об установлении факта проживания на территории РФ



Дело № 2-44/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2011 года       р.п. Сурское

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи       Корастелева В.А.,

при секретаре         Сиякаевой Н.Ю.,

с участием заявителя        Мурадова Н.А.о.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мурадова Намига Акрам оглы об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Мурадов Н.А.о. обратился в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации с апреля 2001 года по настоящее время, указывая в обоснование заявленных требований, что в Российскую Федерацию он прибыл в несовершеннолетнем возрасте из <адрес> в апреле 2001 года. В этом же году начал посещать среднюю общеобразовательную школу <адрес>, где обучался по 2004 года. Затем с 2004 по 2008 годы продолжил обучение в Карсунской средней школе <адрес>. До достижения им совершеннолетия оформлением его документов занимались родители. У отца были проблемы с оформлением гражданства, и когда отец восстановил свой правовой статус, Мурадову Н.А.о. исполнилось 18 лет, и он сам начал заниматься оформлением своих документов. Заявитель обращался в миграционную службу РФ по Ульяновской области в 2009 и в 2010 годах, однако в приеме документов о выдаче разрешения на временное проживание в РФ ему было отказано и рекомендовано установить факт проживания на территории Российской Федерации.

Мурадов Н.А.о. указывает, что постоянно проживает на территории РФ с 2001 года, её пределов не покидал. Его отец является гражданином РФ, а он сам лицом без гражданства, что подтверждается справкой, выданной посольством Азербайджана.

Установление данного факта ему необходимо для постановки на миграционный учет и документирования в установленном порядке.

В судебном заседании Мурадов Н.А.о. поддержал требования своего заявления и доводы в его обоснование, уточнив, что установление факта постоянного проживания ему необходимо для постановки на миграционный учет, как того требует областное УФМС в своем разъяснении. Кроме того, заявитель пояснил суду, что приехал он на территорию Российской Федерации в <адрес>. Пересек границу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом в свидетельстве о его рождении. Проживал с родителями, но зарегистрирован по месту жительства не был. В 2001 году он начал посещать среднюю школу в <адрес>. Поступил по возрасту в 3-й класс. До этого школу или детский сад не посещал. Затем в 2004 году их семья переехала в <адрес>, где он посещал Карсунскую среднюю школу, куда был принят в 5-й класс, и где окончил 9 классов. Более нигде не учился. Работает на рынке. С территории РФ за это время никуда не выезжал.

Представители Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области и Территориального пункта УФМС России по Ульяновской области в Карсунском районе в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения заявления судом извещались.

Выслушав заявителя, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций. Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведённый в указанной правовой норме не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.

При этом суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, при невозможности восстановления утраченных документов (ч.3 ст.263 ГПК РФ).

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд, рассматривая дело, дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Как установлено в судебном заседании, Мурадов Намиг Акрам оглы родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Матерью Мурадова Н.А.о. является М**Ш*М* кызы (азербайджанка), отцом - М**А*Э* (азербайджанец), что подтверждается свидетельством о рождении заявителя с его нотариально удостоверенным переводом.

Заключением от 28 января 2011 года личность Мурадова Намига Акрама оглы установлена должностными лицами УФМС РФ по Ульяновской области. В ходе проведенной УФМС проверки Мурадов Н.А.о. сообщил по фактам своего прибытия и проживания в РФ те же сведения, что и в своём заявлении, поданном в суд, а также в объяснениях, данных суду.

Справкой Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации от 09 сентября 2010 года подтверждается, что Мурадов Н.А.о. согласно ч.1 и 2 ст. 5 Закона Азербайджанской Республики «О гражданстве Азербайджанской Республики» от 31 июля 1997 года не является гражданином Азербайджанской Республики.

В соответствии со справкой, выданной администрацией МОУ средняя общеобразовательная школа <адрес>, усматривается, что Мурадов Н.А.о. с 01 сентября 2001 года (приказ от 15 ноября 2001 года) по 31 мая 2004 года (приказ от 07 сентября 2004 года) обучался в данной средней школе.

Факт зачисления Мурадова Н.А.о. в МОУ СОШ <адрес> с 29 августа 2001 года и обучения его в данном образовательном учреждении по четвертую четверть 2004 года подтверждается справкой председателя ликвидационной комиссии МОУ СОШ <адрес>, копиями приказов от 15 ноября 2001 года, от 07 сентября 2004 года, сведениями из классного журнала.

Более ранний чем 29 августа 2001 года период пребывания на территории России заявителя Мурадова Н.А.о. (время его поступления в муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес>) какими-либо официальными документами не подтверждается. Поэтому факт проживания заявителя на территории РФ с апреля 2001 года по 28 августа 2001 года суд не может признать установленным.

Согласно справки, выданной МОУ Карсунская средняя общеобразовательная школа, Мурадов Н.А.о. был принят в 5-й класс (приказ от 22 марта 2004 года), выпущен по окончании 9-ти классов (приказ от 19 июня 2008 года).

Из аттестата, выданного 19 июня 2008 года муниципальным образовательным учреждением Карсунская средняя общеобразовательная школа Карсунского района Ульяновской области, усматривается, что заявитель в 2008 году получил в данном образовательном учреждении основное общее образование.

Факты обучения Мурадова Н.А.о. в указанные периоды в названных образовательных учреждениях также подтверждается материалами его личного дела (личной картой обучающегося).

Согласно информации, содержащейся в медицинской карте амбулаторного больного, заявитель за время своего проживания в <адрес> наблюдается, начиная с апреля 2004 года, в МУЗ Карсунская ЦРБ.

Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей Л**М*А*, С**Д*А*, Л**Б*Н* следует, что им хорошо знаком заявитель Мурадов Н.А.о., который с 2004 года начал обучаться в Карсунской средней школе и проживать в р<адрес> Здесь он проживает постоянно вплоть до настоящего времени.

Из письма от 03 сентября 2010 года, Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области, усматривается, что на обращение Мурадова Н.А.о. по вопросу об урегулировании его правового положения на территории Российской Федерации решением рабочей группы УФМС России по Ульяновской области заявителю рекомендовано обратиться в посольство Республики Азербайджан для подтверждения его принадлежности к гражданству республики Азербайджан либо получения справки об отсутствии гражданства, затем обратиться по вопросу установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации в судебном порядке.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Мотивов не доверять показаниям свидетелей, которые не заинтересованы в исходе дела, предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда не имеется. Показания свидетелей полностью согласуются с письменными доказательствами, имеющимися в деле, и объяснениями заявителя.

Анализ письменных материалов дела свидетельствует о том, что Мурадов Намиг Акрам оглы ДД.ММ.ГГГГ года рождения прибыл на территорию Российской Федерации, в <адрес> в несовершеннолетнем возрасте не позднее 29 августа 2001 года. С этого времени он постоянно проживал в <адрес> и проходил обучение в общеобразовательной школе <адрес>. После этого с марта 2004 года заявитель стал постоянно проживать на территории Карсунского района Ульяновской области и обучаться в Карсунской средней общеобразовательной школе. Проживает он в р.п. <адрес> до настоящего время.

В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства является лицом без гражданства.

Согласно ст.4 этого же закона иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Исходя из ст.37 этого же закона иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу данного Федерального закона (01 августа 2002 года) в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу данного Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, получившего миграционную карту, составляет не более девяноста суток со дня получения миграционной карты. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию до вступления в силу данного Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчисляется со дня вступления в силу этого же Федерального закона.

По правилам ст.5 этого же закона решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.

Согласно требованиям ст.ст. 2 и 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства есть фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

На основании ст.ст. 8, 15 и 17 этого же закона основанием для постановки на миграционный учет и регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) по месту жительства является факт въезда лица в Российскую Федерацию, наличие у данного лица права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, которое определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, как лицо, прибывшее в Российскую Федерацию до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в порядке, не требующем получения визы, заявитель либо его законный представитель обязаны были обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего проживания в течение шестидесяти суток после 01 августа 2002 года. Однако основания для постановки на миграционный учет Мурадова Н.А.о., установленные Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», не утрачены вплоть до настоящего времени.

За пределами данного срока решение о продлении срока пребывания (проживания) Мурадова Н.А.о. уполномочен принимать (в частности) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориальный орган (в данном случае УФМС РФ по Ульяновской области).

Заинтересованными по делу лицами (УФМС РФ по Ульяновской области и ТП УФМС в Карсунском районе) не оспаривается, что иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» при установлении факта их постоянного проживания на территории России могут обратится с заявлением о выдаче им разрешения на временное проживание без выезда за пределы РФ, при этом регистрация по месту пребывания оформляется без истребования миграционной карты. При этом прямое требование об установлении в судебном порядке данного факта содержится в разъяснении №1632 от 03 сентября 2009 года, выданном УФМС РФ по Ульяновской области Мурадову Н.А.о. по вопросу его постановки на миграционный учет.

То есть установление данного факта имеет для заявителя Мурадова Н.А.о. юридическое значение, а именно позволит реализовать заявителю его право постановки на миграционный учет как лицу, прибывшему и постоянно проживающему на территории Российской Федерации до вступления в законную силу Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199, 268 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Мурадова Намига Акрам оглы удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания Мурадова Намига Акрам оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Азербайджанской ССР, на территории Российской Федерации с 29 августа 2001 года по 24 февраля 2011 года.

В установлении факта его же постоянного проживания на территории Российской Федерации с апреля 2001 года по 28 августа 2001 года отказать.

Решение является документом, подтверждающим данный факт.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья           В.А. Корастелев