Р Е Ш Е Н И Е по иску Шубиной Клавдии Ивановны к администрации Сухореченского сельского поселения о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2-942/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области, в составе председательствующего О.С. Конновой

при секретаре Л.С. Белицкой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубиной Клавдии Ивановны к администрации Сухореченского сельского поселения о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Шубина К.И. обратилась в суд с иском к администрации Сухореченского сельского поселения Карталинского муниципального района о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в жилом помещении, отказа в постановке на учет, просил признать незаконным ответ от ДД.ММ.ГГГГ главы Сухореченского сельского поселения «Об отказе в признании Шубиной К.И. нуждающейся в жилом помещении», в счет компенсации морального вреда взыскать 10000 рублей, взыскать судебные расходы по составлению иска 1500 рублей, за получение технического паспорта, справок 2308 рублей 16 копеек, за составление отчета – 3300 рублей, в счет возврата госпошлины – 200 рублей.

В обоснование заявления указав, что являясь вдовой участника Великой отечественной войны, ДД.ММ.ГГГГ подала заявление для включения ее в список на получение жилищной субсидии для приобретения жилья. На основании разъяснения администрации, она обратилась по месту жительства в сельскую администрацию для признания ее нуждающейся в жилом помещении. Глава в своем ответе отказал ей в признании ее нуждающейся в связи с тем, что согласно экспертизы БТИ износ дома составляет 63%, а для признания дома аварийным износ должен составлять 70 %. Будучи несогласной с указанным ответом она получила отчет об износе дома независимого оценщика, согласно данного отчета износ дома составляет 72,2%, что не соответствует утверждениям ответчика. Из-за противоправных действий ответчика у нее ухудшилось состояние здоровья, стала испытывать дискомфорт, чувство обиды, несправедливости, ей причинен моральный вред.

В судебное заседание истица Шубина К.И. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя ФИО4

В судебном заседании представитель истца ФИО4 настаивал на заявленных требованиях, по основаниям, изложенным в иске.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Сухореченского сельского поселения не явился, надлежаще извещен.

В судебном заседании представитель третьего лица администрации Карталинского муниципального района ФИО5 полагала исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования частично обоснованными.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав или свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" определен перечень органов, чьи решения, действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам, установленным гл. 25 ГПК РФ. Администрация Сухореченского сельского поселения, являясь органом местного самоуправления, относится к указанному перечню, чьи действия (бездействие) может быть оспорено в порядке ст. 25 ГПК РФ.

Согласно пункту 9 указанного Постановления судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.

Шубиной К.И. обжалуется решение администрации Сухореченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ее нуждающейся в жилом помещении, которым, по мнению заявителя, нарушаются ее права и законные интересы.

Суд находит, что обращение Шубиной К.И. подлежит рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов", статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ
"О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Истица Шубина К.И. является нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и администрацией Сухореченского сельского поселения, в лице Главы администрации Верета В.Н.

Из указанного договора следует, что истица является нанимателем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 37,6 кв.м.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шубина К.И. проживает по указанному адресу одна.

Сторонами не оспаривается, что Шубина К.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит, что следует из пояснений ее представителя, пояснений представителя третьего лица, имеющихся в материалах дела заявлений, то есть в случае признания Шубиной К.И. нуждающейся в жилом помещении она должна обеспечиваться жильем на общих основаниях.

Пунктом 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Из ответа главы администрации Сухореченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует что, Шубина К.И. не может быть признана нуждающейся в жилье, поскольку согласно экспертизы БТИ износ ее дома составляет 63 %, а для признания дома аварийным износ должен составлять 70 %, поэтому администрация Сухореченского сельского поселения на основании экспертизы БТИ вынуждена отказать в признании истицы в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с пунктом 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрен главой IV Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 42 вышеуказанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания является прерогативой комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, в связи с чем отказ администрации Сухореченского сельского поселения в признании Шубиной К.И. нуждающейся в жилом помещении по указанным в ответе основаниям является незаконным.

В силу ст. 16 ч.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с изменениями) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права, либор нарушающими имущественные права гражданина. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ). Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Истцом были заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей. Судом принимается во внимание утверждение истца о переживаниях, связанных с неоднократным обращением в орган местного самоуправления, а затем в суд, с целью признания отказа незаконным. Суд, руководствуясь требованием разумности и справедливости, находит правильным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 200 рублей.

В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй 96 настоящего Кодекса. Таким образом, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей и составления искового заявления 1500 рублей, что подтверждается квитанциями.

В соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, желающими встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Истицей необходимость предоставления жилья обоснована непригодностью занимаемого ею жилого помещения для проживания, проживания ею в ветхом доме. Таким образом, предоставление технического паспорта жилого помещения в подтверждение своих доводов является обязанностью истца и понесенные ею расходы в этой части не подлежат взысканию с ответчика.

Вместе с тем, ответ администрации Сухореченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ предопределил действия истицы Шубиной К.И. и вызвал необходимость для проведения повторной оценки и получения отчета в подтверждение своих доводов об износе жилого дома, в связи с чем понесенные истицей расходы в сумме 3300 рублей по оплате отчета от ДД.ММ.ГГГГ об оценке общего износа жилого дома, подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шубиной К.И. удовлетворить частично.

Признать ответ администрации Сухореченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Шубиной К.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным.

Взыскать в пользу Шубиной Клавдии Ивановны с администрации Сухореченского сельского поселения Карталинского муниципального района <адрес> судебные расходы по оплате отчета в размере 3300 рублей, за составление искового заявления 1500 рублей, в счет возмещения расходов по оплате госпошлины в размере 200 рублей, компенсацию морального вреда в размере 200 рублей, итого на общую сумму 5200 рублей.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд.

Председательствующий судья О.С. Коннова