Дело №2-38/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 марта 2011 года. р.п. Карсун Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Мещаниновой И.П., при секретаре Шибановой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акимовой Таисии Николаевны к администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» об отказе в постановке на очередь на улучшение жилищных условий, о признании права в постановке на очередь на улучшение жилищных условий и включения в список ветеранов Великой Отечественной Войны на получение субсидии для улучшения жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Акимова Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» об отказе в постановке на очередь на улучшение жилищных условий, о признании права в постановке на очередь на улучшение жилищных условий и включения в список ветеранов Великой Отечественной Войны на получение субсидии для улучшения жилищных условий. В обоснование своих требований истица указала, что она является женой умершего участника ВОВ а**з*ф*. В соответствии с действующим законодательством «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ею 04.10.2010 года был представлен пакет документов и написано заявление в администрацию ответчика о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, выделении субсидии на приобретение благоустроенного жилья, так как собственного жилья не имеет, проживает у внука. Комиссией по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, было отказано в постановке на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении, на основании статьи 53 ЖК РФ. Считает отказ комиссии незаконным и необоснованным, поскольку принадлежащий ей на праве собственности неблагоустроенный жилой дом, расположенный по адресу р.п. Карсун, <адрес> она продала в 2007 году, так как не могла самостоятельно вести хозяйство в нем - нужно было топить печь, носить воду из колонки, санузел находился на улице. Продажа данного жилого дома была произведена, когда она не имела права на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, так как не была поставлена на очередь до 1 марта 2005 года. Кроме того, на момент продажи дома не существовало Указа Президента, поэтому с ее стороны не было преднамеренных действий, в результате которых она не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии со ст. 21 Федерального Закона РФ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий (погибшие, умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствиями с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великов Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Общая площадь дома внука, в котором она вместе с ним и его семьей проживает, после продажи в 2007 году жилого <адрес> расположенного по адресу р.п. Карсун, <адрес>, составляет 76.14 кв. метров. Более того, комиссией по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» не исследовались ее фактические жилищные условия, не производилась их оценка, выводы сделаны необоснованно. На основании изложенного, истица обратилась в суд с вышеуказанными требованиями. В судебном заседании истица Акимова Т.Н. свои исковые требования поддержала в полном объеме и дополнительно пояснила суду, что в <адрес> расположенном в р.п. Карсун, <адрес>, она проживала вместе со своим мужем, с 1967 года и после его смерти (ДД.ММ.ГГГГ) до декабря 2007 года. В связи с ухудшением здоровья, в силу возраста и в связи с тем, что жилье становилось ветхим, она продала дом и стала сначала у дочери ш**м*з*, а затем у внука ш**в*в* в доме, принадлежащим на праве собственности ее дочери Ш**А*З*. Деньги от продажи дома были ею поделены между детьми, другое жилое помещение она не приобретала, т.к. полагала, что в силу своего состояния здоровья не сможет жить одна. В настоящее время своего жилья она не имеет, но хотела бы проживать отдельно. Считает решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» не обоснованным и не законным, просит удовлетворить ее исковые требования. В последующее судебное заседание Акимова Т.Н. не явилась, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает. В судебном заседании представитель истицы Грачев А.А., исковые требования своей доверительницы поддержал в полном объеме и пояснил суду, что 04.10.2010г. истица обратилась с заявлением и пакетом необходимых документов в комиссию по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение», с вопросом о постановке ее на очередь на улучшение жилищных условий. Решением комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано, по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий. Считает отказ комиссии не обоснованным, поскольку на момент продажи истицей жилого дома в 2007 г., по причине непригодности для проживания, в Указ Президента РФ не были внесены соответствующие изменения, вследствие чего она не могла встать на очередь, и не имела такого права, которое имеет сейчас. Полагает, что в действиях Акимовой Т.Н. не имеется преднамеренного ухудшения своих жилищных условий, его доверительница как ранее, так и в настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий. Проживая в семье внука, не являясь членом его семьи, Акимова Т.Н. не обеспечена учетной нормой жилья, которая составляет менее 17 кв.м.. Собственником жилого помещения Акимова Т.Н., где проживает в настоящее время, не является и не имеет своего жилья. Просит исковые требования Акимовой Т.Н. удовлетворить в полном объеме на основании ч.3 ст. 49, ст. 51 ЖК РФ, ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Представитель ответчика Жуков С.М. исковые требования не признал и пояснил суду, что 04 октября 2010 года в комиссию по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» обратилась Акимова Т.Н. с заявлением о постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Было проведено заседание комиссии по жилищным вопросам, где было рассмотрено заявление истицы, весь пакет документов. На заседании комиссии приняли решение, отказать Акимовой Т.Н. в постановке ее на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий и в связи с тем, что не прошло 5 лет с момента отчуждения истицей жилого дома, расположенного по адресу: р.п. Карсун, <адрес>. Кроме того, Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» было проведено обследование жилого дома по <адрес> р.п. Карсун, в котором в настоящее время зарегистрирована и проживает истица на правах члена семьи, был составлен акт по заключению данной комиссии о том, что данный жилой дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям согласно постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. В последующее судебное заседание представитель ответчика не явился, представил письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие, решение оставил на усмотрение суда. Представители третьих лиц - Министерства труда и социального развития Ульяновской области, а также Министерство финансов Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о дне слушания дела, в судебное заседание не явились. Представили отзывы, в которых просят рассмотреть дело в отсутствии их представителей. Из отзыва, представленного представителем Министерства труда и социального развития Ульяновской области, следует, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений», полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области. В представленных ответчиком списках Акимовой Т.Н. не значится. Министерство труда и социального не вправе выдать жилищный сертификат. Из отзыва, представленного представителем Министерства финансов Ульяновской области, следует, что на основании Постановления Правительства РФ от 15.10.2005 г. № 614 утверждены правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Перечисление субвенций в бюджеты субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ. Администратором (главным распределителем) указанных федеральных средств, в соответствии со ст. 158 БК РФ является Министерство труда и социального развития Ульяновской области. В областном бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильем ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ не предусматриваются. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему. В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ«О ветеранах» в редакции ФЗ от 21.12.2009 года нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 вышеуказанного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с п.11 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закон), а также постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений» (далее - Порядок) предусмотрено регулирование вышеназванных правоотношений. В соответствии со статьей 2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области. Согласно справке, выданной администрацией муниципального образования «Карсунское городское поселение № от ДД.ММ.ГГГГ Акимова Таисия Николаевна является женой умершего участника Великой Отечественной войны а**з*ф*. В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Судом установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истица Акимова Т.Н. распорядилась своим имуществом, то есть продала жилое помещение (дом), общей площадью 32,30 кв.м. Л**М*Н* за 110 тысяч рублей. Продав дом, истица переехала жить к своей дочери ш**м*з*, в дом расположенный по адресу, р.п. Карсун, <адрес>. Позднее, ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировалась и стала проживать в трехкомнатном, жилом помещении, общей площадью 76.14 квадратных метров, по адресу: р.п. Карсун, <адрес>, у своего внука, ш**в*в*. Факт регистрации и проживания истицы в <адрес> в р.п. Карсун подтверждается справкой формы № от ДД.ММ.ГГГГ № и данными домовой книги, из которых следует, что в <адрес> в р.п. Карсун зарегистрированы и проживают: ш**в*в*, Ш**Т*Н*, Ш**А*В*, ш**в*в*, Акимова Т.Н.. <адрес> жилого дома составляет 251,98 кв.м., доля ш**в*в* составляет 1/4, остальные доли принадлежат Ш**А*З* - дочери истицы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АТ № от ДД.ММ.ГГГГ, Ш**З*В* - внуку истицы, Ш**А*С* - зятю истицы. Основным квартиросъемщиком, данного жилого помещения в котором проживает истица, является ее дочь Ш**А*З*, что подтверждается справкой формы № от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанные обстоятельства подтверждены и показаниями свидетелей Ш**А*З*, Л**М*Н*, С**М*Н*. Как установлено в суде, Акимова Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию муниципального образования «Карсунское городское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, выделении субсидии на приобретение благоустроенного жилья, поскольку собственного жилья она не имеет. Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий со ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Рассматривая возникшие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о законности принятого комиссией по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» решения от ДД.ММ.ГГГГ №. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий предусмотрены в ст. 53 Жилищного кодекса РФ, где установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях считаются допустимыми в случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Положения данной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. Суд считает, что совершение таких действий, как продажа Акимовой Т.Н. жилого дома находящегося в ее собственности, иными словами, лишение себя собственного жилья, служит доказательством того, что истица имела намерения приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, подтверждением данных обстоятельств служит такое обращение истицы с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. Учитывая, что Акимова Т.Н. совершила сделку купли-продажи жилого дома ДД.ММ.ГГГГ году, она может быть признана нуждающейся в жилом помещении не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из вышеизложенного, суд считает ссылки истицы Акимовой Т.Н. на то, что проданное жилое помещение не было пригодно для проживания, то, что она не могла знать о предстоящих решениях Президента РФ по улучшению жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, не имеющих юридического значения, для рассмотрения данного дела. Кроме того, судом установлено, что в какие-либо соответствующие органы с вопросом о признании жилого помещения не пригодным для проживания, Акимова Т.Н. не обращалась. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Акимовой Таисии Николаевны к администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» об отказе в постановке на очередь на улучшение жилищных условий, о признании права в постановке на очередь на улучшение жилищных условий и включения в список ветеранов Великой Отечественной Войны на получение субсидии для улучшения жилищных условий отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение 10 дней. Судья: И.П.Мещанинова