о признании права собственности на жилой дом и земельный участок.



        № 2-11/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2012 года           р.п.Карсун

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе:

судьи                                                                                                                      Асанидзе Э.Г.,

при секретаре                                                                                                     Шибановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богдановой Маргаритты Владимировны к Межрайонной ИФНС № 4 по Ульяновской области, Савиновой (Ульянкиной) Жанне Васильевне, Ульянкину Олегу Васильевичу о признании права собственности на домовладение и земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Богданова М.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства к Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области о признании права собственности на жилой дом, общей площадью 45,26 кв.м. (лит.А, а) и земельный участок, общей площадью 3025 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Свои исковые требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и продавцом У**В*В* был заключен предварительный договор на покупку недвижимости с целью заключения в срок до 30.04.2011 года основного договора купли-продажи земельного участка, общей площадью 3025 кв.м. и расположенного на нем жилого дома, общей площадью 45,26 кв.м., по адресу: <адрес>. По условиям данного договора продавец У**В*В* имела намерение продать ей указанные объекты недвижимости, принадлежащие ей на праве собственности, зарегистрированном в УФРС по Ульяновской области 18.09.2009 года. Общая стоимость указанных объектов недвижимости была определена сторонами по договоренности в 60000,00 рублей, из которых 40000,00 рублей - за жилой дом, а 20000,00 рублей - за приобретаемый земельный участок. Расчет был произведен полностью 21.01.2011 года. Указанная сумма в размере 60000,00 рублей была передана ею продавцу У**В*В* в счет оплаты по основному договору, что подтверждается распиской и п.4 предварительного договора купли-продажи от 21.01.2011 года. По условиям предварительного договора, они договорились оформить основную сделку в срок до 30.04.2011 года, поскольку ранее оформить сделку продавец У**В*В* не успевала, т.к. срочно собиралась ехать в больницу <адрес> на операцию, которая была назначена на 02.02.2011 года. Однако, в установленный в предварительном договоре срок (до 30.04.2011 года) основной договор купли-продажи жилого дома и земельного участка не был заключен, в связи с тем, что У**В*В* умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> от 17.02.2011 года. В настоящее время истице необходимо оформить право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, а поскольку она свое обязательство по предварительному договору купли-продажи выполнила, передав продавцу оговоренную в договоре стоимость объектов недвижимости, продавец не исполнила обязательства в виду смерти, наследники У**В*В* знали о купле-продаже недвижимости и не препятствовали совершению сделки, поэтому обращается в суд с вышеуказанными требованиями.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом в качестве ответчиков по делу в порядке ст.40 ГПК РФ были привлечены наследники У**В*В* - Ульянкин Олег Васильевич и Савинова (Ульянкина) Жанна Васильевна, в порядке ст.43 ГПК РФ - администрации МО «Новопогореловское сельское поселение», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Истица Богданова М.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что предварительный договор купли-продажи заключила с У**В*В* на основании свидетельств о государственной регистрации права на приобретаемые объекты недвижимости, предоставленных покупателем, ни жилой дом, ни земельный участок во время заключения предварительного договора не осматривала. После этого У**В*В* выдала ей доверенность на отчуждение жилого дома и земельного участка, но в феврале 2011 года ей, истице, стало известно, что У**В*В* умерла, доверенность утратила свою силу, поэтому оформить сделку до конца она не смогла. В феврале 2011 года она приезжала в <адрес>, ей объяснили с сельской администрации, что адрес домовладения менялся. В связи с тем, что приобретенные ею по предварительному договору купли-продажи объекты недвижимости фактически расположены по <адрес>, просит признать право собственности на жилой дом с сенями и земельный участок, расположенные именно по данному адресу.     

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя налогового органа, в связи с невозможностью явки.

Ответчики Ульянкина (Савинова) Ж.В. и Ульянкин О.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их присутствия. Из представленных нотариально заверенных заявлений ответчиков усматривается, что они знали о продаже их матерью при жизни жилого дома и земельного участка, на которые они не претендуют.

Представитель третьего лица администрации МО «Новопогореловское сельское поселение» Нураева Р.Р. суду пояснила, что <адрес> у них по похозяйственным книгам не числится, поскольку был снесен в 1998 году. Жилой дом и земельный участок, принадлежащие У**В*В* находятся по адресу: <адрес>. Не возражала против удовлетворения требований истицы.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, решение вопроса о признании права собственности на земельный участок и жилой дом считают возможным оставить на усмотрение суда.

Заслушав пояснения истицы, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что иск Богдановой М.В.. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на 21.01.2011 года между У**В*В*(Продавец) и Богдановой М.В. (Покупатель) был заключен предварительный договор купли-продажи земельного участка, общей площадью 3025 кв.м., кадастровый , по адресу: <адрес>, и жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке, общей площадью 45,26 кв.м., инв. (лит. А, а, Г, Г1-Г7, у, I-IV, К), кадастровый номер (л.д.12-14). По условиям данного предварительного договора стороны обязались в срок до 30 апреля 2011 года оформить сделку купли-продажи указанных объектов недвижимости, принадлежащих продавцу на праве собственности, зарегистрированном в Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (л.д.16-17). Общая стоимость объектов недвижимости сторонами по договору определена в размере 60000,00 рублей, из которых 40000,00 рублей - плата за жилой дом, 20000,00 рублей - плата за земельный участок. В соответствии с п.4 предварительного договора указанная общая сумма передана продавцу до подписания предварительного договора, что также подтверждается соответствующей распиской У**В*В* (л.д.15).

Согласно свидетельству о смерти серии <данные изъяты> , выданному 17.02.2011 года отделом ЗАГС администрации Засвияжского района г.Ульяновска Ульяновской области продавец У**В*В* умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.24). Из записи акта о смерти от 17.02.2011 года следует, что У**В*В* ДД.ММ.ГГГГ была проведена операция на сердце в МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им.Г.А.Захаркина» <адрес>.

В соответствии со ст.429 Гражданского кодекса РФ стороны вправе заключать предварительный договор, в котором обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. При этом предварительный договор должен быть заключен в соответствующей форме, содержать условия, позволяющие определить предмет и иные существенные условия основного договора, и срок его заключения. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные п.4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ. В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского РФ, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Следовательно, если стороны, заключили предварительный договор, отвечающий требованиям, изложенным в ст.429 Гражданского кодекса РФ, то заключение основного договора будет являться для них обязательным и в случае уклонения одной из сторон от заключения договора у другой стороны, добросовестно исполнившей обязанности по предварительному договору, возникает право требовать понуждения к его заключению.

Истица добросовестно выполнила условия предварительного договора, передав продавцу денежные средства в счет оплаты за приобретаемые объекты недвижимости. У**В*В* при жизни распорядилась своим имуществом - фактически отказалась от права собственности на спорные объекты недвижимости, передав документы истицы и оформив на нее доверенность с правом отчуждения жилого дома и земельного участка. Следовательно, договор купли-продажи исполнен, но в силу объективной причины - в связи со смертью одной из сторон - не был надлежащим образом зарегистрирован. Согласно ст.551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (пункт 1). В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 2).

В соответствии с п.2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (пункт 62) усматривается, что поскольку на основании ст.ст.58, 1110, 1112 Гражданского кодекса РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам, покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.

Исходя из материалов наследственного дела к имуществу У**В*В*, наследниками последней являются ее дети, ответчики по делу: Савинова Жанна Васильевна и Ульянкин Олег Васильевич, которые в установленный законном шестимесячный срок обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства и выдаче свидетельств о праве на наследство. О принятии в наследство спорного недвижимого имущества наследники заявлений не подавали, согласно представленным нотариально заверенным заявлениям на данные объекты недвижимости не претендуют.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что У**В*В* на праве собственности принадлежали жилой дом с сенями (лит.А, а), кадастровый номер , и земельный участок, общей площадью 3025 кв.м., кадастровый номер , расположенные по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, инвентарным делом , показаниями свидетелей С**С*М*, М**О*А*, Е**Е*А*, специалиста М**С*Г*

Так, У**В*В* право собственности на оспариваемые жилой дом и земельный участок приобрела путем принятия их в наследство в 2009 году после смерти своего мужа У**В*И*, который, в свою очередь в 2000 году принял их в наследство после смерти своей матери У**Е*В*. В 2000 году проведено межевание земель, площадь земельного участка составила 3025 кв.м., кадастровый номер . В тот же год заведено инвентарное дело на домовладение (жилой дом, общей площадью 45,26 кв.м. с принадлежностями - лит.А, а, Г, Г1-Г7, у, I-VI, К - кадастровый номер ), расположенное по адресу: <адрес>. В 2009 году, на основании справки главы МО «Новопогореловское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ , номер <адрес> изменен на номер <адрес>. При этом план домовладения, с изменениями внесенными техником Е**Е*А* в 2009 году соответствует плану домовладения, составленному техником М**О*А* в 2000 году, за исключением сведений о снесенных постройках - лит. Г, Г1-Г7, I-VI, К, У. Согласно сообщению представителя администрации МО «Новопогореловское сельское поселение» жилой дом по <адрес> снесен в 1998 году, факт отсутствия объекта недвижимости по данному адресу подтвержден при выезде состава суда в <адрес>. Кроме того, согласно пояснениям свидетеля С**С*Н*, снесенный в 1998 году <адрес> принадлежал Ульянкиной Наталье, а У**Е*В* принадлежал дом по <адрес>, ее смежными землепользователями были Игонины и Семеновы. Факт нахождения спорного жилого дома и земельного участка по <адрес>, подтвержден в судебном заседании также показаниями свидетелей М**О*А* и Е**Е*А*, которые соответственно в 2000 и 2009 г.г. в качестве техников БТИ выходили на место для составления плана домовладения Ульянкиных, зарегистрированного по <адрес>.

В соответствии с ч.2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Следовательно, до государственной регистрации перехода права собственности к покупателю по договору продажи недвижимости, исполненному сторонами, он не вправе распоряжаться данным имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом. Одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты (ч.1 ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя (ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Исходя из того, что предварительный договор оспариваемого недвижимого имущества был заключен в письменной форме, предмет договора на момент его заключения определен, истица -покупатель свои обязательства исполнила по предварительному договору, продавец при жизни фактически отказалась от притязаний на предмет договора, приняв от покупателя денежные средства и передав ей документы на недвижимость и оформив доверенность с правом отчуждения данного недвижимого имущества, провопреемники умершего продавца не претендуют на спорные объекты недвижимости, с учетом вышеуказанных нормативных положений, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Богдановой М.В. о признании права собственности спорные земельный участок и жилой дом с сенями.

Вместе с тем, учитывая, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество имеются актуальные записи о государственной регистрации права собственности У**В*В* на спорное недвижимое имущество, суд считает необходимым прекратить ее право собственности на на жилой дом с сенями (лит.А, а, Г, Г1-Г7, у, I-VI), кадастровый номер , и земельный участок, общей площадью 3025 кв.м., кадастровый номер , расположенные по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Богдановой Маргаритты Владимировны удовлетворить.

Признать право собственности Богдановой Маргаритты Владимировны на жилой дом с сенями (лит.А, а), кадастровый номер , и земельный участок, общей площадью 3025 кв.м., кадастровый номер , расположенные по адресу: <адрес>.

Прекратить право собственности У**В*В* на жилой дом с сенями (лит.А, а, Г, Г1-Г7, у, I-VI), кадастровый номер , и земельный участок, общей площадью 3025 кв.м., кадастровый номер , расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                 Э.Г. Асанидзе