Р Е Ш Е Н И Е по иску Андронова Владимира Александровича к муниципальному казенному учреждению администрация Карталинского городского поселения о признании права собственности на недвижимость в порядке приватизации



Дело №2-528/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Крафт Г.В.

при секретаре Гончаровой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андронова Владимира Александровича к муниципальному казенному учреждению администрация Карталинского городского поселения о признании права собственности на недвижимость в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Андронов В.А. обратился в суд с иском к администрации Карталинского городского поселения просил суд признать за ним право собственности на <адрес> в силу приобретательской давности. В последующем истец исковые требования уточнил, и просил суд признать за ним право собственности в порядке приватизации на <адрес>, общей площадью 16,9 кв.м. В обоснование окончательно сформулированных исковых требований истец указал, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ он является нанимателем жилого помещения, указанного в иске. По указанному адресу истец проживает и зарегистрирован. Он обратился устно в МУП «Расчетно-Кассовый Центр» <адрес> о передаче ему занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако ему было отказано по причине того, что администрация Карталинского городского поселения не зарегистрировала свое право на указанный жилой дом в регистрационной службе. Истец считает, что он имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения, ранее в приватизации не участвовал, занимаемое жилое помещение не приватизировано и не относится к жилым помещениям, не подлежащим приватизации.

В судебном заседании истец Андронов В.А. на удовлетворении окончательно сформулированных исковых требований настаивал, подтвердив обоснования, указанные в иске письменно.

Представитель ответчика – муниципальное казенное учреждение администрация Карталинского городского поселения в суд не явился, о слушании дела был надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 74-АГ подтверждается, что муниципальное образование- Карталинское городское поселение <адрес> является собственником жилого здания- общежитие, расположенное по адресу- <адрес>А.

Из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, кадастрового паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное жилое помещение является комнатой , расположенной по адресу: <адрес>, расположена на третьем этаже, состоит из одной жилой комнаты, общей площадью 16,9 кв.м.

Истец представил суду договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на комнату <адрес>. Договор заключен между истцом и наймодателем Муниципальным казенным учреждением администрацией Карталинского городского поселения в лице Главы Карталинского городского поселения Леонтьева О.В.

Из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Муниципальное казенное учреждение администрация Карталинского городского поселения в лице Главы Карталинского городского поселения Леонтьева О.В. (Наймодатель) и Андронов В.А. ( Наниматель) заключили настоящий договор по условиям которого, наймодатель передает, нанимателю и членам его семьи во владение и пользование жилое помещение, для проживания в нем, состоящее из комнаты общей площадью 16,9кв.м., по адресу: <адрес>

В соответствии с <адрес> «О разграничении имущества между Карталинским муниципальным районом и Карталинским городским поселением» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО ( в редакции закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ; -ЗО), согласно Перечня имущества, находящегося в собственности Карталинского муниципального района, передаваемого в собственность Карталинского городского поселения указано здание общежития, расположенного по адресу- <адрес> муниципального района на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ОАО «РЖД».

Факт регистрации истца в спорном жилом помещении с 14.01. 1977года подтверждается справкой с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст.7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение ( квартира или комната), поскольку по смыслу ч.2ст.62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции отДД.ММ.ГГГГ) не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после ДД.ММ.ГГГГ.

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до ДД.ММ.ГГГГ, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после ДД.ММ.ГГГГ при условии, если это жилое помещение является изолированным.

Исходя из сложившейся судебной практики, а именно постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -Г « По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона « С введением в действие Жилищного кодекса Российской федерации» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой», изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

Поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.

Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П и от ДД.ММ.ГГГГ -П, определение от ДД.ММ.ГГГГ N378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после ДД.ММ.ГГГГ.

3.3. Таким образом, статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 ( ч.1 и 2), 40 (ч.1) и 55 (ч.3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм ЖК Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после ДД.ММ.ГГГГ (даты введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Необходимо также учитывать, что п.1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГУказом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Учитывая, что общежитие по адресу: <адрес>А было принято в муниципальную собственность было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности, статус общежития данным жилым домом утрачен в силу закона, а также имеет место постановление администрации Карталинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ « Об изменении статуса муниципального общежития», в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N1541-1.

Согласно ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных, других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст.1 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений- бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно Закона РФ «О приватизации жилищного фона в РФ» целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

В силу ст. 2 Закона РФ граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений ( ведомственный фонд), по договору найма или аренды вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются в общую собственность ( совместную или долевую собственность) одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу ст. 18 Закона РФ, при переходе государственных или муниципальных предприятий учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в полное хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

В судебном заседании было достоверно установлено, что истец занимает спорное жилое помещение на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ .

Основными принципами приватизации государственного и муниципального жилищного фонда является добровольность приобретения гражданами жилья в собственность, бесплатная передача занимаемых ими жилых помещений, гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения только один раз.

Ранее истец в приватизации жилья не участвовал, занимаемое жилое помещение не приватизировано, что подтверждено справкой ОГУП «Обл.ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав информация о зарегистрированных правах Андронова В.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества - отсутствует.

Судом установлено, что истец выразил свое волеизъявление на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения, ранее данное право использовано не было.

Таким образом, право истца на бесплатную передачу жилья в собственность законом не ограничено. Он имеет право на передачу жилья в собственность в порядке приватизации.

Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение нарушает права истца и при изложенных обстоятельствах является основанием для признания права собственности на объект недвижимости в порядке приватизации.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании за ним права собственности на спорное жилое помещение, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Признать право собственности в порядке приватизации за Андроновым Владимиром Александровичем на жилое помещение, расположенное по адресу- <адрес> А, <адрес>.

В силу ст. 131 ГК РФ данное решение служит основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество органом, осуществляющим такую регистрацию.

Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Крафт