о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-92/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2011 года       р.п. Сурское

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи       Корастелева В.А.,

при секретаре         Сазановой Т.В.,

с участием истца         Батяшина Ю.А.,

представителя истца - адвоката       Ибраевой С.А.,

представившей удостоверение №209 от 15 декабря 2002 года

и ордер №31 от 18 мая 2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Батяшина Юрия Анатольевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Батяшин Ю.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая в обоснование заявленных требований, что 02 февраля 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Комиссия ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав в досрочном назначении трудовой пенсии ему отказала. В соответствии с Решением от 04 марта 2011 года признан его специальный стаж 18 лет 2 месяца 20 дней. В льготный стаж не были засчитаны периоды работы: с 01 сентября 1988 года по 31 августа 1993 года как руководителя НВП и учителя труда; с 21 декабря 1984 года по 30 ноября 1986 года - служба в составе Вооруженных Сил СССР; с 01 января 2002 года по 31 декабря 2003 года как преподавателя-организатора ОБЖ.

Данное решение комиссии истец считает неправомерным и необоснованным. Запись в трудовой книжке «учитель труда» является допустимой и соответствует закону. Отсутствие приказа от 01 сентября 1988 года в книге приказа о его назначении на должность учителя не должно нарушать его прав, так как он не является ответственным лицом за хранение приказов. Фактически он осуществлял педагогическую деятельность, о чем свидетельствуют различные документы, применяемые в текущей деятельности преподавателя.

Правительству РФ законом предоставлено право утверждать по согласованию с Пенсионным фондом РФ списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.

Конституционным Суда РФ разъяснено, что из этого не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ и не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закрепленные в указанном Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, а также предписания Конституции РФ.

Проигнорирован также факт службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, хотя в соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ, подсчет стажа для определения права на трудовую пенсию за период до 01 января 2002 года может определяться по нормам ранее действующего законодательства. При этом служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности учителям в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года №1397.

Пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 гласит, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

На основании изложенного истец просил признать необоснованным отказ Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области в назначении ему досрочной трудовой пенсии. Просил обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды его работы: с 01 сентября 1988 года по 31 августа 1993 года - руководителем НВП и учителем труда, с 21 декабря 1984 года по 30 ноября 1986 года - период службы в составе Вооруженных Сил СССР, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2003 года - работы преподавателем-организатором ОБЖ. А также обязать назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, то есть с 02 февраля 2011 года.

В судебных заседаниях истец Батяшин Ю.А. поддержал свои исковые требования и доводы в их обоснование, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что, окончив школу, он сразу же стал работать учителем физкультуры в этой же школе, которую сам и закончил - Большекандаратской восьмилетней школе. Перерыв составлял лишь временной промежуток, когда он служил в армии. После возвращения из армии в 1986 году он вновь был принят в школу учителем труда, так как ставка учителя физкультуры в то время была занята. В это время он также вёл часы зоологии, природоведения и другие. С 01 сентября 1988 года восьмилетнюю школу преобразовали в среднюю. В связи с этим в учебном плане добавились предметы для 9-10 классов и ему поручили в дополнение к часам труда вести часы НВП, он считался учителем НВП и заместителем директора по военно-патриотическому воспитанию. Проводил «Зарницу», «Орлёнок», «Меткий стрелок», Дни гражданской обороны, выполнял прочую связанную с этим нагрузку.

Продолжает работать непрерывно в этой же школе и по сей день. В основном всегда вёл уроки физкультуры и ОБЖ, но также из-за нехватки педагогов, приходилось вести и учебные часы по другим предметам. Из-за специфики сельской школы и частой сменяемости директоров организационные документы (приказы) могли вестись и сохраняться ненадлежащим образом, что не должно влиять на его пенсионные права, поскольку преподавательскую деятельность, дающую право на льготный пенсионный стаж, он фактически осуществлял, в том числе и в спорные периоды. Учебную нагрузку на ставку учителя (преподавателя) выполнял всегда в полном объёме.

Представитель истца адвокат Ибраева С.А. в судебном заседании требования Батяшина Ю.А. также поддержала в полном объеме, обосновав неправомерность решения, принятого ответчиком, об отказе в назначении истцу трудовой пенсии досрочно.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из объяснений в предыдущем судебном заседании представителя ответчика Камаевой Л.К. и письменных возражений следует, что ответчик исковые требования не признает, считает иск необоснованным, поскольку в период с 01 сентября 1998 года по 31 августа 1993 года льготный характер работы истца в качестве учителя не подтверждается приказом по учреждению о приеме его на данную работу. Должность руководителя НВП не может быть засчитана в педагогический стаж, так как такая должность отсутствует в списке льготных должностей. Период службы истца в вооруженных силах не может быть засчитан в льготный стаж, поскольку утратил силу нормативный акт, на который ссылается Батяшин Ю.А., а действующими правилами такой период к включению в качестве льготного не предусмотрен или предусмотрен на специальных условиях, которые у истца отсутствуют. Работа с 01 января 2002 года по 31 декабря 2003 года не может быть засчитана в льготный стаж, поскольку истец в указанный период работал на 0,9 ставки, что следует из выписки лицевого счета Батяшина Ю.А.

Выслушав доводы истца, принимая во внимания позицию ответчика и доводы, приведенные в её обоснование, анализируя показания свидетелей и материалы дела, материалы пенсионного дела в отношении истца, представленного на запрос суда ГУ УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области, суд приходит к следующему.

Батяшин Ю.А. 02 февраля 2011 года обратился в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью (срок обращения истца с заявлением подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами).

Засчитанный комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан стаж педагогической деятельности истца на дату его обращения составил 18 лет 02 месяца 20 дней, вместо требуемого стажа 25 лет (до льготного стажа не достает 06 лет 09 месяцев 11 дней). В связи с этим комиссией истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа педагогической деятельности (окончательное решение комиссии от 04 марта 2011 года (л.д. 7)).

При этом не были зачтены в требуемый стаж периоды работы истца с 01 сентября 1988 года по 31 августа 1993 года (05 лет) - в должности руководителя начальной военной подготовки (НВП) и учителя труда в Большекандаратской (восьмилетней) средней общеобразовательной школе; с 01 января 2002 года по 31 декабря 2003 года (02 года) - в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в Большекандаратской средней общеобразовательной школе. Также как следует из содержания решения комиссии к зачислению в специальный стаж истца не принят период его службы в рядах Советской Армии с 21 декабря 1984 года по 31 ноября 1986 года (01 год 11 месяцев 11 дней).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

По правилам пункта 2 этой же статьи закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ни действующим в настоящее время вышеуказанным Списком, равно как и ранее действовавшими Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067, Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, а также Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «руководитель НВП».

Вместе с тем действующим Списком, утвержденным Постановлением №781 от 29 октября 2002 года, предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, школы всех наименований, а в качестве должностей в этих учреждениях, в частности, - преподаватель, учитель, педагог, руководитель физического воспитания, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) и военный руководитель.

Согласно пункту 4 действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке (в том числе в вышеуказанных должностях школ всех наименований), засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

В соответствии с пунктом 6 названных правил работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Поэтому по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В период трудовой деятельности истца с 01 января 1992 года до 1 января 2002 года действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года №340-1, статья 80 которого также предусматривала, что пенсия в связи с педагогической деятельностью устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Статья 83 указанного закона предусматривала, что списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Советом Министров РСФСР.

В период действия указанного закона порядок исчисления стажа, дающего право на пенсионное обеспечение по выслуге лет, определялся Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

Согласно п.3 Постановления от 22 сентября 1999 года №1067 предусматривалось, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением от 22 сентября 1999 года №1067.

В списке профессий и должностей учреждений, утвержденном Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 значились школы всех типов и наименований, предусматривались должности учителя, военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи).

В соответствии с п.2 действующего в настоящее время постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"», в развитие положений п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования, наделено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановлением Минтруда РФ от 03 октября 2002 года №68 установлено тождество наименования должности «преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель».

Вместе с тем в отношении должностей, не поименованных в списках ранее (не имевшим ранее иных наименований) полномочия лишь Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с такой же императивностью не дифференцированы.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в целях обеспечения правильного применения положений Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) - пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25.

На основании изложенного суд при решении вопроса об отнесении спорных периодов работы истца к тем работам, которые дают право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, исходит из конкретных обстоятельств данного дела и учитывает следующее.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №2П от 29 января 2004 года за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения … », действовавшего до 01 октября 1993 года, были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения.

Согласно названному Положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась и служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (подпункт «г» п.1 и п.4 Положения).

Следовательно, период службы Батяшина Ю.А. в составе Вооруженных Сил СССР (в рядах Советской Армии) должен быть включен в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет в календарном исчислении на основании Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которое действовало в период, когда истец призвался с педагогической должности, проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР и возвратился после службы на работу в должность педагогической деятельности. Истец имел правомерные основания полагать, что в действовавшем в тот период времени правовом регулировании данный период службы в Вооруженных Силах СССР также будет включен в его льготный стаж педагогической деятельности и изменения в действующем законодательстве не должны ухудшать его положение относительно данного права. Требуемую часть стажа (2/3) истец в должностях, связанных с педагогической деятельностью отработал.

Таким образом, в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, подлежит включению период с 21 декабря 1984 года по 30 ноября 1986 года (01 год 11 месяцев 11 дней) службы Батяшина Ю.А. в составе Вооруженных сил СССР.

Оценивая совокупность всех доказательств, исследованных по настоящему делу, суд приходит к выводу, что подлежит также включению в специальный стаж педагогической деятельности и период работы Батяшина Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет) по следующим основаниям.

Как следует из трудовой книжки истца, он с 01 декабря 1986 года (по возвращению из рядов Вооруженных Сил СССР) вплоть до настоящего времени работает в Большекандаратской (восьмилетней) средней общеобразовательной школе. При этом изначально он был принят на работу учителем трудового обучения (запись от 01 декабря 1986 года), впоследствии с 01 сентября 1988 года (запись приказ от 01 сентября 1988 года) был переведен руководителем НВП и учителем труда. Далее (запись ) 30 декабря 1992 года Батяшину Ю.А. присвоен 9-й разряд согласно единой тарифной сетки. 01 сентября 1993 года истец переведен преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности и учителем физкультуры по совместительству (запись ).

Несмотря на то обстоятельство, что приказ от 01 сентября 1988 года о переводе Батяшина Ю.А. с 01 сентября 1988 года руководителем НВП и учителем труда в пенсионный орган при проверке им права истца на льготную пенсию предоставлен не был, данное обстоятельство не должно умалять права истца на причисление данного периода работы к льготному стажу, поскольку всей совокупностью исследованных судом при рассмотрении настоящего дела доказательств подтверждается фактический льготный характер трудовой деятельности истца на педагогических должностях.

Так согласно ведомостям комплектования Большекандаратской школы Карсунского района учителями и другими работниками на 1988-1989, 1989-1990, 1990-1991, 1991-1992, 1992-1993 учебные годы (л.д. 93-100) усматривается, что истец был причислен к учительскому составу с преподаванием учебных предметов в разные годы (труд и технический труд, зоология, природоведение, НВП, физкультура, ОБЖ) и ему тарифицировались учебные часы.

Согласно расчетно-платежным ведомостям (л.д. 103-170) Батяшин Ю.А. как учитель получал за оспариваемый период заработную плату в числе других таких же педагогических работников.

В соответствии с классными журналами (л.д. 189-207, 224-233) Батяшин Ю.А. в качестве учителя преподавал в данный спорный период учебные предметы: 1988-1989 учебный год - трудовое обучение в 5 и в 8 классах, трудовое и профессиональное обучение в 6 классе; 1990-1991 учебный год - физкультуру в 9 и 10 классах, начальную военную подготовку в 10 классе; 1991-1992 учебный год - физкультуру в 7, 8 и 10 классах, основы безопасности жизнедеятельности в 10 классе

В локальных нормативных актах - приказах по Большекандаратской средней школе за период 1990-1993 годы (л.д. 171-175, 178-188) Батяшин Ю.А. именуется как учитель, преподаватель физкультуры, основ безопасности жизнедеятельности.

То есть истец в данный спорный период выполнял функции тарифицированного на должность педагогического работника в учреждении, работа в котором засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Согласно материалам личного дела истца (л.д. 80-82), ведущегося по его месту работы, сведениям, отраженным в аттестационном листе на Батяшина Ю.А., ему как руководителю основ безопасности жизнедеятельности, учителю физкультуры с 01 сентября 1988 года, соответствующему должности, присвоен 9 разряд на основании аттестации от 29 декабря 1992 года.

Анализ этих письменных материалов дела свидетельствует о том, что указание должности, в которой работал Батяшин Ю.А. в спорный период, различно в документах в связи со спецификой работы в сельской школе, ошибочным ведением управленческих документов, трудовых книжек, что не дает вместе с тем оснований сомневаться (с учетом всей совокупности доказательств) в выполнении Батяшиным Ю.А. именно преподавательских функций.

Показания допрошенных в суде свидетелей не противоречат письменным материалам дела и подтверждают доводы истца.

Так, свидетели Б**И*А*, Я**Н*М*, В**В*П* в суде подтвердили, что истец в данный спорный период работал в Большекандаратской школе на должностях, связанных с осуществлением педагогической деятельности. Преподавал труд, НВП, физкультуру, ОБЖ, социально-бытовую адаптацию в классах коррекционного вида. Разнообразие фактически преподаваемых Батяшиным Ю.А. образовательных предметов связано с тем, что в сельской школе зачастую не хватает учителей, поэтому преподавательская нагрузка распределяется между преподавателями-предметниками. Истец работу учителя не совмещал с другой работой, осуществлял педагогическую деятельность полный рабочий день.

Таким образом, исковые требования Батяшина Ю.А. о включении в специальный стаж педагогической деятельности периода работы с 01 сентября 1988 года по 31 августа 1993 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку в суде установлено, что педагогическая деятельность Батяшина Ю.А. в данный спорный период фактически полностью соответствует тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно действующему законодательству, с учетом выполняемых истцом функций, обязанностей по занимаемой должности, условий и характера его деятельности, с учетом целей и задач Большекандаратской средней школы Карсунского района, где он работал в спорный период, и основная функция которой состоит в образовательной, просветительской, педагогической деятельности в соответствии с действующими программами среднего образования.

Период работы истца с 01 января 2002 года по 31 декабря 2003 года в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности не включен в его специальный стаж по мотиву работы Батяшина Ю.А. в указанный период на 0,9 ставки.

Вместе с тем на основании информации, представленной на запрос суда Управлением образования администрации МО «Карсунский район» от 30 мая 2011 года (л.д. 72), усматривается, что Батяшин Ю.А. в период с 01 января 2002 года по 01 сентября 2002 года имел нагрузку преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности 0,5 ставки и преподавательскую нагрузку в должности учитель 10,5 часов (при нагрузке на ставку 18 часов в неделю), а всего 1,08 ставки. В период с 01 сентября 2002 года по 01 сентября 2003 года его же нагрузка составляла 0,5 ставки преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности и 6,5 часов преподавательской работы в должности учитель, кружковая работа с нагрузкой 2 часа, а всего 0,97 ставки. В период с 01 сентября 2003 года по 31 декабря 2003 года нагрузка составляла 1 ставку преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности.

Это также подтверждается тарификационной ведомостью комплектования учителей Большекандаратской школы Карсунского района на 2002-2003 учебный год (л.д. 101-102), из которой усматривается, что истец был причислен к учительскому составу с преподаванием учебного предмета ОБЖ, и ему тарифицировались учебные часы по данному предмету.

В соответствии с классными журналами (л.д. 208-223) Батяшин Ю.А. в качестве учителя преподавал в данный спорный период учебные предметы: 2001-2002 учебный год - социально-бытовую адаптация в коррекционном 8 «б» классе, основы безопасности жизнедеятельности в 11 классе, физическую культуру в 11 классе; в 2002-2003 учебном году - историю в коррекционном 9 «б» классе, социально-бытовую адаптация в этом же коррекционном классе.

То есть истец в данный спорный период выполнял, наряду с работой в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, также и функции учителя физической культуры, истории. Также как учитель вел предмет социально-бытовой адаптации в коррекционном классе, что тарифицировалось отдельно по более высокому коэффициенту, как подтвердила в судебном заседании свидетель Я**Н*М*

Выше указывалось, что в соответствии с действующими Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки (п.6 Правил).

Таким образом, указанный период работы истца в Большекандаратской средней общеобразовательной школе также подлежит включению в его специальный преподавательский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку как следует из совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, он выполнял в указанный период функции учителя наряду с функциями преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности.

Органами пенсионного фонда частично признан в размере 18 лет 02 месяца 20 дней (на дату обращения с заявлением о назначении пенсии) специальный стаж работы истца в должностях, дающих право на досрочное назначение ему трудовой пенсии, о чем указано в решении от 04 марта 2011 года руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С учетом того, что суд приходит к выводу о необходимости зачета в этот же специальный стаж и спорных периодов работы Батяшина Ю.А., общая продолжительность стажа педагогической деятельности истца составила на 02 февраля 2011 года (день его обращения с заявлением) более 25 лет, что дает ему право на назначение досрочной пенсии по старости согласно подпункту 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за пенсией, то есть с 02 февраля 2011 года.

Суд признает в связи с этим исковые требования Батяшина Ю.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме, как законные и обоснованные.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Батяшина Юрия Анатольевича удовлетворить.

Признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области в назначении досрочной трудовой пенсии Батяшину Юрию Анатольевичу необоснованным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить Батяшину Юрию Анатольевичу в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды с 01 сентября 1988 года по 31 августа 1993 года работы в должности руководителя начальной военной подготовки и учителя труда в Большекондаратской средней общеобразовательной школе, с 21 декабря 1984 года по 30 ноября 1986 года службы в составе Вооруженных сил СССР, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2003 года работы в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в Большекондаратской средней общеобразовательной школе.

Назначить Батяшину Юрию Анатольевичу досрочную трудовую пенсию по старости с 02 февраля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья           В.А. Корастелев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200