О включении периода работы в трудовой стаж



Дело № 2-75/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2011 года       р.п. Карсун

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи       Корастелева В.А.,

при секретаре         Сазановой Т.В.,

с участием истца         Кузнецова М.И.,

представителя ответчика - УПФ РФ (ГУ)

в Карсунском районе Ульяновской области     Камаевой Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецова Михаила Ивановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о включении периода работы в трудовой стаж,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кузнецов М.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области, указывая в обоснование заявленных требований, что он является главой фермерского хозяйства «Надежда». При обращении в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе о перерасчете трудовой пенсии по старости по стажу за период работы в указанном хозяйстве с 20 июля 1990 года по 31 декабря 2000 года решением от 18 февраля 2011 года комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе ему отказано в перерасчете по зачету в общий трудовой стаж периода работы в фермерском хозяйстве «Надежда» с 20 июля 1990 года по 31 декабря 2000 года в связи с тем, что за указанный период не производилось уплата взносов по социальному страхованию. В его пенсионном деле имеются данные об уплате в марте 1999 года страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 150 рублей, однако в связи с истечением срока хранения платежных документов определить период, за который произведена уплата этой суммы, не представляется возможным, других же документов не предоставлено.

С таким решением истец не соглашается, указывая следующее.

В соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (действовавшего в спорный период) крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, реализацию сельхозпродукции на основе использования имущества, и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

С 01 января 1995 года была введена в действие часть первая ГК РФ, статья 23 которого предусматривает, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой форму предпринимательской деятельности гражданина без образования юридического лица.

Однако, в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года №173-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» хозяйства, которые были созданы как юридические лица, вправе сохранить указанный статус до 01 января 2010 года.

Фермерское хозяйство, учредителем и главой которого является истец, было зарегистрировано на основании Решения исполкома Карсунского районного Совета депутатов от 25 июня 1990 года, этим же Решением утвержден Устав фермерского хозяйства. 20 марта 2002 года получено свидетельство о постановке хозяйства на учет в налоговом органе от 24 июля 1994 года, а 19 ноября 2002 года внесена запись в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года, с полным наименованием юридического лица «Фермерское хозяйство «Надежда» за основным государственным регистрационным номером 1027300723779.

Согласно п.2.3 ч.2 Устава ФХ «Надежда» фермерское хозяйство «Надежда» является юридическим лицом.

В соответствии со ст.8 Закона РФ от 20 ноября 1990 года №341 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действующего в спорный период) финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществлялось Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Согласно ч.1 ст.89 данного Закона в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горно-спасательной части независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Статьей 96 этого Закона было предусмотрено, что трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №37-Ф3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с ч.1 ст.25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», (действовавшего в спорный период), глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства (за вычетом фактически произведенных хозяйством расходов, связанных с развитием крестьянского хозяйства) в размере, установленном Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (ч.6 ст.25 Закона).

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01 августа 1996 года №27-ФЗ, в спорный период в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования были указаны работодатели - юридические лица, в том числе, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Действовавший в спорный период «Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ», утвержденный Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2122-1, также относил к числу плательщиков страховых взносов крестьянские (фермерские) хозяйства.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 года №318, используя понятие «застрахованные лица, в том числе самостоятельно уплачивающие страховые взносы» и «работодатели», отнесла к числу первых глав крестьянских (фермерских) хозяйств (имеющих статус индивидуальных предпринимателей - ст.23 ГК РФ), к числу вторых - крестьянские (фермерские) хозяйства (имеющие статус юридических лиц). Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1993 года №422 в Инструкцию были внесены изменения, включившие в число застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, в период с 20 июля 1990 по 31 декабря 2000 года плательщиком страховых взносов (субъектом тарифообложения) являлось крестьянское (фермерское) хозяйство «Надежда».

Поэтому он (истец), как член этого хозяйства, встать на учет в органах пенсионного страхования и самостоятельно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не мог, так как действующим законодательством это не было предусмотрено.

Весь спорный период крестьянское (фермерское) хозяйство «Надежда» функционировало, получало продукцию, однако расходы на содержание хозяйства превышали доходы и прибыли не было, в связи с чем отчисления в Пенсионный фонд РФ не производились, но декларации о доходах сдавались в налоговый орган ежегодно, без указания прибыли.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года №9-П, при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, указанные лица, - в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц, не могут быть лишены права на включение таких периодов в их страховой стаж.

Законодателем и ранее было установлено правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст.237 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1).

Учитывая, что крестьянское (фермерское) хозяйство «Надежда» страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период с июля 1990 года по декабрь 2000 года не уплачивало, он (истец), как член хозяйства, самостоятельно не мог осуществлять уплату страховых взносов и данная обязанность возлагалась на фермерское хозяйство.

Неуплата работодателем (хозяйством) взносов не может служить основанием для отказа включить требуемый период в трудовой стаж.

На основании изложенного, со ссылкой на нормы ГПК РФ, истец просил обязать ответчика включить в его трудовой стаж период работы с 20 июля 1990 года по 31 декабря 2000 года.

В судебном заседании Кузнецов М.И. полностью поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на те же доводы, что приведены в исковом заявлении, дополнив, что 16 февраля 2011 года он обратился с заявлением к ответчику о перерасчёте пенсии с зачетом спорного стажа в период, учитываемый при определении размера трудовой пенсии по старости, чтобы получать её в большем размере, чем ему было начислено первоначально без учета данного периода. По его заявлению 18 февраля 2011 года было отказано в перерасчёте пенсии с зачётом 10 лет в стаж по тому основанию, что взносы в ПФР не уплачивались.

Истец в судебном заседании подтвердил, что взносы фактически и не уплачивались по причине того, что пенсионный фонд их не брал, так как в налоговую инспекцию за данный период крестьянское хозяйство представляло нулевые декларации. Экономический период в то время был для сельского хозяйства тяжелым. Минусовые балансы нельзя было декларировать в налоговую инспекцию, поскольку это грозило процедурой банкротства, поэтому показывали нулевой баланс. В настоящее время налоговые декларации, касающиеся спорного периода, в хозяйстве не сохранились.

За спорный период в ПФР хозяйством ничего не перечислялось, кроме 150 рублей, которые в качестве задолженности за продукцию хозяйства «Надежда» перечислил на его пенсионный счет Пищекомбинат без согласия Пенсионного фонда в 1994-1995 годах. Платёжные документы на эту сумму не сохранились. Пищекомбината уже около 15 лет не существует. Эти денежные средства до сих пор находятся в распоряжении Пенсионного фонда, на его счетах, их не возвратили.

Истец считает, что согласно ст.25 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» он имеет гарантированное право на зачисление спорного периода в трудовой стаж. Статья 237 КЗоТ РФ, действовавшего на тот момент времени, устанавливает, что неуплата работодателем взносов не лишает работников права на получение пенсии. Право на пенсионное обеспечение остаётся в полном объёме. В случае если работник не в состоянии уплачивать взносы, то государство гарантирует социальное страхование.

Фермерское хозяйство «Надежда» в спорный период вело экономическую деятельность, постоянно сдавая отчеты по производимой продукции в различные органы. Он сам в спорный период постоянно вел трудовую деятельность в хозяйстве. В его трудовой книжке только одна запись о работе - фермерское хозяйство «Надежда», других записей нет. Табелей учёта рабочего времени, платёжных или расчётно-кассовых ведомостей о спорном рабочем периоде предоставить сейчас невозможно. В спорный период времени в хозяйстве официально кроме него (главы хозяйства) никто больше не работал, но его жена и сын ему помогали.

Хозяйство работало по остаточному принципу: что остается нереализованным - то и получали члены хозяйства. Хозяйство производило молоко, мясо, продукцию огородничества, зерноводства. В денежном выражении заработной платы не уплачивалось, жили за счёт продукции. На вырученные от продукции деньги покупали горючее и запчасти для техники. В счет развития хозяйства велось строительство. Было построено жильё, коровник, телятник, зерновые склады. Приобретались стройматериалы. Жилой дом Кузнецова М.И. и все постройки зарегистрированы на фермерское хозяйство и принадлежат хозяйству. Расходы на всё это были выше, чем доходы.

Представитель ответчика Камаева Л.К. в судебном заседании, не соглашаясь с требованиями истца, приведя соответствующие доводы в обоснование своей позиции, просила отказать в удовлетворении заявленного иска в полном объеме. Из её объяснений в частности следует, что поскольку взносов в пенсионный фонд истец не уплачивал, ответчик отказал ему в зачете спорного периода в стаж для исчисления пенсии. Вместе с тем в данных персонифицированного учёта имеется информация о том, что в 1999 году на счет фермерского хозяйства «Надежда» было одно отчисление 17 марта 1999 года в качестве страховых взносов в сумме 150 рублей. Указания на то, что это было за отчисление, за какой период оно произведено отсутствуют в связи с истечением сроков хранения первичной документации. Изначально при выплате истцу пенсии эти средства были включены в расчёт стажа, но после проверки вышестоящим органном ПФР этот расчёт пенсии был признан ошибочным, период 1999 года из стажа исключили. Кузнецов М.И., являясь главой фермерского хозяйства «Надежда», сам являлся работодателем, а значит именно он должен был нести всю заботу по уплате налогов и страховых взносов.

Выслушав доводы истца Кузнецова М.И., представителя ответчика, показания свидетелей Я**А*А* и А**К*К*, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами в материалы дела, проверив материалы пенсионного дела в отношении истца, представленного на запрос суда УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд, рассматривая дело, дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Судом, исходя из имеющихся в деле доказательств, установлено, что Кузнецов М.А., 28 октября 1949 года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с 28 октября 2007 года (ранее 60-летнего срока, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на основании требований ст.34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

16 февраля 2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости с включением в расчетный период дополнительного стажа работы с 1990 года по 2000 год, который не был включен в общий трудовой стаж при назначении пенсии.

Протоколом от 18 февраля 2011 года Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области и Решением от 18 февраля 2011 года истцу отказано в перерасчете по зачету в общий трудовой стаж периода работы в Фермерском хозяйстве «Надежда» с 20 июля 1990 года по 31 декабря 2000 года в связи с тем, что за указанный период не производилась уплата взносов по социальному страхованию. В пенсионном деле Кузнецова М.И. имеются данные об уплате в марте 1999 года страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 150 рублей., однако в связи с истечением срока хранения платёжных документов определить период, за который глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Надежда» Кузнецов М.И. произвёл оплату указанной суммы страховых взносов не представляется возможным. Других документов, подтверждающих уплату страховых взносов, заявителем предоставлено не было.

Из трудовой книжки Кузнецова М.И., из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц усматривается, что истец с 20 июля 1990 года по настоящее время работает главой Фермерского хозяйства «Надежда».

Фермерское хозяйство «Надежда» является юридическим лицом и поставлено на налоговый учет, что подтверждается свидетельствами (л.д. 8-10), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 40-42).

Как следует из справки от 22 апреля 2011 года, предоставленной на запрос суда МИФНС №4 по Ульяновской области, сообщить о том, какие доходы отражало в налоговой отчетности Фермерское хозяйство «Надежда» в период с 20 июля 1990 года по 31 декабря 2000 года не представляется возможным по причине истечения сроков хранения первичных документов в налоговом органе в соответствии с приказом МНС РФ от 21 апреля 2004 года №САЭ-3-18/297.

Вместе с тем истцом в судебном заседании последовательно утверждается, что в данный спорный период времени в налоговых декларациях Фермерского хозяйства «Надежда» отражался нулевой или отрицательный доход, поскольку расходы на экономическую деятельность и развитие хозяйства равнялись или были больше получаемой от деятельности прибыли.

Ответчиком также подтверждается, не оспаривается истцом и соответствует сведениям МИФНС №4 по Ульяновской области (л.д. 37 справка от 27 апреля 2011 года), что взносов по социальному страхованию, обязательных платежей (единого социального налога), взносов в ПФР РФ Фермерское хозяйство «Надежда» в спорный период ни за кого из своих членов либо работников не уплачивало. Не уплачивал таких взносов и глава Фермерского хозяйства «Надежда» Кузнецов М.И., будучи единственным членом крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вместе с тем согласно информации УПФР в Карсунском районе (рег. ) и реестру поступлений платежей от страхователей усматривается, что 17 марта 1999 года плательщиком Крестьянским хозяйством «Надежда» произведена уплата страховых взносов в сумме 150 рублей.

При правовой оценке вышеуказанных установленных по делу обстоятельств и оценке обоснованности в связи с ними заявленных по делу исковых требований суд учитывает, что Федеральный закон от 17 декабря 2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 2002 года, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии со ст.31 указанного закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст.ст. 3 и 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 11 данного же закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим.

Пунктом 1 ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Согласно п.4 этой же статьи правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Данные правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».

Пунктом 5 указанных Правил при их применении к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнены: уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Пунктом 15 указанных Правил установлено, что периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статья 30 предусматривает порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п.12 ст.30 данного же закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Данный порядок был установлен утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года №190 «Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР».

Как следует из п.3.6 указанного Положения время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.

Таким образом, в качестве обязательного условия включения в страховой (трудовой) стаж периода работы в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства как действующими в настоящее время Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, так и действовавшим в спорный период Положением о порядке подтверждения трудового стажа, предусматривается наличие документа территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей либо документа, подтверждающего уплату взносов по социальному страхованию.

Данные требования полностью согласуются и с положениями действовавшего в спорный период Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», статьей 25 которого предусматривалось, что время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (ч.6 ст.25).

Таким образом, на основании ч.6 ст.25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и п. 3.6. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года №190, суд приходит к выводу, что время работы члена крестьянско-фермерского хозяйства, в том числе и самого главы хозяйства, может засчитываться в стаж для назначения государственной пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Поскольку, как следует из материалов дела за весь спорный период страховые взносы в Пенсионный фонд были уплачены на счет Фермерского хозяйства «Надежда» лишь 17 марта 1999 в сумме 150 рублей, что подтверждается ответчиком, данные средства как ошибочно уплаченные в хозяйство либо иному уплатившему их лицу не возвращены и продолжают находиться в распоряжении ПФР, суд приходит к выводу, что истцу в стаж для назначения пенсии должен быть засчитан на основании вышеуказанных требований законодательства период, за который данные взносы были уплачены.

Как следует из норм действовавшего в данный период Постановления Правительства РФ от 11 октября 1993 года №1020 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации», крестьянские (фермерские) хозяйства должны были уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Таким образом, страховые взносы в Пенсионный фонд, уплаченные на счет Фермерского хозяйства «Надежда» 17 марта 1999 в сумме 150 рублей, надлежит расценивать как взнос за истекший 1998 год. Поскольку период трудовой деятельности истца с 01 января по 31 декабря 1998 года в качестве главы Фермерского хозяйства «Надежда» подтверждается также и записью в его трудовой книжке, указанный период должен быть включен в трудовой стаж истца, учитываемый при назначении трудовой пенсии по старости и определении ее размера. Из доказательств, представленных по данному делу следует, что иных членов хозяйства либо работников, с которыми заключались трудовые договоры, в хозяйстве не числилось, поэтому данные средства пенсионного взноса распределены по лицевым счетам иных граждан быть не могут и подлежат учету на персонифицированном счете Кузнецова М.И.

Весь иной период, оспариваемый истцом, не может быть засчитан в его стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии по старости и определении ее размера, поскольку это противоречило бы вышеуказанным требованиям закона. Таким образом отказ Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области в перерасчете со включением в трудовой стаж Кузнецова М.И. периодов с 20 июля 1990 года по 31 декабря 1997 года и с 01 января 1999 года по 31 декабря 2000 года является законным и обоснованным.

Доводы истца об обратном основаны на неверном толковании норм законодательства в области обеспечения пенсионных прав глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

В частности истец считает со ссылкой на выводы Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года №9-П, на нормы закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», на требования «Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ», утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2122-1 и «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 года №318, на положения статьи 237 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1, что поскольку в спорный период плательщиком страховых взносов (субъектом тарифообложения) являлось крестьянское Фермерское хозяйство «Надежда» как юридическое лицо, неуплата работодателем (хозяйством) взносов не может служить основанием для отказа включить Кузнецову М.И. требуемый период в трудовой стаж.

Такой вывод истца нельзя признать обоснованным ввиду следующего.

Утратившим силу с 1 января 2002 года Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года №340-1 предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1).

Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Такое регулирование, как следует из толкования вышеуказанных правовых норм, данного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года №950-О, не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянского (фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования.

Кузнецов М.И. не работал у работодателя по трудовому договору, а сам являлся главой сознанного им же крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, поскольку в суде установлено, что в оставшийся оспариваемый истцом период работы главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Надежда» (с 20 июля 1990 года по 31 декабря 1997 года и с 01 января 1999 года по 31 декабря 2000 года) Кузнецов М.И. не производил уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, суд не усматривает оснований для удовлетворения его исковых требований в оставшееся части - о включении в трудовой стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии по старости и определении ее размера, данных периодов его работы.

Все иные доводы и обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, как и факты, о которых сообщили суду приглашенные истцом свидетели, не имеют правового значения для разрешения возникшего в суде спора с точки зрения применимого к спорным правоотношениям законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузнецова Михаила Ивановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить в трудовой стаж Кузнецова Михаила Ивановича, учитываемый при назначении трудовой пенсии по старости и определении ее размера, период работы с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года в качестве главы фермерского хозяйства «Надежда».

В удовлетворении остальной части исковых требований Кузнецову Михаилу Ивановичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья           В.А. Корастелев