признание права собственности на домовладение



                Дело № 2-3/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2011 года            р.п. Карсун

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе:

судьи                                                                                                                      Асанидзе Э.Г.,

при секретаре                                                                                                     Шибановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарафутдинова Кямиля Каримовича к Шарафутдинову Салиму Каримовичу, Усмановой Надие Каримовне, Наширвановой Асие Каримовне, Юнусовой Альфие Каримовне о признании права собственности на домовладение и земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Шарафутдинов К.К. обратился в суд с иском к Шарафутдинову С.К., Усмановой Н.К., Наширвановой А.К., Юнусовой А.К. о признании за ним в порядке наследования по закону права собственности на земельный участок, площадью 5000 кв.м. с расположенным на нем жилым домом с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес>.

Свои исковые требования мотивировал следующим. У его отца, Ш**Е*А*, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в собственности имелся земельный участок, площадью 0,50 га по вышеуказанному адресу с расположенными на нем жилым домом и надворными постройками. После смерти отца наследниками по закону на его имущество является он и ответчики, которые в наследственные права не вступали и на них не претендуют. Между тем, он на момент смерти отца проживал и в настоящее время проживает в его доме, тем самым вступив в фактическое владение и управление имуществом отца. В настоящее время он обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на вышеуказанное имущество, в чем ему было отказано в связи с тем, что из представленных нотариусу документов не подтверждаются родственные отношения с отцом. Так, в свидетельстве о его рождении в качестве отца записан Ш**К*А, в то время как отчество наследодателя «Абубекирович». В кадастровом паспорте земельного участка, выданном территориальным межрайонным отделом № 9 Управления Роснедвижимости Ульяновской области (ныне Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области) 02 декабря 2009 года правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> указан Шарафутдинов К.К., в то время как инициалы его отца К.А. В свидетельстве на право собственности на землю, выданном Нагаевским сельским советом в качестве правообладателя земельного участка указан Ш**К*А*1. Все указанные неточности и ошибки, имеющиеся в актовых записях, а также в других документах являются следствием безграмотности и ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей лицами, ответственными за производство таких записей. С учетом того, что отсутствуют документы, подтверждающие его родственные отношения с Ш**К*А, а также того, что допущены искажения фамилии и отчества отца в свидетельстве на право собственности на землю, инициалов отца в кадастровой выписке о земельном участке, ему в настоящее время получить свидетельство о праве на наследство, а затем и свидетельство о праве собственности на домовладение и земельный участок в Управлении Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> без соответствующего решения суда не представляется возможным. Поэтому обращается в суд с вышеуказанным иском.

В ходе производства по данному делу, судом в качестве третьих лиц были привлечены Харетдинов А.С., Саитгафаров Р.Я.

В судебном заседании истец Шарафутдинов К.К. на удовлетворении исковых требований настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик Шарафутдинов С.К. в судебное заседание не явился, просил проводить судебные заседания без его участия. С заявленными истцом требованиями согласен в полном объеме, каких-либо возражений и ходатайств по данному иску не имеет.

Ответчики Усманова Н.К., Наширванова А.К., Юнусова А.К. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, отказываются от наследственной доли в пользу истца.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Новопогореловское сельское поселение» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия их представителя, решение оставляют на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, считает возможным оставить решение вопроса о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования на усмотрение суда.

Третье лицо Харетдинов А.С. суду пояснил, что против удовлетворения исковых требований Шарафутдинова К.К. не возражает, расположенные на границе с его земельным участком строения Шарафутдиновых его прав и законных интересов не нарушают. Дополнительно указал, что проживает с Шарафутдиновыми по-соседству около 40 лет. Родителями истца были Шарафутдиновы Карим и Магруй. Как выдавались свидетельства, он не помнит, но земельные участки измеряли несколько раз.

Третье лицо Саитгафаров Р.Я. в судебное заседание не явился, извещение о времени и месте рассмотрения дела в его адрес направлялось.

Выслушав пояснения явившихся участников судебного разбирательства, свидетеля, ознакомившись с материалами гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (абзац второй части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146). На основании части 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Судом установлено, что согласно свидетельству серии <данные изъяты> , выданного ДД.ММ.ГГГГ повторно отделом ЗАГС Карсунского районного Совета народных депутатов Ульяновской области, Шарафутдинов Кямиль Каримович родился ДД.ММ.ГГГГ у Ш**К*А и Ш**М*И*. ДД.ММ.ГГГГ Ш**К*А умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии <данные изъяты> , выданным ДД.ММ.ГГГГ Нагаевской сельской администрацией Карсунского района Ульяновской области. Из материалов наследственного дела к имуществу умершего следует, что наследниками умершего Ш**А*К* являются истец и ответчики по делу. При этом с заявлениями о выдаче свидетельств о праве на наследство ответчики к нотариусу не обращались, на наследственное имущество в настоящее время не претендуют. Шарафутдинов К.К. обратился 30.08.2010 года с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Постановлением нотариуса от 22.11.2010 года в выдаче свидетельства Шарафутдинову К.К. отказано, поскольку имеются разночтения в фамилии и отчестве наследодателя и правообладателя земельного участка.

Из материалов дела следует, что решением Малого Совета Нагаевского сельского Совета народных депутатов от 15.10.1992 года № 22 закрепленные за землепользователями земельные участки переданы в собственность для ведения личного подсобного хозяйства согласно их заявлений (пункт 1), для граждан, проживающих в домах колхозного, государственного или служебного жилого фонда земельные участки переданы во временное пользование согласно их заявлений на время проживания в этих домах или до приобретения их в личную собственность (пункт 2). 20 ноября 1992 года Нагаевским сельским Советом на основании указанного решения для ведения личного подсобного хозяйства Ш**К*А. выдано свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, на земельный участок размер 0,50 га, расположенный по <адрес>. В данном свидетельстве владельцами смежных земельных участков указаны Хайретдинов и Саитгафарова. В похозяйственные книгах за 1992-1999 г.г. главой хозяйства значится Ш**К*А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указан год постройки дома 1969, размер земельного участка с 1992 года изменен на 0,50 га. Согласно справки № 01.04.2010 года № 262, выданной администрацией МО «Новопогореловское сельское поселение» на основании записи похозяйственной книги, Ш**К*А, умершему ДД.ММ.ГГГГ принадлежало домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. При изготовлении межевого дела ООО «Кадастровое бюро» на земельный участок, расположенный по указанному адресу (кадастровый номер ), границы объекта недвижимости согласовывались со смежными землепользователями Харетдиновым А.С. и Саитгафаровым Р.Я.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Ю**С*К* суду пояснила, что родилась и жила до 1980 года в селе <адрес>, и сейчас постоянно бывает в селе. Ш**К*А проживал в доме, адрес которого в настоящее время: <адрес>. С правой стороны дома расположено домовладение Хайретдинова Али. С другой стороны расположено домовладение умершей Саитгафаровой. Перед выдачей свидетельств на землю приходили из колхоза, замеряли земельные участки, записывали данные без истребования паспорта.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей выдано 20.11.1992 года Ш**К*А на земельный участок размер 0,50 га, расположенный по <адрес>. Согласно техническому паспорту, составленному 17 мая 2010 года, по данному адресу расположены:дом, пристройка, сени, навесы, сараи, летняя кухня, баня, гараж (лит. А, А1, а, Г3, Г4, Г7, Г5, Г6, Г11, Г12, Г10, Г1, Г2, Г9, Г8, Г13).

В целях определения соответствия возведенного недвижимого имущества требованиям СНиП и других строительных документов, градостроительным нормам, судом в ходе производства по делу, назначалась судебная строительно-техническая экспертиза. Согласно заключению эксперта № 664 от 27 декабря 2010 года расположенные при домостроении <адрес> домостроение: дом, пристройка, сени, навесы, сараи, летняя кухня (лит. А, А1, а, Г3, Г4, Г7, Г5, Г6, Г11, Г12, Г10) - соответствуют требованиями СНиП и другой строительной, нормативно-технической литературе. Сараи, баня, гараж (лит. Г1, Г2, Г9, Г8, Г13) не соответствуют требованиям СНиП 2.07.01-89* примечания*1 п.2.12 в части отступа - менее 1.0м от границ участка. На основании статьи 86 ГПК РФ, в силу своих специальных познаний, эксперт для рассмотрения поставленного вопроса по существу отметил, что наследуемое домовладение, расположено на территории традиционно сложившейся застройки (частного сектора), т.е. у собственников домовладений, расположенных в этом районе порядок пользования сложился. Многие строения и хозпостройки соседних домовладений, расположены без минимально требуемого отступа от границ участков.

На основании части 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом.

В соответствие со ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (ч.4). Принятие наследниками части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ч.2).

В судебном заседании установлено, что принадлежащие умершему в 1999 году Ш**А*К* жилой дом с постройками и строениями расположены на земельном участке, предоставленном наследодателю на праве постоянного (бессрочного) пользования землей, имеется акт согласования границ данного земельного участка, истец Шарафутдинов К.К. с 1997 года зарегистрирован в данном домовладении, проживал и проживает в нем по настоящее время. Последнее подтверждается показаниями свидетеля Юнусовой, пояснениями третьего лица Хайретдинова, а также объективными доказательствами: справкой формы 8, похозяйственными книгами. Таким образом, после смерти своего отца, Ш**К*А, истец фактически принял наследство, состоящее из спорного домовладения, следовательно, в силу статей 1152, 1153 ГК РФ, исковое требование о признании права собственности в порядке наследования на данное домовладение подлежит удовлетворению.

При рассмотрении требования о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок, площадью 5000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, суд руководствуется следующим.

Из положений статьи 1181 ГК РФ следует, что земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования не наследуются. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 9.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Исходя из указанного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требований Шарафутдинова Камиля Каримовича удовлетворить.

Признать право собственности за Шарафутдиновым Камилем Каримовичем на жилой дом с принадлежностями (лит. А, А1, а, к, к1, Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, Г7, Г8, Г9, Г10, Г11, Г12, Г13, У, I, II, III, IV, V, к., п, с.я.) и земельный участок, общей площадью 5000кв.м., кадастровый номер 73:05:051706:11, расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья                                      Э.Г. Асанидзе