Дело №2-123/2011 Р Е Ш Е Н И Е 09 июня 2011 года. р.п. Карсун Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Мещаниновой И.П., с участием помощника прокурора Карсунского района Козлова А.В., при секретаре Ахметшиной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карсунского района Ульяновской области в интересах Ротовой Валентины Ивановны к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району о признании отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком незаконным и возложении обязанности назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Ротовой В.И. с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району о признании отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком незаконным и возложении обязанности назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В обоснование требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения, допущенные ответчиком, выразившиеся в отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком Ротовой В.И.. В силу ст. 3, абзаца 8 части 1 ст. 13 ФЗ от 19.05.1995 года №81-ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Ротова В.И. имеет право на получение такового, поскольку она осуществляет непосредственный уход за своей новорожденной внучкой Ротовой А.В. и совместно с ней проживает, что подтверждается соответствующими справками с администрации МО «Вальдиватское сельское поселение». Основанием для отказа истице ежемесячного пособия послужило письмо УРО ФСС на запрос ответчика от 26.04.2011 года №. Прокурор полагает на основании вышеприведенных норм закона, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 года №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», что отказ ответчика в назначении истице ежемесячного пособия по уходу за ребенком является незаконным, и просит возложить обязанность на него по назначению такового. В судебном заседании помощник прокурора Козлов А.В. требования поддержал в полном объеме, изложив те же доводы, что и в исковом заявлении. При этом суду дополнил, что обязанность по выплате и назначении ежемесячных пособий по уходу за ребенком возложена по закону на ответчика, кроме того, спорное пособие может быть назначено другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком до 1,5 лет независимо от того, жив второй родитель и оформлена ли опека над ребенком. Истица Ротова В.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, при этом суду пояснила, что она имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в данном случае своей внучки Анастасии, поскольку ее отец работает, пособия по уходу за ребенком не получает, она является безработной, осуществляет непосредственный уход за внучкой, пособия по безработице не получает. Представитель ответчика Светова Т.И. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Из представленного суду отзыва следует, что Ротова В.И. действительно обращалась в Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району по вопросу назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в связи с осуществлением фактического ухода за внучкой - ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения матери, Р**А*В*., умершей в больнице <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, отец ребенка - Р**В*А* работает в <адрес>. Так как данный случай назначения пособия по указанному основанию в Управлении рассматривался впервые, 26.04.2011 года у Ротовой В.И. были приняты документы на предварительную проверку и был произведен запрос в ГУ-УРО ФСС (исх. № от 26.04.2011 года) о правомерности и обоснованности назначения Ротовой В.И. указанного пособия по уходу за ребенком. Назначение и выплата указанного пособия осуществляется Управлением Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району в соответствии со ст. 13 ФЗ от 19.05.1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», с Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 года №1012н. Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года №866 «О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, а также типовой формой договора между региональным отделением Фонда социального страхования РФ и органом социальной защиты населения субъекта РФ о финансовом обеспечении расходов, между УМТ и СР Ульяновской области и УРО ФСС по Ульяновской области заключен соответствующий договор, согласно которого Фонд имеет право ежеквартально производить с Органом социальной защиты населения сверку расчетов по средствам, перечисленным Фондом для выплаты пособия, проверять отчет органа социальной защиты населения, осуществлять контроль за целевым расходованием органом социальной защиты населения, перечисленных Фондом для выплаты пособий. В поступившем от ГУ - УРО ФСС по Ульяновской области ответе от 10.05.2011 года № указано на отсутствие оснований у Ротовой В.И. в получении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, о чем истица была письменно извещена и ей было отказано в назначении указанного пособия. В силу сложившихся обстоятельств и невозможностью самостоятельного принятия Управлением решения по назначению и выплате Ротовой В.И. пособия по уходу за ребенком считают невозможным удовлетворение заявления Ротовой В.И. по заявленным требованиям и основанию, т.к. ввиду вышеизложенного, Управление не сможет произвести выплату пособия, поскольку порядок перечисления денежных средств на выплату данного пособия определен законом. Отделение Фонда социального страхования к зачету денежную сумму не примет и констатирует использование бюджетных средств Фонда Управлением как не целевое. В ходе личного приема Ротовой В.И. порядок и условия назначения и выплаты пособия был разъяснен. Вместе с тем, Ротовой В.И. было предложено оформить опеку над внучкой, как иное основание для получения по уходу за ребенком, т.к. ребенок постоянно находится с ней в с. Б. Кандарать, она же осуществляет непосредственный уход за ребенком, несет за нее ответственность. Полагают, что ГУ-УРО ФСС по Ульяновской области будет являться соответчиком по делу, поскольку его необходимо будет решением суда (в случае его вынесения в пользу истицы) обязать принять к зачету выплату пособия. Представитель третьего лица ГУ - УРО ФСС Кольник И.И. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив отзыв, из которого следует, что решение ответчика по отказу в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком Ротовой В.И. является законным, вследствие чего в удовлетворении требований прокурора необходимо отказать. Полагают, что из смысла закона, регулирующего порядок и условия назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, таковое может быть назначено иным родственникам в том случае, если у ребенка изначально имелись оба родителя и они умерли; или у ребенка имелся один родитель и он умер. Поскольку у ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имелись оба родителя, один из которых в настоящее время скончался, следовательно, бабушка Ротова В.И. не имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Кроме того, доводы ответчика о том, что ГУ - УРО ФСС должен быть привлечен в качестве соответчика, полагают, не основаны на законе, поскольку в обязанности Фонда не входит назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу требований ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 07.03.2011) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (принят ГД ФС РФ 26.04.1995) устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком и другие. В соответствии со ст. 4 вышеназванного закона выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется за счет средств федерального бюджета, представляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования РФ на выплату данного пособия. На основании ст.13 указанного закона право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Аналогичные условия и порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, определен п.п. «е» п.39 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 года №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». Пунктом 40 вышеназванного Приказа предусмотрено, что указанным в п.п. «е» п.39 настоящего Порядка лицам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения пособия по безработице. В силу п.45 п.п. «д» предусмотрено, что данное пособие назначается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения медицинской организации) по день исполнения ребенку полутора лет. Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком для лиц, к которым относится Ротова В.И., является решение органа социальной защиты населения по месту жительства (п.57 п.п. «в»). Указанное пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования РФ (59 п.п. «в»). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ у Р**А*В*. и Р**В*А* родилась дочь ФИО15, что подтверждается свидетельством о рождении серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным отделом ЗАГС администрации МО «Карсунский район». ДД.ММ.ГГГГ мать новорожденного ребенка - Р**А*В*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии <данные изъяты> №, выданным управлением ЗАГС мери <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери новорожденная ФИО15 проживает со своей бабушкой Ротовой В.И. - истицей по делу, последняя фактически осуществляет за ней уход, что подтверждается справками администрации МО «Вальдиватское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № и не оспаривается стороной ответчика. Родство между Ротовой В.И. и ФИО15. подтверждается свидетельством о рождении на ребенка и свидетельством о рождении на Р**В*А* серии <данные изъяты> №, выданным Карсунским поселковым Советом 10.08.1983 года. По месту работы отцу ребенка - Р**В*А* пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет не назначалось и не выплачивалось, что подтверждается справкой ИП Горшкова А.И.. Матери ребенка Ротовой А.В. было назначено и выплачено пособие по уходу за ребенком по месту работы у ИП Широковой М.З. за 156 дней с 10.11.2010 года по 12.02.2011 года, что подтверждается справкой ИП Широкова М.З. от 3.05.2011 года. Истица - Ротова В.И. пособие по безработице по состоянию на 29.04.2011 года не получает, в настоящее время не работает, что подтверждается справкой из центра занятости № от 29.04.2011 года и копией трудовой книжки, вследствие чего не подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 3.05.2011 года истица обратилась по месту жительства в Управление Министерства труда и социального развития населения Ульяновской области по Карсунскому району с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, как к юридическому лицу, осуществляющему назначение и выплату данного пособия (п.3.1 Приложения №5 Постановления Правительства Ульяновской области от 1.07.2010 года №213-П «Об утверждении положений о территориальных органах Министерства труда и социального развития Ульяновской области). Истицей был предоставлен полный пакет документов, необходимых для назначения указанного пособия. Вместе с тем, в назначении ежемесячного пособия Ротовой В.И. было отказано на основании письма ГУ - УРО ФСС по Ульяновской области, поскольку ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается другим родственникам, если умерли оба родители ребенка. Данное обстоятельство подтверждается письмом ГУ - УРО ФСС по Ульяновской области от 10.05.2011 года № и УМТ И СР Ульяновской области по Карсунскому району от 11.05.2011 года №. Из письма Министерства труда и социального развития Ульяновской области, адресованного на имя начальника территориального Управления по Карсунскому району от 03.06.2011 года №, следует, что Ротова В.И. не имеет права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, поскольку не является опекуном внучки. Анализируя вышеприведенные нормы закона и отказ ответчика в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком Ротовой В.И., основанного на письме регионального Фонда социального страхования, подтвержденного письмом Министерства труда и социального развития населения по Ульяновской области, суд считает данный отказ не законным, поскольку он основан на ошибочном (не правильном) толковании норм права и прямо противоречит действующему законодательству. Законодатель конкретно определил, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеет право получить другой родственник, в данном случае - Ротова В.И., если мать и (или) отец ребенка умерли, то есть в случае смерти одного из родителей, а не сразу обоих. При этом законодатель не связывает право других родственников на получение пособия с условием оформления опекунства над ребенком. При таких обстоятельствах, признать законным отказ ответчика в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком Ротовой В.И. нельзя. Учитывая, что отец ребенка ежемесячное пособие по уходу за ребенком по месту работы не получает, истица Ротова В.И. - не получает пособия по безработице, фактически осуществляет уход за новорожденной Ротовой Анастасией, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Доводы ответчика о том, что Фондом социального страхования назначенное Ротовой В.И. пособие не будет принято к зачету и выставлено как нецелевое использование бюджетных средств, вследствие чего третье лицо должно выступать по делу в качестве соответчика, суд считает несостоятельными, поскольку именно на основании заявки, поданной территориальным Управлением социальной защиты населения в УРО ФСС осуществляется финансовое обеспечение расходов на указанные выплаты, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ №1162 от 31.12.2009 года п.8 и Постановлением Правительства РФ №31 от 10.02.2010 года. Кроме того, менно на ответчика возложена обязанность принимать решение о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области в интересах Ротовой Валентины Ивановны к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району о признании отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком незаконным и возложении обязанности назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком удовлетворить. Признать отказ Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком Ротовой Валентине Ивановне незаконным. Обязать Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком Ротовой Валентине Ивановне за счет средств федерального бюджета, представляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования РФ на выплату данного пособия. Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району госпошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней. Судья: И.П. Мещанинова