о признании права собственности на дом и земельный участок



         № 2-281/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2011 года                              р.п. Карсун

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Мещаниновой И.П.,

при секретаре Казаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Антонины Михайловны к Калугиной Вере Михайловне о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Кравченко А.М. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Калугиной В.М. о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес> и земельный участок общей площадью 2306 кв.м., расположенный по этому же адресу, кадастровый номер .

В обоснование своих исковых требований истица указала, что ее отцу Б**М*М* принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании похозяйственной книги № 1 за 1975 год лицевой счет 21. В 1978 году между ней и ее отцом был составлен договор дарения жилого дома, который был удостоверен секретарем Языковского поселкового сельского Совета С**З*Н*, зарегистрирован в Языковском сельском поселении в похозяйственной книге 1978 года за номером 56. В данном доме ее родители проживали до своей смерти: отец Б**М*М* умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Б**А*И* умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери за домом и земельным участком присматривала ее сестра Калугина В.М., которая проживает в <адрес>. По ее просьбе Калугина В.М. стала оформлять все необходимые документы на дом и земельный участок. При оформлении документов выяснилось, что свидетельство о праве собственности на жилой дом ей выдать не могут, поскольку договор дарения не зарегистрирован в БТИ. Однако она не знала, что договор дарения необходимо регистрировать в БТИ, секретарь сельсовета ей объяснила, что достаточно регистрации в похозяйственной книге. Договор дарения между ней и отцом был составлен в письменной форме, зарегистрирован в похозяйственной книге, удостоверен секретарем сельского Совета (на 1978 год удостоверение секретарем сельского Совета договора дарения приравнивалось к удостоверению договора нотариусом). Наследников на имущество ее родителей кроме нее и ее сестры Калугиной В.М. нет. Просит признать за ней право собственности на жилой дом и земельный участок в порядке приватизации, поскольку дом ею был приобретен в 1978 году. Согласно ст. 4 ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие земельного кодекса РФ» граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ. В связи с перенумерацией жилых домов на территории <адрес>, жилой дом по <адрес> настоящее время значится по <адрес> (имеется справка Языковского поселения). На основании изложенного, обращается в суд с вышеуказанным иском.

В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, доверив представление своих прав и законных интересов Калугиной В.М., являющейся ответчицей по настоящему делу.

Калугина В.М., представляя права и законные интересы Кравченко А.М. по доверенности, просила удовлетворить уточненные требования истицы в полном объеме, при этом пояснила, что в 1978 году их с истицей и третьим лицом Благодатновым А.М. отец подарил дом с надворными постройками и земельным участком Кравченко А.М., после чего переехал вместе с матерью в <адрес> на постоянное место жительства. Договор дарения заверили в сельском Совете. Сестра некоторое время проживала в этом доме, потом уехала в Белоруссию, вышла замуж. Не смотря на то, что Кравченко А.М. уехала в Белоруссию на постоянное место жительства, она продолжает каждый год приезжать в свой дом, проживая в нем, и, пользуясь земельным участком, страховала строения, платила все соответствующие налоги. Просила признать право собственности на домовладение с надворными постройками и земельным участком площадью 2306 кв.м. за Кравченко А.М..

Как ответчица по настоящему гражданскому делу Калугина В.М. признала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить, дополнив при этом, что не претендует на домовладение и земельный участок по вышеуказанному адресу.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, оставив решение на усмотрение суда.

Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, решение оставляют на усмотрение суда.

Привлеченный судом в качестве третьего лица Благодатнов А.М., надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. В своем заявлении, поступившем в суд, просил исковые требования Кравченко А.М, полностью удовлетворить, претензий к истице он не имеет.

Суд посчитал возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, инвентарного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Конституция РФ закрепляет основное право граждан на землю - право собственности. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности, правом иметь землю в частной собственности обладает на территории РФ каждый гражданин РФ.

Право граждан иметь землю в частной собственности, как и иные конституционные права и свободы, является непосредственно действующим, определяет наряду с другими правами и свободами смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.

В соответствии с п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», согласно которому граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на ним жилыми домами, приобретенными в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на земельный участок в соответствии с правилами, установленными Земельным кодексом РФ.

В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, наряду с другими способами, осуществляется путем признания права.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Материалами дела установлено, что по договору дарения от 1978 года, удостоверенному секретарем Языковского поселкового Совета С**З*Н*, зарегистрированному в реестре за , Б**М*М* подарил Кравченко А.М. целый жилой дом, с конюшней, погребом, баней, гаражом, расположенные на земельном участке размером 1500 кв.м. по адресу: <адрес>.. Отчуждаемое домовладение принадлежало Б**М*М* на основании похозяйственной книги № 1 за 1975 год, лицевой счет 21.

Вместе с тем, согласно межевому плану на земельный участок от 13.01.2011, акта согласования местоположения границы земельного участка площадь земельного участка под существующим жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> составляет 2306 кв.м..

Согласно свидетельству на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданному Прислонихинским сельским Советом Карсунского района, Б**М*М* и Б**А*И* предоставлен земельный участок общей площадью по 0,28 га для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>. Однако данное свидетельство не может быть принято судом во внимание, поскольку в указанном свидетельстве отсутствуют сведения о точном месторасположении земельного участка. Кроме того, на запросы суда в архивы муниципальных учреждений администрации муниципального образования Карсунский район, администрации муниципального образования Языковское городское поселение, областное государственное учреждение «Государственный архив Ульяновской области» о предоставлении решения, на основании которого Б**А*И* обладала оспариваемым земельным участком, предоставлен ответ о том, что не имеется указанного решения либо иного документа о выделении данному лицу земельного участка по данному адресу.

Из справки от 13.11.2010 , выданной администрацией МО Языковское городское поселение, следует, что в связи с перенумерацией жилых домов на территории <адрес>, жилой дом по <адрес>, в настоящее время значится по <адрес>.

Судом установлено, что фактически в пользовании истицы при доме находился земельный участок общей площадью 2306 кв.м., который ею обрабатывался, уплачивался налог на землю, что подтверждается соответствующими квитанциями, приобщенными к гражданскому делу.

При таких обстоятельствах, суд, считает возможным на основании вышеуказанного п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ признать за Кравченко А.М. право собственности на земельный участок, общей площадью 2306 кв.м., кадастровый номер 73:05:021402:25, расположенный по адресу: <адрес>, полагая, что он находился в постоянном бессрочном пользовании у истицы.

Согласно справке от 23.11.2010 , выданной администрацией МО Языковское городское поселение, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Кравченко А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Нормой ст. 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Данная норма содержится и в части 2 статьи 223 ГК РФ.

В нарушение данных норм договор дарения жилого дома, заключенный между Б**М*М* и Кравченко А.М., в Бюро технической инвентаризации не зарегистрирован.

Б**М*М*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем составлена запись акта о смерти , что подтверждается свидетельством о смерти серии <данные изъяты> , повторно выданным отделом ЗАГС администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Из наследственного дела к имуществу Б**М*М*, умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наследство после его смерти приняла Б**А*И*, жена наследодателя. Оспариваемый жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> после смерти Б**М*М* в наследственную массу не вошел.

Согласно свидетельству о смерти серии <данные изъяты> , выданному отделом ЗАГС администрации Засвияжского района г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ, Б**А*И*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем составлена запись акта о смерти .

Из наследственного дела к имуществу Б**А*И*, умершей ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наследниками после смерти наследодателя являются дочь Калугина В.М., сын Благодатнов А.М., дочь Кравченко А.М.. Оспариваемый жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> после смерти Б**А*И* в наследственную массу не вошел.

Из сведений представленных нотариусами нотариальных округов: <адрес> Василькиной О.Е. и Скасырской Е.И. следует, что наследственные дела к имуществу после смерти Б**М*М* и Б**А*И*, не заводились.

Родственные отношения истицы с Б**М*М*, Б**А*И* подтверждаются свидетельством о рождении серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Прислонихинским сельским Советом, свидетельством о браке серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным р/б ЗАГС <адрес>.

Родственные отношения ответчицы Калугиной В.М. с Б**М*М*, Б**А*И* подтверждаются свидетельством о рождении серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Прислонихинским сельским Советом, свидетельством о браке от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Языковским поселковым Советом.

Судом установлено, что Б**М*М* после совершения сделки по отчуждению оспариваемого жилого дома по договору дарения, уехал со своей супругой Б**А*И* на постоянное место жительства в <адрес>, где супруги проживали до своей смерти, что подтверждается соответствующими свидетельствами о их смерти, наследственными делами к их имуществу и показаниями Калугиной В.М..

Из технического паспорта на жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также сведений, представленных Карсунским филиалом ОГУП БТИ от 27.10.2011 следует, что какие-либо самовольные постройки по домовладению, расположенному по адресу: <адрес> (ранее по <адрес>) отсутствуют.

Исходя из изложенного, поскольку сторонами договора дарения дарителем и одаряемым не были соблюдены требования закона, в данный момент регистрация права собственности на домовладение по данному договору не возможна в связи со смертью дарителя. Принимая во внимание согласие наследников по закону после смерти родителей истицы, Благодатнова А.М. и Калугиной В.М. о признании за Кравченко А.М. права собственности на земельный участок с расположенным на нем жилым домом с надворными постройками, суд считает исковые требования Кравченко А.М. подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кравченко Антонины Михайловны удовлетворить.

Признать за Кравченко Антониной Михайловной право собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес> земельный участок, общей площадью 2306 кв.м., расположенный по этому же адресу, кадастровый номер 73:05:021402:25.

Данное решение является основанием для регистрации Кравченко А.М. права собственности на недвижимое имущество в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение 10 дней.

Судья:       И.П. Мещанинова