Дело № 2- 378/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 ноября 2010 года р.п. Сурское. Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Макушиной М.Б., при секретаре Сафаровой Г.К., с участием заявителя Кодермятова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кодермятова Исмаила Сафовича о признании действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области по начислению земельного налога по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, Кодермятову Исмаилу Сафовичу, незаконным и возложении обязанности на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области, произвести перерасчет суммы земельного налога за весь период взимания, У С Т А Н О В И Л : Кодермятов И.С. обратился в суд с заявлением о признании действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области по начислению земельного налога по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, Кодермятову Исмаилу Сафовичу, ИНН №, незаконным и возложении обязанности на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области, произвести перерасчет суммы земельного налога за весь период взимания, указывая в заявлении, что сумма земельного налога (авансовых платежей), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Это установлено в п.3 ст. 396 НК РФ. Указанная категория налогоплательщиков уплачивает земельный налог и авансовые платежи по нему на основании налогового уведомления, полученного из налогового органа (п. 4 ст. 397 НК РФ). Налоговые уведомления формируются на основании информации, получаемой налоговыми инспекциями из органов, занимающихся ведением государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также из органов муниципальных образований. Это предусмотрено в п. п. 11 -13 ст. 396 НК РФ. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, представляют в налоговые инспекции данные о земельных участках, содержащиеся в Едином государственном реестре земель. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росрегистрация), подают в налоговые инспекции сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти сведения содержат информацию как о самом земельном участке, так о его собственнике. Органы муниципальных образований представляют данные о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования. В состав сведений входит информация о разрешенном использовании земельного участка, установленной ставке налога и доле площади земельного участка (если административно-территориальная граница муниципального образования проходит через территорию земельного участка). На основании п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговыми уведомлениями № 52616, 34657 на уплату физическим лицом земельного налога за 2010г. Межрайонной инспекцией ФНС № 4 по Ульяновской области ему был исчислен налог в размере 1 158,71 рублей за два земельных участка с кадастровыми № по адресу <адрес> (где он проживает) и № по адресу <адрес> (к которому он не имеет никакого отношения). На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.13 «Административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе, в письменной форме) налогоплательщиков...» ), он обращался за разъяснениями в Межрайонную инспекцию ФНС №4 по Ульяновской области, с просьбой пересчитать налог и предоставить ему аргументированные разъяснения по исчислению вышеуказанного налога на земельные участки с кадастровыми номерами, указанными в налоговом уведомлении, с обязательным указанием документа (номер, дата, кем выдан), на основании которого он был признан налогоплательщиком земельного налога по двум земельным участкам, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В ответ на его запрос был получен ответ, согласно которого по данным органов местного самоуправления он не должен являться налогоплательщиком по «земельному участку» с кадастровым №, а по данным гос. кадастра недвижимости таковым является. Однако, данным земельным участком никогда не пользовался и ни какого отношения к нему не имеет, соответственно не может являться налогоплательщиком земельного налога. В силу ст. 1 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Статья 2 вышеназванного закона гласит, что к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, в суд. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ). Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 25 ГК РФ, Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" просит признать действия Межрайонной инспекции ФНС №4 по Ульяновской области по начислению земельного налога по земельному участку с кадастровым №, расположенному по адресу <адрес>, Кодермятову Исмаилу Сафовичу, ИНН №, незаконным. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС №4 по Ульяновской области произвести перерасчет суммы земельного налога за весь период взимания. В судебном заседании заявитель Кодермятов И.С. заявленные требования поддержал в полном объёме, как и доводы, изложенные в заявлении, в их обоснование. Уточнил при этом, что в настоящее время желает рассмотреть дело в том порядке, как указано им в заявлении, устранить допущенное нарушение его прав перерасчетом суммы земельного налога. При рассмотрении заявления просил не учитывать налоговое уведомление № 52739 от 14.05.2010 г., как указанное в заявлении ошибочно. Он также пояснил, что проживает с ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> доме, который купил. При домовладении был земельный участок 0,36 га. Свидетельство на право собственности на указанную землю он не получал никогда. Он давно уже узнал, что платит налоги за два земельных участка, а пользуется одним. Откуда появился второй участок, пояснить не может. В наследство, по договору дарения земельный участок не получал. По <адрес> он никогда не проживал, там жил Кафияттулов, которого в настоящее время нет в живых. Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Из присланного в суд отзыва вытекает, что они просят оставить заявление Кодермятова И.С. без удовлетворения, считая свои действия по начислению налога на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, правомерными, совершенными в соответствии с требованиями п.4 ст.85 Налогового Кодекса Российской Федерации. На основании полученных сведений из органов государственной регистрации налоговым органом было произведено начисление земельного налога Кодермятову И.С. по указанному адресу. Согласно Кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) № от 23 августа 2010 г., земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 85450 рублей, принадлежит на праве собственности Кодермятову И.С. на основании правоустанавливающего документа за номером 234 от 10 мая 1992 года, о чем 10.05.1992 г. внесена запись в государственный кадастр недвижимости. Не возражают при обращении к ним заявителя в порядке, предусмотренном п.4 ст.397 НК РФ, ( с заявлением после установления факта переплаты) произвести перерасчет земельного налога за три календарных года. Выслушав в судебном заседании объяснения заявителя Кодермятова И.С., допросив свидетеля, исследовав материалы дела, судом установлено следующее. Согласно налоговым уведомлениям № 52616 от 14.05.2010 г., № 34657 от 4.05.2010г. заявителю начислен земельный налог на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 85450 рублей за 2010 г. - 256 руб.35 коп. В соответствии с п.1 ст.387 Налогового Кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками указанного налога на основании п.1 ст.388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. В соответствии со ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Из п.1 ст. 391 НК РФ вытекает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет. В соответствии с п.4 ст.391 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании п.3 ст.396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Представленными в суд квитанциями об оплате земельного налога от 25.06.2010 г. подтверждается факт оплаты земельного налога за 2010 г. за земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 85450 рублей за 2010 г. - 256 руб.35 коп. Согласно п.11. ст.396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса. В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Согласно п.п.3,4 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. В суде установлено, что исчисление земельного налога на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 85450 рублей за 2010 г. - 256 руб.35 коп., произведен в соответствии с выше указанным законодательством. Наличие в собственности у заявителя земельного участка с кадастровым номером 73:05:50401:18, подтвержденное предоставленными налоговому органу сведениями (копией кадастрового паспорта, сведениями), явилось основанием для начисления земельного налога на указанный земельный участок. Из указанных сведений усматривается, что согласно Кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) № от 23 августа 2010 г., земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 85450 рублей, принадлежит на праве собственности Кодермятову И.С. на основании правоустанавливающего документа за номером 234 от 10 мая 1992 года, о чем 10.05.1992 г. внесена запись в государственный кадастр недвижимости. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. На основании ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Оценивая установленные по делу обстоятельства с точки зрения вышеуказанных норм закона в их совокупном толковании суд приходит к выводу, что налоговый орган, чьи действия обжалуются, не совершил нарушений действующего законодательства по начислению земельного налога по земельному участку с кадастровым номером №. На момент исчисления, налог исчислен правильно. Законные основания для его начисления у налогового органа были. Налоговый орган законно и обоснованно наложил обязанность на заявителя по уплате земельного налога на земельный участок. В связи с чем, действия налогового органа судом признаются законными. Кроме того, в суде установлено, что о взимании земельного налога за два земельных участка заявителю было известно 5-ть лет назад, что усматривается из объяснений Кодермятова И.С.. Свидетель Я**А*М* в судебном заседании подтвердила, что ее отец с 1976 г. живет в доме по адресу: <адрес>. При доме имеется земельный участок. Примерно с 1996 года Кодермятов И.С. знает о том, что ему начисляется земельный налог за два земельных участка. Осенью 2010 г. она обратилась в налоговые органы с письмом по этому поводу. Кодермятов И.С. не обращался по данному вопросу в налоговые органы. Ответом за № от 11.10.2010 г. Я**А*М* дан ответ налоговым органом об основаниях начисления земельного налога за два земельных участка, из которого также усматривается, что исчисление земельного налога производится на основании представленной кадастровой выписке. На налоговом уведомлении № 52616 от 14.05.2010 г. имеется пояснительная надпись налогового органа заявителю, свидетельствующая о том, что заявителю рекомендовано обратиться в администрацию сельского поселения по вопросу предоставления доказательств, подтверждающих отсутствие прав на земельный участок с кадастровым номером №. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Кодермятову И.С. было известно в течение времени, значительно более трех месяцев, о начислении ему земельного налога за два земельных участка. На основании ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Суд, учитывая возраст заявителя, признавая данное обстоятельство (как наличие уважительной причины), восстанавливает срок для обращения в суд заявителю. Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что в отношении Кодермятова И.С. должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области не допущено действий (бездействия), в результате которых были бы нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, т.к. налоговым органом на заявителя возложена обязанность по оплате начисленного земельного налога по земельному участку с кадастровым номером № на законных основаниях, в пределах полномочий. В соответствии с п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса ( по заявлению налогоплательщика в налоговый орган после установления факта переплаты). Данного права заявитель Кодермятов И.С. не лишен. Учитывая отзыв налогового органа, на основании п.4 ст.397 НК РФ, имеет реальную возможность, реализовать право на перерасчет суммы земельного налога подачей заявления в налоговой орган ( с предоставлением измененных кадастровых сведений на земельный участок), т.к. путем сопоставления данных из запрошенных судом свидетельств на земельные участки на имя Кодермятова И.С. и кадастровых паспортов на них, усматривается, что имеет место техническая ошибка, о чем не мог знать налоговый орган при начислении земельного налога на земельный участок с кадастровым номером №. В связи с чем, заявленные требования Кодермятова И.С. не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Кодермятова Исмаила Сафовича о признании действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области по начислению земельного налога по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, Кодермятову Исмаилу Сафовичу, ИНН №, незаконным, возложении обязанности на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области, произвести перерасчет суммы земельного налога за весь период взимания (как устранение допущенного нарушения его прав), отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья М.Б. Макушина.