Дело № 2-408/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 декабря 2010 года р.п. Карсун Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Корастелева В.А., при секретаре Сиякаевой Н.Ю., с участием заявителя Каримова П.И., представителя заявителя Борисова Д.Б., представителя УФМС по Ульяновской области Дрождиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каримова Пира Ибрагимовича об оспаривании действий должностных лиц территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в Карсунском районе, УСТАНОВИЛ: Каримов П.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в Карсунском районе, указывая в обоснование своих требований, что 23 апреля 2002 года ему Карсунским РОВД Ульяновской области был выдан паспорт гражданина РФ. 04 сентября 2008 года данный паспорт по акту у него был изъят старшим оперативным уполномоченным ЛОВД Кавказская ж.д. в <адрес> на основании указания ЦОРИ при СК УВДТ от 03 сентября 2008 года. По прибытию к месту проживания в <адрес> заявитель обратился в Карсунский РОВД о возвращении ему паспорта гражданина РФ, однако получил устный отказ в этом. Взамен ему было выдано временное удостоверение личности в связи с оформлением вида на жительство так как он гражданином РФ не является. Заявитель полагает, что должностные лица ТП УФМС по Ульяновской области в Карсунском районе в отношении него нарушили требования ст.ст. 22, 23 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», так как он получил гражданство РФ в соответствии с законом. За весь период с момента изъятия у него паспорта никто из должностных лиц ему не разъяснил законность этих действий и одновременно не возвратил ему основной документ. При отсутствии паспорта заявитель не может в полном объеме пользоваться своими правами и свободами. Изъятие паспорта повлекло нарушение его законных прав. На основании изложенного Каримов П.И. просил признать незаконными действия должностных лиц ТП УФМС по Ульяновской области в Карсунском районе, выдавших ему временное удостоверение личности № от 02 июня 2009 года в связи с оформлением вида на жительство; обязать должностных лиц ТП УФМС по Ульяновской области в Карсунском районе выдать ему новый паспорт, как лицу, имеющему гражданство РФ. В судебном заседании заявитель Каримов П.И. свои требования поддержал, пояснив, что паспорт у него был изъят на территории России, на станций «Кавказ» в поезде, когда он возвращался с заработков из <адрес> в <адрес>. Ему сказали, что его паспорт в розыске, вручили акт изъятия, сказав, что по приезду домой можно будет получить новый паспорт. По приезду он обратился в УФМС, где ему сказали, что надо снова принимать гражданство, предложили получить вид на жительство. При этом ему выдали временное удостоверение личности, указав в нем, что он не является гражданином РФ. Действия сотрудников ОВД по изъятию паспорта и действия сотрудников Карсунского УФМС по данному факту он в установленном порядке, в том числе в суд, не обжаловал. В 2002 году он обращался в Карсунский районный суд, который, удовлетворив его требования, установил факт его проживания в <адрес> с 1992 года. Это решение суда явилось основанием для получения им паспорта гражданина РФ. Когда ему исполнилось 45 лет (май 2007 года), он обратился в УФМС по вопросу замены паспорта при достижении указанного возраста. Паспорт ему менять не стали, предложив вновь обратится в суд для уточнения времени, с которого он проживает в РФ. В 2007 году он обращался в суд, чтобы установить дату своего пребывания в 1992 году. Ему было отказано. Паспорт ему менять не стали. В РФ он приехал впервые в 1991 году, работал на стройке. У него была временная регистрация, которую он периодически продлял каждые 2-3 месяца. Затем он снялся с регистрационного учета в <адрес> в 1993 году, а в РФ встал на регистрационный учет в 1995 году. На воинский учет был поставлен в Карсунском районе также в 1995 году. До 1993 года он был в РФ на временной регистрации, а постоянно был зарегистрирован в <адрес>. Так как он проживал в РФ, полагает, что принял гражданство РФ в 1992 году. Представитель заявителя Борисов Д.Б. в судебном заседании поддержал требования заявителя, пояснив, что последнего незаконно лишили гражданства, выдав вместо паспорта удостоверение, в котором зачеркнуто, что заявитель является гражданином РФ. В связи с чем у Каримова П.И. изъяли паспорт, ему не разъясняли. Судебным решением в отношении Каримова П.И. было установлено, что на 1992 год он проживал на территории РФ. Изъятие паспорта у заявителя должно было производится только на основании судебного решения о лишении его гражданства РФ. Такого решения судом не выносилось. Представитель УФМС РФ по Ульяновской области Дрождина Н.Ю. в судебном заседании пояснила, что при обращении Каримова П.И. по достижении 45-летнего возраста за заменой паспорта в 2007 году выяснилось, что по данным картотеки ТП УФМС Каримов зарегистрирован на территории РФ только лишь с 1995 года. Из его объяснений следовало и следует в настоящем судебном заседании, что он с 1991 года был временно зарегистрирован на 3 месяца. В соответствии нормами ФЗ «О гражданстве» гражданами РФ признаются те, кто проживал на территории РФ на 06 февраля 1992 года. Из военного билета, других документов, представленных во время документирования паспортом Каримова П.И., следует, что он на 1992 год постоянно проживал в <адрес>. Только в 1995 году он был снят с регистрационного учета в Таджикистане. С воинского учета он снят там же в 1994 году. На запрос в отношении Каримова П.И. Карсунский военкомат ответил, что на воинский учет он поставлен лишь с 2002 года. В ТП УФМС Карсунского района документа, подтверждающего присутствие Каримова на территории РФ на 06 февраля 1992 года, не имеется. На соответствующие запросы в областное адресное бюро также не поступила информация, свидетельствующая о проживании Каримова П.И. на территории РФ на 06 февраля 1992 года. Листки пребывания на Каримова не сохранились, так как они хранятся до поступления следующего листка прибытия - убытия. Из этого следовало, что паспорт ему был выдан незаконно. Была проведена служебная проверка в 2008 году и вынесено заключение о нарушении установленного порядка при документировании заявителя паспортом гражданина РФ. По результатам служебной проверки было направлено заключение в ЦОРИ (Центр оперативно-розыскной информации) о незаконной выдаче паспорта. После изъятия паспорта Каримову П.И. было рекомендовано оформить вид на жительство, для чего ему на время оформления документов было выдано временное удостоверение личности. Действия УФМС являются правомерными. Если бы паспорт был выдан законно, его бы не изымали. Все документы и объяснения Каримова П.И. свидетельствуют о том, что он не проживал постоянно в РФ на 06 февраля 1992 года. Гражданства РФ он поэтому не имеет. Паспорт гражданина РФ является документом, удостоверяющим личность, только если он выдан надлежащим образом. Паспорт, выданный Каримову, не соответствовал таким требованиям. Ему при его обращениях в ТП УФМС Ульяновской области в Карсунском районе всё это подробно разъяснялось. Исходя из имеющихся в деле доказательств судом установлено, что решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 01 апреля 2002 года установлен факт постоянного проживания Каримова П.И. в р.п. <адрес> с 1992 года. 23 апреля 2002 года Карсунским РОВД Ульяновской области заявителю был выдан паспорт гражданина РФ №. Согласно заключению проверки от 25 января 2008 года, утвержденному и.о. заместителя начальника УФМС РФ по Ульяновской области, по факту документирования паспортом Каримова П.И. установлено, что при проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии, либо отсутствии у данного лица гражданства РФ установлено, что паспорт гражданина РФ выдан Каримову П.И. на основании вышеуказанного решения суда, в котором не указана конкретная дата проживания Каримова П.И. на территории РФ в 1992 году. Другие документы, подтверждающие наличие у Каримова П.И. гражданства РФ, в ТП УФМС РФ по Ульяновской области в Карсунском районе также отсутствуют. На основании изложенного, учитывая отсутствие обстоятельств, с которыми законодательство связывает принадлежность к гражданству РФ, в заключении выдача паспорта Каримову П.И. признаётся произведенной в нарушение установленного порядка, а паспорт подлежащим изъятию. Как следует из акта изъятия от 04 сентября 2008 года паспорт № гражданина РФ был изъят у Каримова П.И. 04 сентября 2008 года сотрудником ЛОВД на ст.Кавказская на основании указания ЦОРИ при СК УВДТ от 03 сентября 2008 года. 02 июня 2009 года ТП УФМС по Ульяновской области в Карсунском районе Каримову П.И. в связи с оформлением вида на жительство выдано временное удостоверение личности с отметкой, что он гражданином РФ не является. Исходя из изложенных обстоятельств, установленных судом, при принятии решения суд руководствуется следующим. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Согласно статье 11 этого же Федерального закона гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 1997 года №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации. Во исполнение названного поручения Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08 июля 1997 года №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации». Пунктом 7 Постановления закреплено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт. Согласно пункту 51 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» предусмотрено, что при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Приказом Федеральной миграционной службы от 07 декабря 2009 года №339 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В разделе III Административного регламента, посвященном административным процедурам, пунктами 80 - 89 урегулирована процедура изъятия, сдачи и уничтожения паспортов. Абзацем первым пункта 80 предусмотрено, что в случае установления факта выдачи паспорта в нарушение установленного порядка паспорт подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации или подразделением, выявившими такой паспорт. Действовавшим ранее (в период принятия заключения от 25 января 2008 года проверки по факту документирования паспортом гражданина РФ Каримова П.И., изъятия у него 04 сентября 2008 года паспорта №, выдачи ему 02 июня 2009 года временного удостоверения личности с отметкой, что он гражданином РФ не является) Приказом МВД РФ от 28 декабря 2006 года № аналогичным образом предусматривалась возможность изъятия у граждан паспортов, выданных в нарушение установленного порядка или оформленных на утраченном (похищенном) бланке. По изъятию предусматривалась выдача гражданину акта об изъятии паспорта. Таким образом, приведенные нормы закона и нормативных правовых актов предметом своего регулирования имеют отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, то есть распространяются на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивают вопросы гражданства. Таким образом, доводы заявителя и его представителя о том, что изъятию паспорта гражданина РФ у Каримова П.И. должно было предшествовать решение суда, принятое на основании ст. 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», основаны на неверном толковании норм законодательства. Указанной статьей предусмотрено, что в судебном порядке устанавливаются факты использования представленных заявителями подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений, которые послужили основанием для принятия решения о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации. Для изъятия основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка, в обход установленных правил, нормами закона предусмотрен иной, изложенный выше порядок. Указанный порядок регулирует действия должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы после принятия решений об изъятии у граждан паспортов и не нарушает прав граждан, а, напротив, позволяют осуществлять контроль за законностью действий должностных лиц по изъятию паспортов. Оценивая законность и обоснованность заключения проверки от 25 января 2008 года, утвержденного и.о. заместителя начальника УФМС РФ по Ульяновской области, явившегося основанием для изъятия паспорта, которым был документирован Каримов П.И., суд приходит к выводу, что оно вынесено органом, уполномоченным в силу вышеуказанных норм Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года №1325, осуществлять проверку законности выдачи паспорта, а также наличия (отсутствия) соответствующих обстоятельств для его выдачи. Заключение подробно мотивировано, его выводы основаны на нормах закона. А именно в заключении верно указывается, что по факту документирования Каримова П.И. паспортом гражданина РФ усматривается отсутствие обстоятельств, с которыми законодательство связывает принадлежность к гражданству РФ. Поскольку во время документирования заявителя паспортом гражданина РФ согласно ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации» эти обстоятельства состояли в том, что гражданами Российской Федерации признались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (06 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации, а по документам Каримова П.И. не следовало его постоянное проживание на территории РФ на указанную дату, вывод в заключении от 25 января 2008 года об отсутствии обстоятельств, указывающих на принадлежность Каримова П.И. к гражданству РФ, является законным. Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 01 апреля 2002 года об установлении факта постоянного проживания Каримова П.И. в р.п. Карсун с 1992 года такие обстоятельства также не подтверждает, поскольку решением не установлено проживал ли заявитель на территории РФ именно на день вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации» - 06 февраля 1992 года. Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года №828 также предусмотрена возможность выдачи гражданину временного удостоверения личности территориальным органом Федеральной миграционной службы по просьбе гражданина до оформления нового паспорта (п. 17 Положения, утвержденного Постановлением). Приказом МВД РФ от 28 декабря 2006 года №1105, действовавшим в период совершения должностными лицами ТП УФМС действий, оспариваемых заявителем, предусматривались полномочия данных должностных лиц по выдаче гражданину по его желанию на срок оформления паспорта временного удостоверения личности (п.37 Административного регламента, утвержденного Приказом). Эти же полномочия предусмотрены и пунктом 41 действующего Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ от 07 декабря 2009 года №339 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Оценивая установленные по делу обстоятельства на основании изложенных требований закона и нормативных правовых актов РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителем действия должностных лиц ТП УФМС по Ульяновской области в Карсунском районе, связанные с выдачей ему временного удостоверения личности не нарушили законных прав и свобод Каримова П.И. и не создали для него каких-либо незаконных препятствий к осуществлению им его прав и свобод, поскольку оспариваемые действия совершены в рамках полномочий должностных лиц ТП УФМС по Ульяновской области в Карсунском районе, которыми они наделены в соответствии с нормами действующего законодательства. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено. На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Каримова Пира Ибрагимовича об оспаривании действий должностных лиц территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в Карсунском районе, признании незаконными действий по выдаче временного удостоверения личности в связи с оформлением вида на жительство, об обязании выдать новый паспорт как лицу, имеющему гражданство Российской Федерации, отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья В.А. Корастелев