Р Е Ш Е Н И Е по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Южно-Уральская железная дорога к Соломка Андрею Васильевичу, Кадримбекову Булату Тулеулеевичу о возмещении ущерба, причиненного преступлением



Дело № 2-850/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ гор. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе :

Председательствующего судьи Крафт Г.В.,

При секретаре Гончаровой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Южно-Уральская железная дорога к Соломка Андрею Васильевичу, Кадримбекову Булату Тулеулеевичу о возмещении ущерба, причиненного преступлением,

У С Т А Н О В И Л :

ОАО «РЖД» обратилось в суд с иском к Соломка А.В., Кадримбекову Б.Т. о возмещении солидарно материального ущерба, причиненного преступлением.

В обоснование исковых требований указано, что приговором Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ответчики были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 263 УК РФ. Приговором установлено, что ответчики своими преступными действиями причинили материальный ущерб истцу в размере 920473 рубля 73 копейки.

В судебном заседании представитель истца ОАО «РЖД» в лице филиала ЮУЖД Моисеева О.А., действующая в соответствии с доверенностью, на удовлетворении исковых требований настаивала, подтвердив обоснования. указанные письменно, возражала по поводу уменьшения размера причиненного ущерба, подлежащего взысканию с ответчиков.

В судебном заседании ответчик Соломка А.В. исковые требования признал частично, в связи с тяжелым материальным положением просил уменьшить размер взыскания до 100000 рублей.

В судебном заседании ответчик Кадримбеков Б.Т. иск признал частично, просил уменьшить размер взыскания до 100000 рублей в связи с тяжелым материальным положением.

В судебном заседании представитель ответчиков в лице адвоката Старченко О.И. своих доверителей поддержал, просил уменьшить до 100000 рублей каждому размер взыскиваемого ущерба, обосновав данное обстоятельство тяжелым материальным положением, наличием иждивенцев, кредитными обязательствами.

В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Евраз Транс» не явился, о дате рассмотрения дела извещены.

Суд, заслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Приговором Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Соломка А.В. и Кадримбеков Б.Т. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 263 УК РФ. Приговор был постановлен в соответствии со ст. 316 УК РФ, т.е. без проведения судебного разбирательства. Приговором установлено, что Соломка А.В., назначенный приказом начальника Карталинской дистанции пути Орского отделения Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» к от ДД.ММ.ГГГГ на должность мастера дорожный бригады по неотложным работам Карталы-2 парки «М», «С» производственного участка по текущему содержанию пути станции Карталы Карталинской дистанции пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее по тексту-мастер), являлся, таким образом, работником железнодорожного транспорта.

Кадримбеков Б.Т., назначенный приказом начальника Карталинской дистанции пути Орского отделения Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» к от ДД.ММ.ГГГГ на должность бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений 7-го разряда Бригады по неотложным работам Карталы-2 парки «М», «С» производственного участка по текущему содержанию пути станции Карталы (1 группы) Карталинской дистанции пути Орского отделения Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее по тексту-бригадир), являлся, таким образом, работником железнодорожного транспорта.

В силу занимаемой должности, Соломка А.В., Кадримбеков Б.Т. обязаны знать и строго соблюдать обязанности работников железнодорожного транспорта, регламентируемых действующим законодательством Российской Федерации и внутренними приказами, инструкциями и правилами, ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 00 мин. приступили к работе.

ДД.ММ.ГГГГ в период с 08 часов 00 минут до 15 часов 32 минут местного времени, Соломка А.В., в нарушение п. 3.6 Должностной инструкции дорожного мастера Карталинской дистанции пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее - Должностной инструкции мастера), не организовал труд вверенной ему путевой бригады , не провел инструктаж и обучение бригадира Кадримбекова Б.Т. и рабочих бригады Правилам производства работ, безопасности движения поездов и поручил бригадиру пути Кадримбекову Б.Т. произвести подготовительные работы на стрелочном переводе парка «С» станции Карталы-2 Орского региона Южно-Уральской железной дороги, расположенном в <адрес>, для смены рамного рельса с остряком. Кадримбеков Б.Т. в свою очередь поручил подчиненным монтерам пути бригады , в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, выполнить подготовительные работы на стрелочном переводе парка «С» станции Карталы-2 для смены рамного рельса с остряком, при этом Кадримбеков Б.Т., не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своего бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, в нарушение п. 1.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждённых Министром путей сообщения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N ЦРБ-756 (далее -ПТЭ), при удовлетворении потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, не осуществив безусловное обеспечение безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, а также в нарушение п. 3.2 Должностной инструкции бригадира по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений Карталинской дистанции пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее -Должностной инструкции бригадира), не организовал труд монтеров пути бригады , не провел инструктаж и обучение монтеров бригады , направленный на обеспечение безопасности движения, требований стандартов и иных нормативных документов, установленных для выполняемой ими работ, безопасности движения поездов, самоустранился от подготовительных работ на стрелочном переводе парка «С» станции Карталы-2 для смены рамного рельса с остряком и отправился сопровождать путеизмерительную тележку, на не вверенном ему участке. Монтеры пути бригады , в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, взяв необходимый инструмент ДД.ММ.ГГГГ около 09 часов 00 минут пошли к стрелочному переводу парка «С» станции Карталы-2. По прибытию на указанный стрелочный перевод, лицо, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, отошел на расстояние около 30 метров и стал следить за приближающимися поездами. Остальными монтерами пути бригады , в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 09 часов 01 минуты до 10 часов 56 минут, при производстве подготовительных работ по смене левого рамного рельса с остряком стрелочного перевода парка «С» станции Карталы-2, расположенном в <адрес>, с нарушением установленных правил по производству подготовительных работ, с целью сэкономить время при производстве основных работ, были выкручены болты и сняты 14 из 15 упорных угольников рамного левого рельса. Тем самым, монтерами пути бригады , в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, в указанный период времени были выполнены работы, согласно Правил и технологии выполнения основных работ при текущем содержании пути, утвержденных заместителем начальника департамента пути и сооружений ДД.ММ.ГГГГ № ЦПТ-52 (далее по тексту - Инструкция № ЦПТ-52), являющиеся основными видами работ, требующие прекращение движения поездов. После этого, около 10 часов 56 минут, лицом, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, об окончании подготовительных работ было сообщено лицу, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, который данную информацию передал Кадримбекову Б.Т. Во время работы бригады на стрелочном переводе парка «С» станции Карталы-2 какой-либо контроль со стороны мастера ФИО6 и бригадира Кадримбекова Б.Т. над монтерами по организации труда монтеров пути не осуществлялся. Кадримбеков Б.Т., получив информацию от лица, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, о прекращении работ, самостоятельно ее не проверив, передал дежурному по станции об окончании подготовительных работ на стрелочном переводе парка «С» станции Карталы-2, однако дежурный по станции сообщил, что «окна» ближайшее время не будет и Кадримбеков Б.Т. в нарушение п. 3.3 Должностной инструкции бригадира не проверил и не проконтролировал качество выполнения работ, соблюдение ПТЭ, Правил и Инструкций безопасности движения поездов, а также выполнение всеми монтерами пути их обязанностей, а также в нарушение п. 1.3 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной заместителем министра путей сообщения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N ЦП-485 (далее - инструкция ЦП-485), не осуществив руководство и не обеспечив постоянный контроль за соблюдением Правил производства работ, в нарушение п. 2.1 Инструкции ЦП-485, не обеспечив безопасность движения, не проконтролировав выполнение п.2.10 Инструкции ЦПТ-52, устанавливающей, что при подготовительных работах выкручивание болтов на упорных угольниках рамного рельса и снятие упорных угольников рамного рельса не осуществляется, а также в нарушение п. 3.1 Должностной инструкции бригадира не обеспечил безопасность и бесперебойность движения поездов с установленными скоростями, дал команду монтерам бригады возвращаться в пункт обогрева, понимая, что по стрелочному переводу парка «С» станции Карталы-2, будут ходить поезда.

Соломка А.В. ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов 00 минут прибыл в пункт обогрева, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своего бездействия по контролю выполнения работ вверенной бригадой, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, в нарушение п. 1.1 ПТЭ при удовлетворении потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, не осуществил безусловное обеспечение безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, в нарушение п. 1.3 Инструкции ЦП-485 не осуществил руководство и не обеспечил постоянный контроль за соблюдением Правил производства работ, в нарушение п. 2.1 Инструкции ЦП-485, без обеспечения безопасности движения и техники безопасности, не проконтролировал исполнение монтерами вверенной бригады п.2.10 Инструкции ЦПТ-52, устанавливающей, что при подготовительных работах выкручивание болтов на упорных угольниках рамного рельса и снятие упорных угольников рамного рельса не осуществляется, в нарушение п. 2.3 Должностной инструкции, не проконтролировал соблюдение технологического процесса, оперативно не выявил и не устранил причины нарушений. Кроме того, в нарушение п. 2.5 Должностной инструкции не проверил качество выполненных работ, не осуществил мероприятия по предупреждению брака. В нарушение п. 3.1 Должностной инструкции мастера, не обеспечил бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями, хотя при этом видел, что по стрелочному переводу парка «С» станции Карталы-2, ходят поезда.

В результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта мастером ФИО7 и бригадиром Кадримбековым Б.Т., ДД.ММ.ГГГГ около 15 часов 32 минут при движении маневрового состава локомотивом ВЛ60к с 65 вагонами с вытяжного пути М8П на 4 путь парка «А», по стрелочному переводу парка «С» станции Карталы-2, из-за отсутствия 14-ти из 15-ти упорных угольников на левом рамном рельсе на стрелочном переводе парка «С» станции Карталы-2, произошло уширение рельсовой колеи под движущимся подвижным составом, что привело к сходу 8 грузовых полувагонов, начиная с 20 по 27 вагон с головы состава, с грузом в виде окатышей железнорудных, а именно: произошел сход полувагонов: полувагон в сходе 2-мя колесными парами, полувагоны №, 52873395, 53762704, 52754769, 52867470, 56794977 в сходе 3-мя колесными парами, полувагон в сходе 2-мя колесными парами. В сошедшем состоянии маневровый состав проследовал 175 метров до полной остановки, повредив стрелочный перево<адрес> парка «С» станции Карталы-2, 30 метров пути и 8 полувагонов №, 53762233, 52873395, 53762704, 52754769, 52867470, 56794977, 52275500.

В результате схода полувагонов причинен ущерб ОАО «РЖД» в виде восстановительных работ по ремонту стрелочного перевода парка «С» станции Карталы-2 и 30 метров пути, стоимость которого составила 920473 рубля 73 копейки.

Гражданский иск по уголовному делу заявлен не был.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления деликтной ответственности как вида гражданско-правовой ответственности необходимо наличие нескольких условий- наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между причинением вреда и действиями причинителя вреда. При этом бремя доказывания наличия вреда как следствия неправомерного действия лежит на потерпевшем, а бремя доказывания отсутствия вины лежит на причинителе вреда.

В судебном заседании сторона ответчика заявила о снижении размера причиненного ущерба.

Ответчики состояли на момент причинения материального ущерба и состоят по настоящее время в трудовых отношениях с истцом.

В соответствии со ст. 250 ТК РФ, орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника.

Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.

Такими обстоятельствами, как материальное положение работника, степень и формы его вины, возможность снижения размера ущерба не ограничивается. Такая возможность допускается и при наличии других обстоятельств: отсутствие надлежащей охраны вверенного работнику имущества, неудовлетворительные условия труда работника, являющегося материально ответственным лицом, и другое.

В соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N52, рекомендовано при оценке материального положения работника принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), его семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам и т.п.). Снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Суду предоставлено право в силу ч.1 ст. 250 ТК РФ снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника. Однако он не наделен правом освободить работника от материальной ответственности. Пленум Верховного Суда РФ в п. 16 указанного постановления особо отметил, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с ч.1 ст.250 ТК может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности.

В судебном заседании было установлено, что ответчиками было совершено преступление по неосторожности, т.е. возможно снижение размера суммы. Подлежащей взысканию- 920473 рубля 73 копейки.

У ответчика Соломка А.В. на иждивении находится малолетняя дочь Анастасия, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о ее рождении.

Из трудовой книжки, справки из Центра занятости населения <адрес> следует, что ФИО8 ( супруга ответчика) не трудоустроена, как безработная не зарегистрирована, пособие по безработице не получает.

В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Карталинской дистанцией пути, средняя заработная плата Соломка А.В. составляет 32987 рублей 44 копейки.

Кредитным договором № Ф7221/11-0650 КЖ/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт кредитных обязательств ответчика Соломка А.В. перед ОАО «ТрансКредитБанк» на сумму 290000 рублей.

Ответчик Кадримбеков Б.Т. имеет среднюю заработную плату 27045 рублей 95 копеек, что следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Карталинской дистанцией пути.

Из расписки от ДД.ММ.ГГГГ, показаний свидетеля ФИО9 усматривается, что Кадримбеков Б.Т. занял у ФИО9 денежные средства в размере 300000 рублей с возвратом до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, оценив вышеизложенное находит возможным и правильным снизить размер причиненного ответчиками ущерба до 600000 рублей, взыскав с ответчиков солидарно в пользу истца.

Оснований для снижения материального ущерба до 100000 рублей каждому в судебном заседании не добыто.

В соответствие со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в местный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, т.е. с Соломка А.В., Кадримбекова Б.Т. в долевом отношении надлежит взыскать государственную пошлину в местный бюджет в размере 12404 рубля 74 копейки, т.е. по 6202 рубля 37 копеек с каждого.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить частично.

Взыскать в пользу ОАО «РЖД» в лице филиала Южно-Уральская железная дорога с Соломка Андрея Васильевича, Кабримбекова Булата Тулеулеевича солидарно в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением в размере 600000 рублей.

Взыскать с Соломка Андрея Васильевича, Кабримбекова Булата Тулеулеевича государственную пошлину в местный бюджет в размере 12404 рубля 74 копейки в равных долях, т.е. по 6202 рубля 37 копеек с каждого.

Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Крафт