Дело № 2-64/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 апреля 2011 года р.п.Карсун Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: судьи Асанидзе Э.Г., при секретаре Казаковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Домнина Алексея Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, у с т а н о в и л : Домнин А.В. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области об отмене решения ответчика от 10.12.2010 об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о включении в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды с 20.07.1996 года по 05.08.2008 года и с 01.09.2009 года по 02.12.2010 года с учетом работы в порядке внутреннего совместительства на 0,5 ставки и 50% ставки врача анестезиолога-реаниматолога Карсунской ЦРБ (при этом, дополнительно с 28.06.1996 года по 01.09.2007 года в порядке внешнего совместительства на 0,25 ставки врача анестезиолога ГУЗ «Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка») в льготном порядке из расчета 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, включив и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства - с 12.01.1998 г. по 12.02.1998 г., с 20.11.2001 г. по 17.12.2001 г., с 26.02.2007 г. по 23.03.2007 г., с 02.11.2009 по 27.11.2009 г., назначив досрочно трудовую пенсию по старости с 03.12.2010 г., мотивируя иск следующим. 03.12.2010 он обратился в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 пп.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика от 10.12.2010 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у него необходимого специального стажа. При этом в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, ему пенсионным органом необоснованно исчислены из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца периоды работы с 20.07.1996 по 05.08.2008, с 01.09.2009 по день обращения, в течение которых помимо основной работы он в порядке внутреннего совместительства работал на 0,5 ставки и 50% ставки врача анестезиолога-реаниматолога Карсунской ЦРБ, а с 28.06.1996 по 01.09.2007 дополнительно и внешним совместителем на 0,25 ставки врача-анестезиолога в ГУЗ «Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка». Не включены в специальный стаж для назначения льготной пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в льготном исчислении (из расчета 1 год как 1 год и 9 мес.) общей продолжительностью 6 месяцев 14 дней: с 12.01.1998 по 12.02.1998 (1 мес. 1 день) - 1 мес.22дня; с 20.11.2001 по 17.12.2001 (28 дней) - 1 мес. 19мес.; с 26.02.2007 по 23.03.2007 (28 дней) - 1 мес. 19 дней, с 02.11.2009 по 27.11.2009 (26 дней) - 1 мес. 14 дней. Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене на основании статьей 19, 39, 55 Конституции, статьи 27 «О трудовых пенсиях в РФ», Списка соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, ст.187 Трудового кодекса российской Федерации. Из его трудовой книжки, льготно-уточняющей справки № от 19.11. 2010, справки главного врача ГУЗ «Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка» № от 30.08.2008, видно, что он с 01.08.1988 по настоящее время занимается лечебной деятельностью в лечебных учреждениях, расположенных в городе и сельской местности, при этом неоднократно повышал свою квалификацию с отрывом от производства, но с сохранением средней заработной платы и перечислением необходимых страховых взносов в Пенсионный Фонд. В период основной работы в качестве врача-психиатра с 20.07.1996 по 05.08.2008 и с 01.09.2009 по день обращения в УПФ РФ работал в порядке внутреннего совместительства на 0,5 ставки и 50% ставки врача анестизиолога-реаниматолога Карсунской ЦРБ, вырабатывая тем самым по времени полную ставку по данной специальности, а с учетом работы с 28.06.1996 года по 01.09.2007 года в порядке внешнего совместительства на 0,25 ставки врача анестезиолога ГУЗ «Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка» и более ставки по этой должности. Анестезиолого-реанимационная служба Карсунской ЦРБ в соответствии с приказом МЗ СССР от 11.06.1986 № 841 «О дальнейшем совершенствовании анастезиолого-реанимационной помощи населению» является группой анастезиологии-реанимации и выполняет те задачи, которые должны осуществляться данным структурным подразделением. Полагает, что при таких обстоятельства вышеуказанные периоды должны быть исчислены из расчета 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, включая и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, поскольку за указанные периоды за ним сохранялось место работы, средняя заработная плата и делались соответствующие отчисления в Пенсионный фонд. Таким образом, специальный стаж его работы за период с 20.07.1996 по 05.08.2008 (21 год 0 мес. 28 дней), с 01.09.2009 по 02.12.2010 (2 года 2 мес. 2 дня в льготном исчислении (1 год как 1 год и 9 мес.) составит 23 года 3 месяца, а остальной специальный стаж работы, правильно исчисленный ответчиком - 9 лет 08 месяцев и 11 дней, а всего 32 года 11 месяцев 11 дней. В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсии назначаются со дня обращения за ней. На основании изложенного обращается с вышеуказанным иском в суд. Истец Домнин А.В. в судебном заседании настаивает на удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что фактически работал в группе анестезиологии-реанимации, в которую входила младшая медсестра, с учетом совмещения и совместительства вырабатывал полную ставку врача анестезиолога-реаниматолога. Представитель УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области Камаева Л.К. в судебном заседании иск не признает. Суду пояснила, что из представленных Домниным А.В. документов не усматривается то, что он вырабатывал полную ставку врача анестезиолога-реаниматолога. Кроме того, отделений анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии в МУЗ Карсунской ЦРБ не предусмотрено, согласно Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица медицинский стаж Домнина А.В. подтверждается страхователем за 1 год как 1 год 3 мес. Приказ Карсунской ЦРБ от 01.02.2001 № «О развертывании палаты интенсивной терапии» не может служить основанием для зачёта в медицинский стаж Домнина А.В. как работу в палате реанимации и интенсивной терапии с 01.02.2001 поскольку в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 №516 тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений) устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Так приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2009 №570н установлено тождество наименования структурного подразделения «отделения реанимации с палатами интенсивной терапии» наименованию структурного подразделения «отделения реанимации и интенсивной терапии». Согласно льготно-уточняющей справке от 19.11.201 №61, выданной МУЗ Карсунская ЦРБ Домнин А.В. находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 12.01.1998 по 12.02.1998, с 20.11.2001 по 17.12.2001, с 26.02.2007 по 23.03.2007, с 02.11.2009 по 27.11.2009. В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 №516 указанные периоды нельзя засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как обучение проходило с отрывом от производства. Заявитель имеет смешанный стаж работы. В данном случае необходимо медицинского стажа 30 лет. На момент обращения Домнин А.В. имеет стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 26 лет 5 мес. 17 дней, при наличии страхового стажа 22 года 2 мес. 16 дней. Выслушав доводы сторон, пояснения свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Домнин А.В. 03.12.2010 года обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.12.2010 года (протокол №) ему было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. В специальный стаж истца засчитано 26 лет 5 мес. 17 дней. При этом не засчитаны периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с 12.01.1998 по 12.02.1998; с 20.11.2001 по 17.12.2001; с 26.02.2007 по 23.03.2007; с 02.11.2009 по 27.11.2009 - поскольку обучение происходило с отрывом от производства. Кроме того, периоды работы истца с 20.07.1996 по 05.08.2008 в порядке внутреннего совместительства на 0,5 ставки с совмещением 50% врача анестезиолога-реаниматолога, с 06.08.2008 по 11.01.2009 в порядке совмещения 50% врача анастезилога-реаниматолога, с 13.04.2009 по 31.08.2009 в порядке внутреннего совместительства на 0,5 ставки и совмещение 25% врача анестезиолога-реаниматолога, с 01.09.2009 и по день вынесения решения в порядке внутреннего совместительства на 0,5 ставки с совмещением 50% врача анастезиолога-реаниматолога, включены в его специальный трудовой стаж из расчета 1 год как 1 год и 3 мес., так как весь перечисленный медицинский стаж истца подтверждается страхователем из расчета 1 год как 1 год и 3 месяца, и в МУЗ Карсунская ЦРБ отделений анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии не предусмотрено. Истец считает, что оспариваемые периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также периоды работы с 20.07.1996 по 05.08.2008 и с 01.09.2009 по день обращения подлежат зачету в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости из расчета 1 год как 1 год и 9 мес., и, соответственно, ему должна быть назначена досрочно трудовая пенсия по старости на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента его обращения с соответствующим заявлением к ответчику. В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением N 781 от 29.10.2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Список от 20.10.2002), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Правила от 29.10.2002), в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с пунктом 4 Правил от 29.10.2002 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. Пунктом 5 Правил от 29.10.2002 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (п. «а»); лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев (п.«б»). Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы. Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и 6 месяцев (далее Перечень от 29.10.2002) указанным правом на льготное исчисление стажа пользуются и врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры) групп анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии больниц всех наименований. До вступления в силу Постановления Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. действовало Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, которым были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список от 22.09.1999г. и Правила от 22.09.1999г.),а также Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев (далее - Перечень от 22.09.1999 г.). Данным Постановлением предусмотрен такой же порядок исчисления периодов работы врачам-анестезиологам-реаниматологам, при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (далее - Список от 06.09.1991 г.). В соответствии с пунктом 2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464 работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) установлено исчислять за 1 год и 3 месяца; врачам анестезиологам-реаниматорам групп анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии исчисление сроков выслуги производится из расчета - 1 год работы в этих должностях и подразделениях за 1 год и 6 месяцев. Постановление Минтруда РФ от 22.11.2001 N 81 установлено, что при исчислении выслуги для определения права на пенсию за выслугу лет за период работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 работу в должности врача - анестезиолога - реаниматолога отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии считать как работу в должности врача - анестезиолога - реаниматора. При этом льготное исчисление выслуги, предусмотренное абзацем 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, при работе в должности врача - анестезиолога - реаниматолога отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии применяется для определения права на пенсию за выслугу лет. Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения (Приложение № 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 04 мая 1970 г. № 280) должность «врач-анестезиолог» предусмотрена не была; правильное наименование должности - «врач-анестезиолог-реаниматолог». Письмом от 14.07.1995 № 2510/1835-95-27 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации руководителям подведомственных лечебно-профилактических учреждений дано указание о привидении должности «врач-анестезиолог» в строгом соответствии с действующим законодательством, т.е. должности «врач анестезиолог-реаниматолог». Согласно «Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» (приложение № 3 к Приказу Минздрава РФ от 15.10.1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (действовавшего в период работы истца) правильное наименование должности врача - анестезиолог-реаниматолог. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до вступления в силу новых правовых актов, могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Следовательно, при исчислении соответствующего стажа применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" и иных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 г. При этом правила и нормы по исчислению общего и специального стажа, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, могут применяться независимо от того, выработан общий и специальный трудовой стаж полностью либо частично на момент введения в действие нового правового регулирования, устанавливаемого в соответствии с Законом № 173-ФЗ. Исходя из вышеизложенного, при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости Домнина А.В. судом применяются вышеуказанные нормативно-правовые акты, из которых следует, что в специальный стаж при назначении пенсии врачам анестезиологам-реаниматологам засчитываются (1 год работы как 1 год и 9 месяцев) периоды работы в отделениях (группах) анестезиологии-реанимации, отделениях (палат) реанимации и интенсивной терапии, работающим в больницах, расположенных в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Судом установлено, что согласно Уставу МУЗ «Карсунская центральная районная больница», зарегистрированному 10.02.1995, данное учреждение здравоохранения является многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением и осуществляет на момент утверждения настоящего Устава основные виды медицинской деятельности в стационаре, в том числе, и анестезиологическую (п.6.4). Уставом указанной ЦРБ (утв. 11.03.2010) к предмету деятельности учреждения отнесено: доврачебная помощь, скорая и неотложная помощь, амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому, стационарная помощь, в том числе в условиях дневного стационара, фармацевтическая помощь, деятельность по работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации, соответствующие уставным целям (п.2.3). Из штатных расписаний МУЗ «Карсунская ЦРБ» за 01.01.2003, 01.01.2006, 01.12.2006, 01.01.2008 следует, что в хирургическом и травматологическом отделении стационара предусмотрена 1 ставка врача анестезиолога-реаниматолога и 1,5 ставки медицинской сестры анестезистки. С 01.01.2009 в данном отделении предусмотрено 0,5 ставки врача анестезиолога-реаниматолога и 1,5 ставки медицинской сестры анестезистки. При этом самостоятельных должностей «врач анестезиолог» или «врач реаниматолог» в штатных расписаниях не предусмотрено. Согласно справки МУЗ «Карсунская ЦРБ» от 21.03.2011 ставка анестезиолога-реаниматолога установлена из расчета коек хирургического профиля больницы (хирургии, травматологии, гинекологии, для беременных и рожениц). Из пояснений истца, свидетелей С**В*В*, Ш**В*Н*, М**А*А* следует, что в обязанности истца входит внутривенная, ингаляционная и др. анестезия при операциях в хирургии, урологии, акушерстве и гинекологии, травматологии и ортопедии и др. у взрослых и детей, осуществление принудительной вентиляции легких, осуществление контроля состояния больного во время анестезии, наблюдение и лечение в периоде выхода больного из анестезии, а также в послеоперационном периоде, реанимационные мероприятия. Истец совместно с медицинской сестрой-анестезисткой работает в палате интенсивной терапии хирургического отделения, в терапевтическом, родильном и других отделениях МУЗ «Карсунская ЦРБ», что подтверждается журналами учета наркозов, медицинскими картами №, №, годовыми отчетами по анестезиологии, журналами учета больных палаты интенсивной терапии. Материалами дела также установлено, что с 01.12.1992 по 26.02.1993 истец проходил стажировку по анестезиологии и реаниматологии на базе областной больницы, на основании сертификата А № от 05.12.1998 ему присвоена специальность «анестезиология и реаниматология». В соответствии с удостоверением №, выданным на основании распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 19.11.2008 №, Домнину А.В. присвоена высшая квалификационная категория по специальности «Анестезиология и реаниматология». Согласно приказу главного врача Карсунской ЦРБ от 01.02.2001 № на базе хирургического отделения ЦРБ развернута палата интенсивной терапии. При этом показаниями для помещения в палату интенсивной терапии являются все острые состояния, требующие проведения реанимационных мероприятий, интенсивной терапии и круглосуточного постоянного наблюдения врача и медсестры-анестезистки. Госпитализация больных в палату интенсивной терапии производится при наличии: коматозных состояний любой этиологии, шоковых состояний, острых отравлениях тяжелой степени, преэклампсии и эклампсии беременных и родильниц, состояния после обширных оперативных вмешательств, требующих проведение продленной ИВЛ. Ведение больных в палате интенсивной терапии осуществлять врачом анестезиологом-реаниматологом совместно с врачом-специалистом по профилю заболевания. Обязанности по работе палаты интенсивной терапии возложена на врача анестезиолога Домнина А.В. Домнин А.В. с 11.10.1993 работал врачом-психиатром Карсунской ЦРБ. С 20.07.1996 ему разрешена работа в порядке внутреннего совместительства на 0,5 ставки и совмещение 50% врача-анестезиолога-реаниматолога (приказ 102-К п.11 от 24.07.1996) с последующей ежегодной пролонгацией. С 05.08.2008 снято совмещение 50% врача-анестезиолога-реаниматолога (приказ 98-К от 05.08.2008), с 06.08.2008 снято совместительство 0,5 ставки и разрешено 50% совмещение врача-анестезиолога-реаниматолога (приказ 100-К от 07.08.2008), с 12.01.2009 снято совмещение 50% врача-анестезиолога-реаниматолога (приказ 2-К от 12.01.2009), с 13.04.2009 разрешена работа врача анестезиолога-реаниматолога в порядке внутреннего совместительства на 0,5 ставки и совмещение 25% (приказ 23 от 10.04.2009), с 01.09.2009 снято совмещение 25% и разрешено совмещение 50% врача-анестезиолога-реаниматолога (приказ №-К п.27 от 01.09.2009), что подтверждается льготно-уточняющей справкой и не опровергается ответчиком. Согласно п. 1 Положения об условиях работы по совместительству, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Министерства юстиции СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. N 81/604-К-3/6-84, совместительство есть выполнение работником помимо основной другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. С работником заключался трудовой договор (контракт) в порядке, предусмотренном ст. 18 КЗоТ РФ, действовавшего до 1 февраля 2002 г., а затем в соответствии со ст.282 Трудового кодекса РФ. Совместительство отличается от совмещения тем, что совместительство выполняется в свободное от основной работы время, т.е. с отработкой дополнительных часов, а совмещение профессий (должностей) осуществляется в рабочее время по основной должности. Исходя из пункта 5.5. Положения об оплате труда работников здравоохранения (утв.Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377) работникам учреждений здравоохранения, выполняющим в одном и том же учреждении в пределах рабочего дня наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности (профессии) или исполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производилась доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включалось время работы по совместительству и совмещению в должностях и учреждениях, дающих право на пенсию согласно Списку от 6 сентября 1991 г. N 464, за периоды работы до 1 ноября 1999 г. Согласно Правилам от 22 сентября 1999 г. N 1066 после 1 ноября 1999 г. период соответствующей работы включался в стаж только в том случае, если она выполнялась в течение полного рабочего дня. При этом не имеет значения, выполнялась работа, дающая право на досрочную пенсию, в порядке совместительства или совмещения. Исходя из приказов главного врача МУЗ «Карсунская ЦРБ» истец в период с 20.07.1996 по 05.08.2008 с учетом совмещения должностей и 0,5 ставки совместительства, выполнял работу врача анестезиолога-реаниматолога в течение полного рабочего дня. В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. С учетом изложенного, руководствуясь конституционным принципом не придания обратной силы закону, ухудшающего правовое положение гражданина, а также п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25, суд считает, что период работы истца с 01.02.2001 по 05.08.2008 подлежит включению в специальный стаж из расчета 1 год работы как 1 год и 9 месяц, т.е. с применением двух коэффициентов (1 год и 3 месяца + 1 год и 6 месяцев), поскольку истец работал в сельской местности и занимал должности врача в должностях по перечню в палате интенсивной терапии и реанимации, выполняя обязанности в режиме полного рабочего дня, согласно штатному расписанию учреждения здравоохранения. При этом, период работы с 01.09.2009 по 02.12.2010, по мнению суда не подлежит включению в специальный стаж, поскольку штатным расписанием МУЗ «Карсунская ЦРБ» за указанный период предусматривалось 0,5 ставки врача анестезиолога-рениаматолога. При рассмотрении требований истца о включении в трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд руководствуется следующим. Истец находился на курсах повышения квалификации с 12.01.1998 по 12.02.1998 - по педиатрической реаниматологии (свидетельство о прохождении повышения квалификации), с 20.11.2001 по 17.12.2001 - по психиатрии на базе УОПБ № (приказ №-К от 19.11.2001), с 26.02.2007 по 23.03.2007 - по психиатрии на базе УлГУ (приказ №-К от 21.02.2007), с 02.11.2009 по 27.11.2009 - для преподавателей учреждений среднего профессионального образования на базе ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» (приказ №-К от 09.11.2009). Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, по смыслу указанной нормы периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца, поскольку до 2001 льготный характер работы истца (1 год как 1 год и 6 месяцев) не подтвержден, а в последующем истец повышал квалификацию, не связанную с анестезиологией и реанимацией. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку с учетом включения вышеуказанных периодов работы истца в должности врача анестезиолога и периодов его нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», его специальный стаж будет составлять на момент обращения к ответчику с заявлением 30 лет, соответственно, иск Домнина А.В. об отмене решения УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области от 10.12.2010 года об отказе в назначении досрочной пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 03 декабря 2010 года, подлежит удовлетворению. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Домнина Алексея Владимировича удовлетворить частично. Отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области от 10.12.2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области засчитать Домнину Алексею Владимировичу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1997 года по 24.04.1997 год в льготном исчислении, с 23.05.2006 года по 30.06.2006 год в календарном исчислении. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области засчитать Домнину Алексею Владимировичу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период работы в должности врача анестезиолога-реаниматора МУЗ «Карсунская ЦРБ» с 01.02.2001 по 05.08.2008 в льготном исчислении и назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 03.12.2010 года. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья - Э.Г. Асанидзе