о признании права на участие в подпрограмме и признании отказа администрации МО `Карсунский район` о постановке на учет для участия в подпрограмме недействительным



       Дело №2-101/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2011 года                                                      р.п.Карсун

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе:

судьи                                                                                                                  Асанидзе Э.Г.,

при секретаре                                                                                             Шибановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сарандаева Валентина Ивановича к администрации муниципального образования «Карсунский район», администрации муниципального образования «Языковское городское поселение», Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании права на участие в подпрограмме, о признании недействительным отказа во включении в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, и о включении в список граждан участников подпрограммы,

У С Т А Н О В И Л:

Сарандаев В.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Карсунский район» о признании за ним права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, о включении в список граждан, участников подпрограммы, признании отказа ответчика во включении в список граждан участников подпрограммы недействительным.

В обосновании заявленных требований истец указал, что 10 марта 2011 года администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области отказала ему в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. С данным решением он не согласен и считает его необоснованным. В 1986 году он выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим с 17.04.2006 ему была установлена 3 группа инвалидности, бессрочно. С 26.03.1986 по настоящее время проживает со своей семьей в <адрес>, жилая площадь дома составляет 16,7 квадратных метров, общая площадь 26,9 квадратных метров. С 1990 года он состоит на учете в администрации муниципального образования «Языковское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области как нуждающийся в улучшении жилищных условии. Однако в 1997 году в здании администрации <адрес> произошел пожар, в результате чего уничтожены архивные документы, подтверждающие факт его нахождения на учете в качестве нуждающегося. Администрация муниципального образования «Языковское городское поселение» своевременно не уведомила его и других граждан, которые были поставлены на льготную очередь по улучшению жилищных условий, об уничтожении пожаром предоставленных ими документов, и не затребовала от него и других лиц, стоящих на льготной очереди повторно необходимых документов о восстановлении льготной очереди.

Когда формировалась областная льготная очередь на жилье в 1997 году, администрация Карсунского района по неизвестным причинам не передала список своих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для восстановления в льготной очереди, он неоднократно обращался в администрацию муниципального образования «Языковское городское поселение», Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, и только после обращения в администрацию Президента Российской Федерации, он был включен 27.10.2007 в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий жилищно-административной комиссией муниципального образования «Языковское городское поселение», то есть после 01.01.2005 года.

Учитывая дату постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования «Языковское городское поселение», Департамент социальной защиты населения Ульяновской области не включил его в областные списки граждан участников подпрограммы в 2009 году.

Ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обращается в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

Судом в качестве соответчика по данному иску в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечена администрация муниципального образования «Языковское городское поселение» и Министерство труда и социального развития Ульяновской области; в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечены в качестве третьих лиц: Сарандаева Н.Н., Сарандаева Л.В. (в своих интересах и интересах несовершеннолетней С**Л*Н*), Министерство Финансов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Правительство Ульяновской области.

В судебном заседании истец Сарандаев В.И. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил суду, что в настоящее время в доме зарегистрированы и фактически проживают четыре человека: он с супругой, дочь и внучка. Дочь с 2008 проживала и работала в <адрес>, поскольку в р<адрес> не было свободных мест по ее специальности. После рождения внучки, вновь стала проживать вместе с ними в <адрес>.     

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Карсунский район» Решетникова Е.И. суду пояснила, что с исковыми требования Сарандаева В.И. не согласны, поскольку в полномочия администрации муниципального образования не входит признание права на участие в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» или отказ в постановке на учет для участия в подпрограмме. Все заявления Сарандаева В.И. на имя Главы администрации муниципального образования «Карсунский район» о постановке на учет приняты, и находятся на исполнении в отделе по инвестициям, развитию промышленности, предпринимательства, экономическому мониторингу и труда администрации муниципального образования «Карсунский район». Администрацией в 2008-2010 направлялись списки граждан, стоящих на учете (в очереди) на улучшение жилищных условий по категории «Граждане-участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица по муниципальному образованию «Карсунский район», в которых значился Сарандаев В.И., но списки возвращались из Министерства труда и социального развития Ульяновской области. О причинах отказа в выдаче сертификата Сарандаеву В.И. направлялось письмо (от 01.04.2011 ) за подписью первого заместителя председателя Правительства Ульяновской области, в котором разъяснялось, что «включить в списки граждан-участников подпрограммы возможно только по решению суда». Полагает, что администрация муниципального образования «Карсунский район» является ненадлежащим ответчиком, и просит отказать Сарандаеву В.И. в удовлетворении иска.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Языковское городское поселение» Айзатуллов Р.К. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в 2007 на основании решения комиссии Сарандаев В.И. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в соответствующую очередь с составом семьи три человека. В настоящее время зарегистрировано четыре человека в жилом помещении, общей площадью 26,9 кв.м., что не соответствует учетной норме жилья.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, указав в отзыве следующее. В рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в условиях до 01 января 2005 года. В соответствии с пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153, формирование областных списков граждан - участников подпрограммы осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях по месту жительства. Функции по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий возложены только на органы местного самоуправления. Ежегодно органы местного самоуправления присылают списки граждан-участников подпрограммы заверенные подписью главы и печатью. Муниципальное образование «Карсунский район» в своих списках Сарандаева В.И. не представило (письмо от 28.06.2010 ), поэтому. Сарандаев В.И. не включен в список граждан-участников подпрограммы по Ульяновской области на 2011 год. Выдать государственный жилищный сертификат за счет средств федерального бюджета Министерство не вправе, в связи с отсутствием законных оснований.

Третье лицо Сарандаева Н.Н. исковые требования мужа поддержала, дала пояснения, аналогичные пояснениям Сарандаева В.И.

Третье лицо Сарандаева Л.В. считает исковые требования обоснованными, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что в настоящее время проживает вместе с дочерью и родителями в <адрес>. С 2005 по 2009 периодически выезжала в <адрес>, где работала по гражданско-правовым договорам. В 2010 году устроилась на постоянное место работы, поскольку в поселке работы нет. Проживала у родственников подруги, своего жилья не имеет, воспитывает ребенка одна.

Представитель третьего лица Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился. Из представленного письменного отзыва на исковое заявление Сарандаева В.И. следует, что согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации; Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153; Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 года № 40, в компетенцию Минрегиона России не входят полномочия по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятию таких граждан с учета, признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Обязанности по учету и непосредственному обеспечению сертификатами граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесены к компетенции органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Минрегион не наделен полномочиями давать правовую оценку действиям должностных лиц, нормативным правовым актам, принимаемым государственными органами Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также совершать какие-либо действия, направленные на отмену или изменение данных актов или принимаемых решений.

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещение в его адрес о времени и месте рассмотрения дела судом направлялось.

Представитель третьего лица Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв на исковое заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Из представленного отзыва также следует, что вопросы обеспечения жилой площадью участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф с 01.01.2006 года регулируются Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, а на территории Ульяновской области, и Порядком оформления и выдачи сертификатов, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 05.07.2006 № 211. Данным постановлением Правительство Ульяновской области, как коллегиальный орган, наделило полномочиями по реализации вышеуказанной Подпрограммы Департамент социального защиты населения Ульяновской области (в настоящее время - Министерство труда и социального развития). Финансирование мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии на приобретение жилья гражданам, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС является расходным обязательством Российской Федерации. Денежные средства в бюджете Ульяновской области на указанные цели не предусматриваются.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Сарандаев В.И. является участником ликвидации аварии на ЧАЭС. 17.05.2006 ему установлена 3 группа инвалидности бессрочно, в связи с получением заболевания, связанного с радиационным воздействием.

25.09.2007 истец обратился к Главе администрации муниципального образования «Языковское городское поселение» с заявлением о постановке на льготную очередь по улучшению жилищных условий, с составом семьи: он, жена-Сарандаева Н.Н., и дочь - Сарандаева Л.В. На основании решения жилищно-административной комиссии при муниципальном образовании «Языковское городское поселение» от 24.10.2007 Сарандаев В.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь на получение жилья. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами в судебном заседании.

Пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, установлена мера социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Данной нормой также предусмотрено, что принятые на учет вышеуказанные лица после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 утверждена Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также путем предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет средств федерального бюджета. Согласно указанной Подпрограмме право на получение социальных выплат имеют в том числе и граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, участниками которой также являются граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Утвержденные названным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (далее Правила) предусматривают, что право на участие в подпрограмме имеют и граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (подпункте «е» пункт 5).

Согласно подпункту «в» пункта 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте«е» пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по определенной форме с приложением необходимых документов (пункт 19). Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы (пункт 21). В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 24). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по установленной форме, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (пункт 26).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 на территории Ульяновской области постановлением Правительства Ульяновской области от 05.07.2006 № 211 «О реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на территории Ульяновской области» утвержден Порядок оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на территории Ульяновской области, в соответствии с которым Департамент социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время - Министерство труда и социального развития Ульяновской области) производит оформление государственных жилищных сертификатов на имя участников подпрограммы, вручает данные сертификаты, ведет реестр выданных сертификатов раздельно в отношении каждой категории граждан.

Исходя из пояснений представителя ответчика администрации муниципального образования «Карсунский район» и представителя ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области следует, что формированием списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, проживающих на территории Карсунского района, занимается администрация муниципального образования «Карсунский район». Сводный список формирует Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Материалами дела установлено, что 26.01.2011 истец обратился в администрацию муниципального образования «Карсунский район» с заявлением (рапортом) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Из ответа администрации муниципального образования «Карсунский район» от 10.03.2011 № 463 следует, что Сарандаеву В.И. отказано во включении в список граждан, изъявивших желание получить сертификат, поскольку на 01.01.2005 он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Языковском городском поселковом Совете.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 N 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Указанным постановлением также установлено, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях о том, что при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения граждан жильем, законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П).

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.

Между тем введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Судом установлено, что истец является инвалидом 3 группы вследствие с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС. С 2007 года поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 1986 года является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, и проживает по данному адресу с указанной даты в жилом доме, общей площадью 29,75 кв.м. составом семьи три человека, а с 01.02.2011 - составом семьи четыре человека: он, жена Сарандаева Н.Н., дочь Сарандаева Л.В., внучка С**Л*Н* Факт совместного проживания подтвержден допрошенными в судебном заседании свидетелями К**Ю*Н*, С**И*А* Из представленных сообщений регистрационных органов усматривается, что иного недвижимого имущества Сарандаев В.И., а также члены его семьи не имеют. Решением Совета депутатов муниципального образования «Языковское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области № 1 от 30.03.2010 установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки граждан на учет в качестве, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере 17 кв.м. общей площади на одного человека, что в силу статей 50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о нуждаемости Сарандаева В.И. в улучшении жилищных условий.

Исходя из вышеизложенного, учитывая положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 N 17-П, суд приходит к выводу о незаконности отказа администрации муниципального образования «Карсунский район» во внесении Сарандаева В.И. в список граждан, стоящих на учете (в очереди) на улучшение жилищных условий по категории «Граждане-участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица по муниципальному образованию «Карсунский район» и включении Сарандаева В.И. в указанный список.

Поскольку в судебном заседании установлено, что истец в Министерство труда и социального развития Ульяновской области не обращался, в администрации муниципального образования «Языковское городское поселение» он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Сарандаева В.И. в данной части.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Сарандаевым Валентином Ивановичем право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Карсунский район» во включении Сарандаева Валентина Ивановича в список граждан, стоящих на учете (в очереди) на улучшение жилищных условий по категории «Граждане-участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица по муниципальному образованию «Карсунский район».

Обязать администрацию муниципального образования «Карсунский район» включить Сарандаева Валентина Ивановича в список граждан, стоящих на учете (в очереди) на улучшение жилищных условий по категории «Граждане-участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица по муниципальному образованию «Карсунский район».

В удовлетворении исковых требований Сарандаеву Валентину Ивановичу к администрации муниципального образования «Языковское городское поселение», Министерству труда и социального развития Ульяновской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение 10 дней.

Судья:                                Э.Г. Асанидзе

-32300: transport error - HTTP status code was not 200