Дело № 2-850/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ гор. Карталы Карталинский городской суд Челябинской области в составе : Председательствующего судьи Крафт Г.В., При секретаре Гончаровой С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Южно-Уральская железная дорога к Соломка Андрею Васильевичу, Кадримбекову Булату Тулеулеевичу о возмещении ущерба, причиненного преступлением, У С Т А Н О В И Л : ОАО «РЖД» обратилось в суд с иском к Соломка А.В., Кадримбекову Б.Т. о возмещении солидарно материального ущерба, причиненного преступлением. В обоснование исковых требований указано, что приговором Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ответчики были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 263 УК РФ. Приговором установлено, что ответчики своими преступными действиями причинили материальный ущерб истцу в размере 920473 рубля 73 копейки. В судебном заседании представитель истца ОАО «РЖД» в лице филиала ЮУЖД Моисеева О.А., действующая в соответствии с доверенностью, на удовлетворении исковых требований настаивала, подтвердив обоснования. указанные письменно, возражала по поводу уменьшения размера причиненного ущерба, подлежащего взысканию с ответчиков. В судебном заседании ответчик Соломка А.В. исковые требования признал частично, в связи с тяжелым материальным положением просил уменьшить размер взыскания до 100000 рублей. В судебном заседании ответчик Кадримбеков Б.Т. иск признал частично, просил уменьшить размер взыскания до 100000 рублей в связи с тяжелым материальным положением. В судебном заседании представитель ответчиков в лице адвоката Старченко О.И. своих доверителей поддержал, просил уменьшить до 100000 рублей каждому размер взыскиваемого ущерба, обосновав данное обстоятельство тяжелым материальным положением, наличием иждивенцев, кредитными обязательствами. В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Евраз Транс» не явился, о дате рассмотрения дела извещены. Суд, заслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Приговором Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Соломка А.В. и Кадримбеков Б.Т. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 263 УК РФ. Приговор был постановлен в соответствии со ст. 316 УК РФ, т.е. без проведения судебного разбирательства. Приговором установлено, что Соломка А.В., назначенный приказом начальника Карталинской дистанции пути Орского отделения Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» №к от ДД.ММ.ГГГГ на должность мастера дорожный бригады № по неотложным работам Карталы-2 парки «М», «С» производственного участка по текущему содержанию пути станции Карталы Карталинской дистанции пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее по тексту-мастер), являлся, таким образом, работником железнодорожного транспорта. Кадримбеков Б.Т., назначенный приказом начальника Карталинской дистанции пути Орского отделения Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» №к от ДД.ММ.ГГГГ на должность бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений 7-го разряда Бригады № по неотложным работам Карталы-2 парки «М», «С» производственного участка по текущему содержанию пути станции Карталы (1 группы) Карталинской дистанции пути Орского отделения Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее по тексту-бригадир), являлся, таким образом, работником железнодорожного транспорта. В силу занимаемой должности, Соломка А.В., Кадримбеков Б.Т. обязаны знать и строго соблюдать обязанности работников железнодорожного транспорта, регламентируемых действующим законодательством Российской Федерации и внутренними приказами, инструкциями и правилами, ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 00 мин. приступили к работе. ДД.ММ.ГГГГ в период с 08 часов 00 минут до 15 часов 32 минут местного времени, Соломка А.В., в нарушение п. 3.6 Должностной инструкции дорожного мастера Карталинской дистанции пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее - Должностной инструкции мастера), не организовал труд вверенной ему путевой бригады №, не провел инструктаж и обучение бригадира Кадримбекова Б.Т. и рабочих бригады № Правилам производства работ, безопасности движения поездов и поручил бригадиру пути Кадримбекову Б.Т. произвести подготовительные работы на стрелочном переводе № парка «С» станции Карталы-2 Орского региона Южно-Уральской железной дороги, расположенном в <адрес>, для смены рамного рельса с остряком. Кадримбеков Б.Т. в свою очередь поручил подчиненным монтерам пути бригады №, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, выполнить подготовительные работы на стрелочном переводе № парка «С» станции Карталы-2 для смены рамного рельса с остряком, при этом Кадримбеков Б.Т., не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своего бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, в нарушение п. 1.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждённых Министром путей сообщения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N ЦРБ-756 (далее -ПТЭ), при удовлетворении потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, не осуществив безусловное обеспечение безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, а также в нарушение п. 3.2 Должностной инструкции бригадира по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений Карталинской дистанции пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее -Должностной инструкции бригадира), не организовал труд монтеров пути бригады №, не провел инструктаж и обучение монтеров бригады №, направленный на обеспечение безопасности движения, требований стандартов и иных нормативных документов, установленных для выполняемой ими работ, безопасности движения поездов, самоустранился от подготовительных работ на стрелочном переводе № парка «С» станции Карталы-2 для смены рамного рельса с остряком и отправился сопровождать путеизмерительную тележку, на не вверенном ему участке. Монтеры пути бригады №, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, взяв необходимый инструмент ДД.ММ.ГГГГ около 09 часов 00 минут пошли к стрелочному переводу № парка «С» станции Карталы-2. По прибытию на указанный стрелочный перевод, лицо, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, отошел на расстояние около 30 метров и стал следить за приближающимися поездами. Остальными монтерами пути бригады №, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 09 часов 01 минуты до 10 часов 56 минут, при производстве подготовительных работ по смене левого рамного рельса с остряком стрелочного перевода № парка «С» станции Карталы-2, расположенном в <адрес>, с нарушением установленных правил по производству подготовительных работ, с целью сэкономить время при производстве основных работ, были выкручены болты и сняты 14 из 15 упорных угольников рамного левого рельса. Тем самым, монтерами пути бригады №, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, в указанный период времени были выполнены работы, согласно Правил и технологии выполнения основных работ при текущем содержании пути, утвержденных заместителем начальника департамента пути и сооружений ДД.ММ.ГГГГ № ЦПТ-52 (далее по тексту - Инструкция № ЦПТ-52), являющиеся основными видами работ, требующие прекращение движения поездов. После этого, около 10 часов 56 минут, лицом, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, об окончании подготовительных работ было сообщено лицу, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, который данную информацию передал Кадримбекову Б.Т. Во время работы бригады № на стрелочном переводе № парка «С» станции Карталы-2 какой-либо контроль со стороны мастера ФИО6 и бригадира Кадримбекова Б.Т. над монтерами по организации труда монтеров пути не осуществлялся. Кадримбеков Б.Т., получив информацию от лица, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, о прекращении работ, самостоятельно ее не проверив, передал дежурному по станции об окончании подготовительных работ на стрелочном переводе № парка «С» станции Карталы-2, однако дежурный по станции сообщил, что «окна» ближайшее время не будет и Кадримбеков Б.Т. в нарушение п. 3.3 Должностной инструкции бригадира не проверил и не проконтролировал качество выполнения работ, соблюдение ПТЭ, Правил и Инструкций безопасности движения поездов, а также выполнение всеми монтерами пути их обязанностей, а также в нарушение п. 1.3 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной заместителем министра путей сообщения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N ЦП-485 (далее - инструкция ЦП-485), не осуществив руководство и не обеспечив постоянный контроль за соблюдением Правил производства работ, в нарушение п. 2.1 Инструкции ЦП-485, не обеспечив безопасность движения, не проконтролировав выполнение п.2.10 Инструкции ЦПТ-52, устанавливающей, что при подготовительных работах выкручивание болтов на упорных угольниках рамного рельса и снятие упорных угольников рамного рельса не осуществляется, а также в нарушение п. 3.1 Должностной инструкции бригадира не обеспечил безопасность и бесперебойность движения поездов с установленными скоростями, дал команду монтерам бригады № возвращаться в пункт обогрева, понимая, что по стрелочному переводу № парка «С» станции Карталы-2, будут ходить поезда. Соломка А.В. ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов 00 минут прибыл в пункт обогрева, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своего бездействия по контролю выполнения работ вверенной бригадой, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, в нарушение п. 1.1 ПТЭ при удовлетворении потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, не осуществил безусловное обеспечение безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, в нарушение п. 1.3 Инструкции ЦП-485 не осуществил руководство и не обеспечил постоянный контроль за соблюдением Правил производства работ, в нарушение п. 2.1 Инструкции ЦП-485, без обеспечения безопасности движения и техники безопасности, не проконтролировал исполнение монтерами вверенной бригады № п.2.10 Инструкции ЦПТ-52, устанавливающей, что при подготовительных работах выкручивание болтов на упорных угольниках рамного рельса и снятие упорных угольников рамного рельса не осуществляется, в нарушение п. 2.3 Должностной инструкции, не проконтролировал соблюдение технологического процесса, оперативно не выявил и не устранил причины нарушений. Кроме того, в нарушение п. 2.5 Должностной инструкции не проверил качество выполненных работ, не осуществил мероприятия по предупреждению брака. В нарушение п. 3.1 Должностной инструкции мастера, не обеспечил бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями, хотя при этом видел, что по стрелочному переводу № парка «С» станции Карталы-2, ходят поезда. В результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта мастером ФИО7 и бригадиром Кадримбековым Б.Т., ДД.ММ.ГГГГ около 15 часов 32 минут при движении маневрового состава локомотивом ВЛ60к № с 65 вагонами с вытяжного пути М8П на 4 путь парка «А», по стрелочному переводу № парка «С» станции Карталы-2, из-за отсутствия 14-ти из 15-ти упорных угольников на левом рамном рельсе на стрелочном переводе № парка «С» станции Карталы-2, произошло уширение рельсовой колеи под движущимся подвижным составом, что привело к сходу 8 грузовых полувагонов, начиная с 20 по 27 вагон с головы состава, с грузом в виде окатышей железнорудных, а именно: произошел сход полувагонов: полувагон № в сходе 2-мя колесными парами, полувагоны №№, 52873395, 53762704, 52754769, 52867470, 56794977 в сходе 3-мя колесными парами, полувагон № в сходе 2-мя колесными парами. В сошедшем состоянии маневровый состав проследовал 175 метров до полной остановки, повредив стрелочный перево<адрес> парка «С» станции Карталы-2, 30 метров пути и 8 полувагонов №№, 53762233, 52873395, 53762704, 52754769, 52867470, 56794977, 52275500. В результате схода полувагонов причинен ущерб ОАО «РЖД» в виде восстановительных работ по ремонту стрелочного перевода № парка «С» станции Карталы-2 и 30 метров пути, стоимость которого составила 920473 рубля 73 копейки. Гражданский иск по уголовному делу заявлен не был. Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Для наступления деликтной ответственности как вида гражданско-правовой ответственности необходимо наличие нескольких условий- наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между причинением вреда и действиями причинителя вреда. При этом бремя доказывания наличия вреда как следствия неправомерного действия лежит на потерпевшем, а бремя доказывания отсутствия вины лежит на причинителе вреда. В судебном заседании сторона ответчика заявила о снижении размера причиненного ущерба. Ответчики состояли на момент причинения материального ущерба и состоят по настоящее время в трудовых отношениях с истцом. В соответствии со ст. 250 ТК РФ, орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях. Такими обстоятельствами, как материальное положение работника, степень и формы его вины, возможность снижения размера ущерба не ограничивается. Такая возможность допускается и при наличии других обстоятельств: отсутствие надлежащей охраны вверенного работнику имущества, неудовлетворительные условия труда работника, являющегося материально ответственным лицом, и другое. В соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N52, рекомендовано при оценке материального положения работника принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), его семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам и т.п.). Снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Суду предоставлено право в силу ч.1 ст. 250 ТК РФ снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника. Однако он не наделен правом освободить работника от материальной ответственности. Пленум Верховного Суда РФ в п. 16 указанного постановления особо отметил, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с ч.1 ст.250 ТК может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности. В судебном заседании было установлено, что ответчиками было совершено преступление по неосторожности, т.е. возможно снижение размера суммы. Подлежащей взысканию- 920473 рубля 73 копейки. У ответчика Соломка А.В. на иждивении находится малолетняя дочь Анастасия, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о ее рождении. Из трудовой книжки, справки из Центра занятости населения <адрес> следует, что ФИО8 ( супруга ответчика) не трудоустроена, как безработная не зарегистрирована, пособие по безработице не получает. В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Карталинской дистанцией пути, средняя заработная плата Соломка А.В. составляет 32987 рублей 44 копейки. Кредитным договором № Ф7221/11-0650 КЖ/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт кредитных обязательств ответчика Соломка А.В. перед ОАО «ТрансКредитБанк» на сумму 290000 рублей. Ответчик Кадримбеков Б.Т. имеет среднюю заработную плату 27045 рублей 95 копеек, что следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Карталинской дистанцией пути. Из расписки от ДД.ММ.ГГГГ, показаний свидетеля ФИО9 усматривается, что Кадримбеков Б.Т. занял у ФИО9 денежные средства в размере 300000 рублей с возвратом до ДД.ММ.ГГГГ. Суд, оценив вышеизложенное находит возможным и правильным снизить размер причиненного ответчиками ущерба до 600000 рублей, взыскав с ответчиков солидарно в пользу истца. Оснований для снижения материального ущерба до 100000 рублей каждому в судебном заседании не добыто. В соответствие со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в местный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, т.е. с Соломка А.В., Кадримбекова Б.Т. в долевом отношении надлежит взыскать государственную пошлину в местный бюджет в размере 12404 рубля 74 копейки, т.е. по 6202 рубля 37 копеек с каждого. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, - Р Е Ш И Л : Иск удовлетворить частично. Взыскать в пользу ОАО «РЖД» в лице филиала Южно-Уральская железная дорога с Соломка Андрея Васильевича, Кабримбекова Булата Тулеулеевича солидарно в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением в размере 600000 рублей. Взыскать с Соломка Андрея Васильевича, Кабримбекова Булата Тулеулеевича государственную пошлину в местный бюджет в размере 12404 рубля 74 копейки в равных долях, т.е. по 6202 рубля 37 копеек с каждого. Настоящее решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Г.В. Крафт