Дело № 2-942/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г. Карталы Карталинский городской суд Челябинской области, в составе председательствующего О.С. Конновой при секретаре Л.С. Белицкой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубиной Клавдии Ивановны к администрации Сухореченского сельского поселения о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Шубина К.И. обратилась в суд с иском к администрации Сухореченского сельского поселения Карталинского муниципального района о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в жилом помещении, отказа в постановке на учет, просил признать незаконным ответ от ДД.ММ.ГГГГ № главы Сухореченского сельского поселения «Об отказе в признании Шубиной К.И. нуждающейся в жилом помещении», в счет компенсации морального вреда взыскать 10000 рублей, взыскать судебные расходы по составлению иска 1500 рублей, за получение технического паспорта, справок 2308 рублей 16 копеек, за составление отчета – 3300 рублей, в счет возврата госпошлины – 200 рублей. В обоснование заявления указав, что являясь вдовой участника Великой отечественной войны, ДД.ММ.ГГГГ подала заявление для включения ее в список на получение жилищной субсидии для приобретения жилья. На основании разъяснения администрации, она обратилась по месту жительства в сельскую администрацию для признания ее нуждающейся в жилом помещении. Глава в своем ответе отказал ей в признании ее нуждающейся в связи с тем, что согласно экспертизы БТИ износ дома составляет 63%, а для признания дома аварийным износ должен составлять 70 %. Будучи несогласной с указанным ответом она получила отчет об износе дома независимого оценщика, согласно данного отчета износ дома составляет 72,2%, что не соответствует утверждениям ответчика. Из-за противоправных действий ответчика у нее ухудшилось состояние здоровья, стала испытывать дискомфорт, чувство обиды, несправедливости, ей причинен моральный вред. В судебное заседание истица Шубина К.И. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя ФИО4 В судебном заседании представитель истца ФИО4 настаивал на заявленных требованиях, по основаниям, изложенным в иске. В судебное заседание представитель ответчика администрации Сухореченского сельского поселения не явился, надлежаще извещен. В судебном заседании представитель третьего лица администрации Карталинского муниципального района ФИО5 полагала исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования частично обоснованными. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав или свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" определен перечень органов, чьи решения, действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам, установленным гл. 25 ГПК РФ. Администрация Сухореченского сельского поселения, являясь органом местного самоуправления, относится к указанному перечню, чьи действия (бездействие) может быть оспорено в порядке ст. 25 ГПК РФ. Согласно пункту 9 указанного Постановления судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд. Шубиной К.И. обжалуется решение администрации Сухореченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ее нуждающейся в жилом помещении, которым, по мнению заявителя, нарушаются ее права и законные интересы. Суд находит, что обращение Шубиной К.И. подлежит рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов", статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истица Шубина К.И. является нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и администрацией Сухореченского сельского поселения, в лице Главы администрации Верета В.Н. Из указанного договора следует, что истица является нанимателем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 37,6 кв.м. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шубина К.И. проживает по указанному адресу одна. Сторонами не оспаривается, что Шубина К.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит, что следует из пояснений ее представителя, пояснений представителя третьего лица, имеющихся в материалах дела заявлений, то есть в случае признания Шубиной К.И. нуждающейся в жилом помещении она должна обеспечиваться жильем на общих основаниях. Пунктом 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Из ответа главы администрации Сухореченского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ следует что, Шубина К.И. не может быть признана нуждающейся в жилье, поскольку согласно экспертизы БТИ износ ее дома составляет 63 %, а для признания дома аварийным износ должен составлять 70 %, поэтому администрация Сухореченского сельского поселения на основании экспертизы БТИ вынуждена отказать в признании истицы в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с пунктом 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 42 вышеуказанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таким образом, решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания является прерогативой комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, в связи с чем отказ администрации Сухореченского сельского поселения в признании Шубиной К.И. нуждающейся в жилом помещении по указанным в ответе основаниям является незаконным. В силу ст. 16 ч.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с изменениями) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права, либор нарушающими имущественные права гражданина. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ). Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Истцом были заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей. Судом принимается во внимание утверждение истца о переживаниях, связанных с неоднократным обращением в орган местного самоуправления, а затем в суд, с целью признания отказа незаконным. Суд, руководствуясь требованием разумности и справедливости, находит правильным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 200 рублей. В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй 96 настоящего Кодекса. Таким образом, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей и составления искового заявления 1500 рублей, что подтверждается квитанциями. В соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, желающими встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истицей необходимость предоставления жилья обоснована непригодностью занимаемого ею жилого помещения для проживания, проживания ею в ветхом доме. Таким образом, предоставление технического паспорта жилого помещения в подтверждение своих доводов является обязанностью истца и понесенные ею расходы в этой части не подлежат взысканию с ответчика. Вместе с тем, ответ администрации Сухореченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ предопределил действия истицы Шубиной К.И. и вызвал необходимость для проведения повторной оценки и получения отчета в подтверждение своих доводов об износе жилого дома, в связи с чем понесенные истицей расходы в сумме 3300 рублей по оплате отчета № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке общего износа жилого дома, подлежат взысканию с ответчика. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд – Р Е Ш И Л: Исковые требования Шубиной К.И. удовлетворить частично. Признать ответ администрации Сухореченского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Шубиной К.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным. Взыскать в пользу Шубиной Клавдии Ивановны с администрации Сухореченского сельского поселения Карталинского муниципального района <адрес> судебные расходы по оплате отчета в размере 3300 рублей, за составление искового заявления 1500 рублей, в счет возмещения расходов по оплате госпошлины в размере 200 рублей, компенсацию морального вреда в размере 200 рублей, итого на общую сумму 5200 рублей. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд. Председательствующий судья О.С. Коннова
"О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.