Дело №2-273/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 октября 2011 года. р.п. Карсун Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Мещаниновой И.П., при секретаре Шибановой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Погодиной Татьяны Александровны к областному государственному казенному учреждению Центр Занятости населения Карсунского района, Департаменту занятости населения Ульяновской области о возложении обязанности выдать предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Погодина Т.А. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению Центр Занятости населения Карсунского района о возложении обязанности выдать предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование своих требований указала, что 06.08.2007 года она была уволена из Карсунского районного узла электросвязи Ишеевского межрайонного узла электросвязи Ульяновского филиала ОАО «Волга Телеком», в связи с сокращением численности штата. 14.01.2011 года она встала на учет в областное государственное казенное учреждение Центр Занятости населения в Карсунском районе. 14.04.2011г. ей предложили написать заявление о назначении досрочной пенсии на период до наступления возраста дающего право на трудовую пенсию по старости. Но в принятии заявления ей отказали в устном порядке. 23.09.2011г. она вновь обратилась в областное государственное казенное учреждение Центр Занятости населения в Карсунском районе с заявлением о назначении пенсии на период до наступления ею возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в связи с увольнением с последнего места работы по сокращению численности штата и наличием трудового стажа не менее 20 лет. Но в назначении пенсии ей было отказано. Считает данный отказ неправомерным и необоснованным и просит обязать ответчика - областное государственное казенное учреждение Центр Занятости населения в Карсунском районе выдать предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В судебном заседании истица Погодина Т.А. свои требования уточнила, просила обязать Департамент занятости населения Ульяновской области выдать предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала и дополнительно суду пояснила, что после увольнения по сокращению численности штата она в течение 10 дней встала на учет в ОГКУ ЦЗН Карсунского района. Во время нахождения на учете ей предлагали работу почтальона, но она отказалась, так как по состоянию здоровья она не может длительное время находиться на ногах. От работы кондуктора в автохозяйстве она отказалась из - за отдаленности от места проживания. 14.01.2011г. она вновь встала на учет в ОГКУ ЦЗН Карсунского района, но вакансии по ее специальности - техник связи не было, равно как и не было вакансий почтальона, бухгалтера, лаборанта. В связи с тем, что в декабре 2010 года ей исполнилось 50 лет, она решила обратиться в ОГКУ ЦЗН Карсунского района с заявлением о выдаче предложения о назначении ей досрочной трудовое пенсии по старости, где ей отказали. Считает данный отказ неправомерным и необоснованным, нарушающим ее права на получение достойного пенсионного обеспечения. Необходимый страховой стаж, который предусмотрен для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, у нее имеется. От вакансий, которые ей были предложены в виде дежурного администратора, рабочего по уходу за животными и сортировщика она отказалась в виду того, что у нее имеется ограничение по состоянию здоровью, вследствие чего она не может ухаживать за животными в виду тяжести труда, а от дежурного администратора и сортировщика она отказалась в виду транспортной удаленности, поскольку ей далеко добираться до остановки, к которой приходит кольцевой автобус, забирающий жителей <адрес> до <адрес>. Кроме того, центр занятости населения на переобучение ее не посылал, до обращения в суд с исковым заявлением каких-либо вакансий предложить не мог, и сделал это только в ходе судебного разбирательства, в частности 24.10.2011 года. В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ ЦЗН Карсунского района Шишкарев В.А. исковые требования не признал, поддержав доводы отзыва, при этом дополнил, что в августе 2011 года от Погодиной Т.А. поступило заявление об обязанности выдать предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Поскольку они не могли предложить ей на тот момент вакансии по ее профессиям, указанным в трудовой книжке, ими был собран пакет необходимых документов и 24.08.2011г. направлены в комиссию по выдаче заключений по направлению безработных граждан на досрочную пенсию Департамента занятости населения Ульяновской области, так как функции по направлению безработных граждан на досрочную пенсию лежат на ДЗН Ульяновской области. Однако на заседании комиссии ДЗН Ульяновской области разрешение на оформление на досрочную пенсию выдали 3 гражданам, в которых истица не значится. Полагает, что с учетом имеющихся на октябрь 2011 года вакансий, истице может быть предложена подходящая работа, однако та от вакансий по легкому труду - дежурного администратора технологического техникума <адрес> и сортировщика носок ОАО «А и Радуга» в <адрес> отказалась. Из представленного отзыва следует, что Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации прав на свободно избранные род деятельности и профессию и защиту от безработицы, закрепленных в статье 37 ч. 1,3 Конституции Российской Федерации. Реализуя свою компетенцию по определению параметров государственной защиты от безработицы, федеральный законодатель закрепил в данном Законе условия и порядок признания граждан безработными, установил критерии, в соответствии с которыми предлагаемая безработному гражданину работа считается подходящей, размер и условия назначения пособия по безработице. Глава 3 «Гарантии государства в области занятости» и статья 7.1 «Полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации» определяют обязанности органов занятости и устанавливают исчерпывающий перечень государственных услуг и функций. Что касается пункта 2 статьи 32 Закона о занятости населения, то содержащаяся в нем норма, наделяя органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан, досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая какие - либо конституционные права и свободы. Данная позиция отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.11.2004г. № 400-О. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 года по делу № 36-В98пр-20 установлено, что п.2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ» суждение - об обязанности центра занятости досрочного оформления пенсии по старости при наличии соответствующих условий - не следует. Правоприменительная практика также подтверждает, что направление органами службы занятости при наличии соответствующих условий предложения о досрочном оформлении пенсии по старости не является обязанностью, а только правом указанных органов. Истица Погодина Т.А. стоит на учете в качестве безработного с 14.01.2011 года. Уволена из ОАО «Волга Телеком» 06.08.2007 года по ст. 81.2 ТК РФ- сокращение численности или штата организации. В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о занятости населения оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва. По состоянию на 04.09.2011г. в ОГКУ ЦЗН Карсунского района имеется 115 открытых вакансий. Данные вакансии регулярно обновляются, и будут предлагаться истице Погодиной Т.А. Погодиной Т.А. были предоставлены услуги по информированию о состоянии на рынке труда, по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения. Работа по трудоустройству истицы будет продолжена. В соответствии со ст. 31 Закона о занятости населения безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шести месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае не трудоустройства безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, безработным может оказываться материальная помощь в соответствии со ст. 36 Закона о занятости населения. Просят в иске Погодиной Т.А. отказать. Представитель Департамента занятости населения Ульяновской области привлеченный для участия в деле в качестве соответчика Фадейчева О.Д. исковые требования не признала и пояснила, что истице периодически предлагаются вакансии с учетом ее состояния здоровья, но предложенные вакансии она даже не рассматривает и не узнает условия труда у работодателя. Роструд не поощряет такую политику и не направляет граждан досрочно на пенсию. Истица обязана по предложенным ей вакансиям узнать условия труда, а также получить согласие работодателя о ее приеме либо отказе в приеме на работу. В настоящее время вакансии с учетом транспортной удаленности от места проживания истицы и ее состояния здоровья, для Погодиной Т.А. имеются, вследствие чего комиссия не может выдать ей предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Работа в поисках вакансии с ней будет продолжаться. В остальном, представитель ответчика Фадейчева О.Д. поддержала доводы отзыва, представленного в суд, из которого следует, что его доводы аналогичны доводам отзыва территориального органа. Кроме этого, в отзыве отражено, что по состоянию на 20.10.2011г. в ОГКУ ЦЗН Карсунского района имеется 123 открытых вакансий. Данные вакансии регулярно обновляются, и будут предлагаться истице Погодиной Т.А. Погодиной Т.А. были предоставлены услуги по информированию о состоянии на рынке труда, по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения. Просит в иске Погодиной Т.А. отказать. Представитель третьего лица УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Камаева Л.К. доводы истицы считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом поддержала доводы отзыва, из которого следует, что согласно пункту 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской федерации».. При этом пункты 21-25 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются. Предложения о направлении безработного гражданина, в частности Погодиной Т.А. на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, в связи с ее проживанием в зоне с льготно-экономическим статусом в связи с аварией на Чернобыльской АЭС досрочно от ОГКУ ЦЗН Карсунского района не поступало. Следовательно, причина отказа Погодиной Т.А. ОГКУ ЦЗН Карсунского района о назначении пенсии по старости досрочно в УПФР в Карсунском районе не известна. Считает, что истица имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости, так как она признана безработной, вакансий по ее специальности не имеется, и она проживает в зоне с социально-экономическим статусом, который также дает ей снижение пенсионного возраста на 3 года. Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.ст. 254,255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании п. 2 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Согласно рекомендациям по работе областных государственных учреждений Центров занятости населения Ульяновской области по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно, в частности главы 3 п. п. 3.1; 3.2 следует, что ОГУ ЦЗН ведет учет граждан, имеющих право на оформление пенсии досрочно, представляет комиссии по выдаче заключений о досрочном оформлении пенсий безработным Департамента труда и занятости населения Ульяновской области копии личных дел (ЛДПГУ) гражданина со всеми приложениями и предложение центра с обоснованием досрочного оформления пенсии конкретного безработного гражданина (приложение №1) и личного заявления безработного о направлении его на досрочную пенсию (приложение №2). Комиссия Департамента занятости населения Ульяновской области выдает, либо отказывает в выдаче предложений по оформлению досрочной пенсии безработным гражданам. ласти копии личных дел (ЛДПГУ) гражданина со всеми приложениями и предложение центра Судом установлено, что 06.08.2007г. истица была уволена с должности электромеханика связи Карсунского районного узла электросвязи Ишеевского межрайонного узла электросвязи Ульяновского филиала ОАО «Волга Телеком» в связи с сокращением численности штата работников, что подтверждается копией трудовой книжки. 14.01.2011г. истица обратилась в ОГКУ ЦЗН Карсунского района, где на основании приказа № от 24.01.2011г была признана безработной. 24.01.2011г. приказом ОГКУ ЦЗН Карсунского района № истице Погодиной Т.А. было назначено пособие по безработице до 13.07.2011г. 14.07.2011г. выплаты пособия по безработице были прекращены, в связи с окончанием периода выплаты. ДД.ММ.ГГГГ истице достигла 50 летнего возраста, что подтверждается паспортом серии <данные изъяты> №, выданным ОВД Карсунского района ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истица имеет право выхода досрочно на пенсию со снижением пенсионного возраста на 3 года на льготных условиях в связи с проживанием и работой в зоне с социально-экономическим статусом, что подтверждается справкой №38 от 14.01.2011 года, выданной администрацией МО «Карсунское городское поселение» и на два года в связи с увольнением по сокращению численности штатов, итого на 5 лет в общей сложности. Согласно выпискам от мая, июня, августа, сентября, октября 2011 года вакансий по имеющимся профессиям: почтальон, электромеханик связи, бухгалтер, лаборант в ОГУ ЦЗН не имелось. 14.04.2011г. истица обратилась в ОГКУ ЦЗН Карсунского района с заявлением о выдаче предложения, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». 24.08.2011 г. предложение по направлению безработного на досрочную пенсию было направлено в комиссию по выдаче заключений по оформлению досрочных пенсий безработных граждан Департамента занятости населения по Ульяновской области в связи с наличием необходимого стажа; увольнения по сокращению численности штатов; согласия безработной Погодиной Т.А.; достижения необходимого возраста; отсутствия вакансий; отсутствия возможности трудоустроить Погодину Т.А.. Однако на заседании комиссии ДЗН Ульяновской было предложено продолжить работу по трудоустройству истицы, что подтверждается выпиской из протокола № от 29.09.2011г. Из выписки банка вакансий и работодателей от 24.10.2011 года следует, что истице были предложены три вакансии: дежурный администратор в ОГОУ СПО Технологический техникум; рабочий по уходу за животными в ф/х «Надежда»; сортировщик в ОП ООО «А и Радуга».. Истица отказалась от предложенных вакансий по состоянию здоровья и в связи с транспортной отдаленностью рабочих мест. Однако, доводы истицы о том, что ее отказ от вакансий связан с транспортной удаленностью, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с приказом №8 от 09.02.2011г. «Об определении максимальной удаленности подходящей работы от места жительства безработного и транспортной доступности для безработных граждан» с учетом сети развития общественного транспорта определена максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного и транспортная доступность для подбора подходящей работы, для безработных граждан проживающих на территории Карсунского городского поселения, в том числе в <адрес>. Кроме того, суд учитывает тот факт, что ранее истица работала в <адрес> в узле связи, и каких-либо препятствий по приезду на работу из <адрес> не испытывала. Что касается освобождения истицы от тяжелого физического труда, на основании справки КЭК Карсунской ЦРБ от 17.10.2011г. то предлагаемые истице вакансии не связаны с тяжелыми условиями труда и с длительной ходьбой, кроме работы в качестве рабочего по уходу за животными, что не оспаривается и стороной ответчика. Работа дежурным администратором предполагает подачу звонка в учебном заведении, работа сортировщика - укладку в сидячем положении готовой продукции. Данные работы не связаны с какой-либо тяжестью и длительным нахождением на ногах. Данные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании свидетелем Д**Г*И*. Исходя из этого, следует, что, указанные условия, предусмотренные вышеприведенным пунктом постановления Минтруда РФ для оформления истице пенсии по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно не были соблюдены, поскольку истице предлагались вакансии для работы, но она от них отказалась фактически по формальным основаниям. В связи с этим суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Погодиной Т.А.. На основании изложенного, руководствуясь ст.12,56, 194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Погодиной Татьяны Александровны к областному государственному казенному учреждению Центра занятости населения Карсунского района, Департаменту занятости населения Ульяновской области о возложении обязанности выдать предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение 10 дней. Судья: И.П. Мещанинова
В силу п. 3 Постановления Минтруда РФ от 14 июня 2001 г. N 48 "Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно", основными условиями оформления гражданам пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно являются: признание граждан в установленном порядке безработными; отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан; наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; достижение безработными гражданами определенного возраста; увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата; согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.
Пунктом 4 данного Постановления установлено, что пенсия по старости (по возрасту) на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем за два года до предусмотренного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию, в частности, женщинам - по достижении 53 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
При наличии льготных оснований, определяющих право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, пенсия по старости оформляется досрочно не ранее чем за два года до наступления этого права.
В силу п. 1 ст. 4 Закона РФ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 г., подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.