о возложении обязанности по передаче помещения на баланс муниципальгого образования, переводе нежилого помещения в жилое, заключении договора социального найма



№ 2-24/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2011 года     р.п. Карсун

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе:

судьи                                                                                                                      Асанидзе Э.Г.,

при секретаре                                                                                                      Кошинском П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисовой Гаяне Заликоевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» о возложении обязанности по передаче на баланс помещения, переводе помещения в жилое, заключении договора социального найма жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Борисова Г.З. обратилась в суд с иском о возложении обязанности на Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Карсунский район» обязанности по передаче помещения на баланс администрации МО «Карсунское городское поселение», расположенное по адресу: <адрес>; о возложении обязанностей на администрацию МО «Карсунское городское поселение» по переводу указанного нежилого помещения в жилое и заключению с Борисовой Г.З. договора социального найма данного жилого помещения.

Свои исковые требования мотивировала следующим. В апреле 2006 года ей и членам ее семьи было предоставлено помещение под жилую двухкомнатную квартиру, расположенное по вышеуказанному адресу. 15.04.2008 Главой администрации МО «Карсунский район» было дано разрешение на реконструкцию четырех помещений под двух комнатную квартиру, что подтверждается технической документацией, утвержденной отделом строительства и архитектуры администрации МО «Карсунский район». В соответствии с полученным разрешением она преступила к реконструкции квартиры. В это же время между ней и директором Карсунского МПЖКХ был заключен и исполнен договор на подключение электроснабжения бытовой нагрузки. Также были заключены договоры с ОАО «Ульяновскэнерго» и на оплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с чем, ею возложенные на себя обязательства исполняются полностью и в срок. 03.09.2010 г. ею на имя главы МО «Карсунское городское поселение» было направлено заявление о заключении договора социального найма на вышеуказанную квартиру, которое оставлено без ответа.

В ходе разбирательства по делу судом были привлечены в порядке ст.43 ГПК РФ в качестве третьих лиц администрация МО «Карсунский район», Борисов А.В., Резванов В.Н., МДОУ детский сад «Тополек».

Истица Борисова Г.З. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, указав, что в 1990 году ей и членам ее семьи была предоставлена Чулочно-носочной фабрикой <адрес>. В последующем данный дом признан аварийным, и ей администрацией района для проживания устно выделено в 2006 году нежилое помещение, расположенное в здании детского сада по адресу: <адрес>. В данном помещении она с устного разрешения архитектора района сделала ремонт, провела электросеть, газовое отопление, и заселились в 2007 году. Заявление о реконструкции помещения под жилое написала в 2008 г.

Представитель истицы Борисов А.В. в судебном заседании поддержал доводы истицы, дополнительно суду пояснил, что свидетельскими показаниями подтвержден факт обращения истицы с заявлением о предоставлении помещения под жилье, что спорное помещение ей было предоставлено с условием производства перепланировки за счет собственных денежных средств. Полагает, что истица свои обязательства выполнила. На протяжении пятилетнего ее проживания в спорном помещении, органом местного самоуправления не вынесено ни одного акта о наложении на истицу штрафа, как и не было обращения в суд о выселении, наоборот всячески содействовали - составили проект, обязали в устной форме построить котельную, обустроить стену между квартирой и помещением детского сада, направили специалистов БТИ для определения соответствия произведенной перепланировки проекту. Спорное жилое помещение отвечает требованиям статей 15, 16 ЖК РФ, оснований для отказа нет. Поскольку у администрации МО «Карсунский район» нет полномочий по заключению договоров соцнайма, она обратилась с требованием к поселению.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Карсунский район» Баратова Н.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что на основании распоряжения Министра государственного имущества и земельных отношений здание детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, передано в собственность муниципального образования «Карсунский район». В поселение данное здание не передавалось, такого полномочия у Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Карсунский район» не имеется, соответствующего распоряжения администрации МО «Карсунский район» не издавалось.

Представитель ответчика администрации МО «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области Алеветдинова И.А. исковые требования не признала, пояснив, что здание детского сада у них не стоит на балансе, муниципальной собственностью поселения не является, поэтому они не могут перевести помещение в жилое, как и не могут заключить договор социального найма с истицей, поскольку будут нарушены права лиц, ранее признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Кроме того, пояснила, что истица в очереди на улучшение жилищных условий не стояла, дом, в котором она зарегистрирована, передан в муниципальную собственность и в официальном порядке аварийным либо не пригодным к проживанию не признан.

Представитель третьего лица администрации МО «Карсунский район» Решетникова Е.И. в судебном заседании пояснила, что считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку не имеется никаких законных оснований для возложения обязанности на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям МО «Карсунский район» по передаче на баланс спорного помещения. Считают, что заселение истицы произведено в нежилое помещение самовольно.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв, в котором решение считают возможным оставить на усмотрение суда, и просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Третье лицо Борисов А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Решение оставляет на усмотрение суда.

Третье лицо Резванов В.Н. в судебное заседание не явился, извещение о рассмотрении дела судом направлялось.

Представитель третьего лица МДОУ детский сад «Тополек» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставляют на усмотрение суда.

Выслушав доводы сторон и пояснения третьих лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что в соответствие с распоряжением Министра государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 26.01.2007 года № 106-р, во исполнение Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствие с распоряжением Правительства Ульяновской области от 22.12.2006 года № 673-пр «О безвозмездной передаче государственного имущества Ульяновской области в собственность муниципального образования «Карсунский район», нежилое здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>, в 2007 году передано в собственность муниципального образования «Карсунский район» и включено в реестр муниципальной собственности МО «Карсунский район». На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 22.02.2008 г. данное здание закреплено за МДОУ детский садик «Тополек» <адрес> на праве оперативного управления.

Истица просит обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Карсунский район» передать часть указанного помещения на баланс администрации МО «Карсунский район».

Суд считает данное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Из данного положения следует, что местное самоуправление должно обеспечивать решение вопросов местного значения. Пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, к вопросам местного значения муниципального района. Соответственно местное самоуправление обязано осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 указанного Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться: указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно пункту 7 части 3 указанной нормы в собственности муниципальных районов может находится имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время. Из части 5 указанной нормы следует, что имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 настоящей статьи. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 года № 178-ФЗ муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество), т.е. исключается возможность отчуждения имущества на безвозмездной основе.

Исходя из части 2 статьи 209 ГК РФ, с учетом положений Федерального закона № 131-ФЗ муниципальное образование как собственник вправе распоряжаться имуществом, отчуждать его и передавать другим лицам, права владения, пользования и распоряжения имуществом, оставаясь собственником.

Вместе с тем, перепрофилированию с последующей передачей имущества в поселение как объект жилищного фонда в силу п.6 ч.1 ст.14 №131-ФЗ, как указывалось выше, не подлежит имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Поскольку спорное здание передано в оперативное управление муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Тополек» п.ЧНФ, созданному администрацией МО «Карсунский район» во исполнение пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, т.е. для организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, суд считает необходимым отказать Борисовой Г.З. в удовлетворении требования о возложении на Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Карсунский район» Ульяновской области обязанности по передаче на баланс МО «Карсунское городское поселение» спорного помещения. Кроме того, согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Карсунский район», он обеспечивает путем оформления документов реализацию принятых органами местного самоуправления решений (пункты 3.13, 4.1, 4.2).

При рассмотрении требования истицы о возложении обязанности на администрацию МО «Карсунское городское поселение» по переводу спорного помещения из нежилого в жилое, суд руководствуется следующим.

В силу части 1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение, согласно статьи 23 Жилищного кодекса РФ, осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо, в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет ряд документов: заявление; правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов, орган, осуществляющий перевод помещений принимает решение о переводе или об отказе в переводе помещения, которое, не позднее чем через три рабочих дня выдается или направляется заявителю в виде документа, подтверждающего принятое решение. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо. Данный документ, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе. Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района, утвержденного решениями Совета депутатов МО «Карсунское городское поселение» от 16.12.2006 года № 83 и МО «Карсунский район» от 29.12.2006 года № 126 (далее - Соглашение), «Поселение» передало «Администрации» полномочия по решению вопросов местного значения: - утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления земельного контроля за использованием земель поселения.

Из изложенного и пояснений представителя ответчика администрации МО «Карсунское городское поселение» и представителя третьего лица МО «Карсунский район» следует, что принятие решений о переводе нежилого помещения в жилое входит в компетенцию органа местного самоуправления, на территории р.п.Карсун - в компетенцию главы администрации МО «Карсунское городское поселение», подготовка документов осуществляется отделом строительства и архитектуры администрации МО «Карсунский район».

В судебном заседании установлено, что истица от имени собственника либо само муниципальное образование «Карсунский район» с заявлением в администрацию МО «Карсунское городское поселение» о переводе части спорного нежилого помещения в жилое не обращались. В 2009 году на основании вышеуказанного Соглашения отделом строительства и архитектуры администрации МО «Карсунский район» по заявлению Л**Т*В* был изготовлен проект реконструкции, однако соответствующего распоряжения главой администрации МО «Карсунское городское поселение» не принято.

Указанные обстоятельства подтверждаются допрошенными в судебном заседании свидетелями С**Н*А*, П**Н*Ю* Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Т**А*А суду пояснил, что был главой администрации МО «Карсунское городское поселение» с 01.01.2006 года по 30.10.2009 года. В этот период решался вопрос о передаче здания детского сада из области в район, а также передачи части здания садика населению. Производилась реконструкция детского сада, за которой он контролировал по указанию главы администрации МО «Карсунский район».     

Учитывая, что заявление о переводе спорного нежилого помещения в жилое от собственника данного помещения в орган муниципального образования не поступало, администрация МО «Карсунский район» не намерена переводить часть здания детского сада под жилые помещения, поскольку здание необходимо для решения вопроса местного значения муниципального района, а именно, для обеспечения бесплатного и доступного дошкольного образования, исковое требование Борисовой Г.З. также не подлежит удовлетворению.

Согласно статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда Поскольку спорное помещение не признано жилым, следовательно, требование истицы о понуждении администрации МО «Карсунское городское поселение» к заключению с ней договора социального найма спорного помещения, не подлежит удовлетворению. Более того, в судебном заседании установлено, что истица и члены ее семьи (всего четыре человека) зарегистрированы по адресу: <адрес>. Из инвентарного дела следует, что общая площадь данного жилого помещения составляет 58,36 кв.м. До принятия решения Совета депутатов муниципального образования «Карсунское городское поселение» Ульяновской области от 29 марта 2010 года № 17 на территории муниципального образования «Карсунское городское поселение» была установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека. Поэтому до 29.03.2010 года семья истицы не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и, следовательно, поставлена в очередь. Тогда как согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, что также является основанием для отказа в заключении договора найма жилого помещения с истицей вне очереди. В силу положений п.п.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Вместе с тем, доводы истицы о признании <адрес> аварийным и непригодным для проживания являются голословными и опровергаются справкой администрации МО «Карсунское городское поселение», пояснениями представителя ответчика администрации МО «Карсунское городское поселение», бывшего главы администрации МО «Карсунское городское поселение», допрошенного в качестве свидетеля, Т**А*А

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Борисовой Гаяне Заликоевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о возложении обязанности по передаче помещения, расположенного по адресу: <адрес> на баланс муниципального образования «Карсунское городское поселение», к администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» о возложении обязанности по переводу указанного нежилого помещение в жилое и по заключению договора социального найма жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья                                      Э.Г. Асанидзе