из штата АОЗТ «Неплюевское» ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата.

В июле 2011 года Ивановы обратились в ГУ Центр занятости населения <адрес> с заявлением о постановке каждого из них на учет в качестве безработного, к заявлению предоставили паспорт, трудовую книжку, справку о заработной плате за последние три месяца работы в АОЗТ «Неплюевское». Истцы были зарегистрированы в службе занятости как ищущие работу, в постановке на учет в качестве безработного было отказано. Отказ был мотивирован тем, что Ивановы представили справки о заработной плате каждого из них из архивного отдела администрации Карталинского муниципального района, т.к. работодатель ликвидирован уже несколько лет, в связи с чем, нет возможности предоставить справку о среднем заработке за последние три месяца работы. Истцы считают, что отказ ответчика в постановке на учет их в качестве безработных необоснован, ссылка на требование закона «О занятости населения» не регламентирует предоставление справки только определенного образца, в связи с тем, что деятельность работодателя прекращена нет вины истцов. Соответственно единственная возможность предоставить о заработной плате за последние три месяца, это сохранившиеся сведения в архивном отделе района.

В судебном заседании истец Иванов В.А. на удовлетворении иска настаивал, подтвердив обоснования исковых требований, указанных письменно. Дополнительно заявил, что проживает в <адрес>, возможности трудоустроиться в данном поселке нет, кроме того, поселок находится на значительном расстоянии от районного центра- <адрес> и трудоустройство в городе не реально, т.к. нет возможности добираться из дома до работы и обратно. В связи с тем, что в настоящее время практикуется выдача центрами занятости населения денежных сумм с целью развития малого бизнеса и фермерского хозяйства, они с супругой приняли решение воспользоваться данной возможностью, встать на учет в качестве безработных, получить денежную выплату и организовать свое хозяйство. В связи с тем, что ответчик не принимает в качестве справок о заработной плате справки из архива, отказывают в постановке на учет как безработных.

В судебном заседании истец Иванова Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивала, подтвердив обоснования, указанные письменно. Дополнительно заявила, что была уволена по сокращению штата из АОЗТ «Неплюевское» в 2001 году, в <адрес>, где они проживают, нет возможности трудоустроиться. Выезжать за пределы места жительства также нет возможности, они решили организовать свое дело, для чего встать на учет в качестве безработных с мужем, получить денежные средства, выдаваемые на развитие малого бизнеса, однако Центр занятости населения им отказал, т.к. нет справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а представленную справку из архивного отдела ответчик не принимает.

В судебном заседании представитель ответчика- ГУ Центр занятости населения в <адрес> в лице представителя по доверенности ФИО5 возражала по поводу удовлетворения иска в полном объеме указав, что основная цель Центра занятости населения не выплата пособий по безработице, а оказание содействия в трудоустройстве. В законе « О занятости населения». в ст. 3 четко указан перечень документов необходимых для постановки гражданина на учет в качестве безработного и одним из них указана справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. В связи с тем, что истцы не представляют необходимые справки, они были поставлены на учет на ищущие работу. Справка из архива не может быть принята, т.к. в данной справке указана заработная истцов, а не средняя, работникам Центра занятости населения самостоятельно рассчитывать среднюю заработную плату запрещено.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно заявлений от Иванова В.А., Ивановой Н.А., они обратились ДД.ММ.ГГГГ в ГУ Центр занятости населения <адрес> о регистрации их в качестве безработных. ( л.д. 15 ; 34 )

В соответствии с записью в трудовой книжке, Иванов В.А. был уволен из АКФХ «Неплюевское» по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 16-17 ).

Из трудовой книжки Ивановой Н.А. следует, что она была уволена из АОЗТ «Неплюевское» по сокращению штатов ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 30-31 )

Выпиской из ЕГРЮЛ, представленной Межрайонной ИФНС РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, АОЗТ «Неплюевское» прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования, в СХПК « Неплюевский» ДД.ММ.ГГГГ году. ( л.д. 9-14 ).

В соответствии с архивной справкой, выданной архивным отделом администрации Карталинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата Иванова В.А. по последнему месту работы- АОЗТ «Неплюевское» указана за последние три месяца-июнь, июль, август 2000 года. ( л.д. 18 ).

В соответствии с архивной справкой, выданной архивным отделом администрации Карталинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата Ивановой Н.А. по последнему месту работы- АОЗТ «Неплюевское» указана за последние три месяца-январь, март, апрель, ноябрь 2001 года. ( л.д. 33 ).

Из карточки персонального учета граждан, ищущего работу следует, что Иванов В.А., Иванова Н.А. были зарегистрированы в Центре занятости населения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 62; 65 ).

Согласно письменного отказа ГУ Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Иванову В.А. отказано в признании его безработным, в связи с тем, что представленная архивная справка о заработной плате не является справкой о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, как это требует ст.3 Закона о занятости. ( л.д. 7 ).

Согласно письменного отказа ГУ Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Ивановой Н.А. отказано в признании ее безработной, в связи с тем, что представленная архивная справка о заработной плате не является справкой о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, как это требует ст.3 Закона о занятости. ( л.д. 32 ).

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ ( с изменениями ) « О занятости населения в РФ», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка. Зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно ст.2 вышеуказанного Закона, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а впервые ищущие работу, не имеющих профессии- паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

В вышеуказанной статье перечислены основания по которым граждане не могут быть признаны безработными. Данный перечень согласуется с п. 19 и п.20 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В указанном перечне оснований, по которым гражданин не может быть признан безработным не указано на обязательное предоставление справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы установленного образца. В перечне содержится указание о предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

В силу ч.3 Приложения к приказу Минсоцздравразвития России от ДД.ММ.ГГГГ за н, решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов- паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа. Удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости определяется в соответствии с Постановлением министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ за , утвердившего такой порядок.

В возражение на заявленные исковые требования представитель ответчика сослался на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , письмо ГУ по труду и занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , из текста которого следует, что порядок признания гражданина безработным установлен ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ « 1032-1 « О занятости населения в РФ», перечень документов для принятия решения о признании гражданина безработным является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, в том числе в части замены справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы заявлением гражданина о согласии на получение пособия по безработице в размере его минимальной величины. При отсутствии одного из предусмотренных ст. 3 закона о занятости населения документов органы службы занятости не рассматривают вопрос о признании гражданина безработным. При этом органы службы занятости продолжают предоставлять гражданину государственную услугу по содействию гражданам в поиске подходящей работы. Кроме того, был разработан Блан справки о среднем заработке для определения размера пособия по безработице, из которого следует, что данную справку должен заполнить и заверить работодатель, у которого последние три месяца работал гражданин.

Суд, проанализировав указанные обстоятельства считает, что отказ ГУ Центр занятости населения <адрес> Иванову В.А., Ивановой Н.А. в постановке их на учет как безработных не обоснован, письмо министерств и ведомств не является нормативно- правовым актом и не может быть основанием для его применения. Документы в виде писем носит разъяснительный и рекомендательный характе<адрес> того, суд находит, что имеет место пробел в праве не урегулированный Законом « О занятости населения в РФ» в части предоставления справки о средней заработной плате за последние три месяца в случае ликвидации работодателя. В данной ситуации гражданин не должен находиться в не равных условиях по сравнению с иными гражданами, у которых на момент их обращения в службу занятости населения имеет место действующий работодатель или правопреемник. Кроме того, суд считает возможным применить аналогию закона.

В соответствии с ч.3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное правоотношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Согласно Постановления Минтруда РФ и ПФР от ДД.ММ.ГГГГ па « Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами »О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» ( с изменениями и дополнениями», в п.26 Приложения указано, что в случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки о среднемесячном заработке выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Также, в соответствии письмом Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ , не предоставление справки по форме. Утвержденной нормативными правовыми актами субъекта российской Федерации о средней заработной плате за последние три месяца в соответствии со ст.3 Закона « О занятости населения в РФ», не может служить основанием для отказа в признании гражданина безработным и начислением пособия по безработице.

Таким образом, истцы представили ответчику архивные справки о заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы, т.к. работодатель ликвидирован в 2002 году, ответчику надлежит принять данные справки как соответствующие закону «О занятости населения» и принять соответствующее решение о постановке на учет Иванова В.А., Ивановой Н.А в качестве безработных.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд, -

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения Центр занятости населения <адрес> в постановке на учет в качестве безработного – Иванова Валерия Анатольевича, Ивановой Надежды Анатольевны, не законным.

Обязать Государственное учреждение- Центр занятости населения <адрес> поставить на учет в качестве безработного – Иванова Валерия Анатольевича, Иванову Надежду Анатольевну.

Взыскать с ГУ Центр занятости населения <адрес> в счет возврата ранее оплаченной госпошлины в пользу Иванова Валерия Анатольевича, Ивановой Надежды Анатольевны по 200 рублей каждому.

Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Крафт