о признании права на получение социальных мер поддержки для вдов участников ВОВ



Дело № 2-24/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2012 года           р.п.Карсун

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе:

судьи                                                                                                                      Асанидзе Э.Г.,

при секретаре                                                                                                     Шибановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Буинцевой Анны Семеновны к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району о признании права на получение мер социальной поддержки, для вдов участников Великой Отечественной войны,

у с т а н о в и л :

Буинцева А.С. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району о признании за ней права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.21 Федерального закона «О ветеранах» для вдов погибших участников Великой Отечественной войны. В обоснование своего требования указала следующее.

С января ДД.ММ.ГГГГ она состояла в фактических брачных отношениях с П**А*С*, 1918 года рождения. Они вместе с ним жили в комнате, предоставленной им как молодоженам в бараке, принадлежащем Коммуне, созданной на территории села <адрес>, ведя общее хозяйство. Однако брак в установленном законом порядке не зарегистрировали. 27 июня 1941 года, то есть сразу после начала Великой Отечественной войны, П**А*С* был направлен на фронт, где пропал без вести. ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь П**В*А*. В свидетельстве о рождении в качестве родителей указаны П**А*С* и Постнова Анна Семеновна, то есть ее муж и она, поскольку после того как она стала проживать с П**А*С*, она везде стала указывать свою фамилию, как Постнова. Однако в дальнейшем она обратно вернула себе девичью фамилию «Буинцева». В последующем она в зарегистрированный брак она больше не вступала. Между тем, П**А*С* так и не вернулся с войны, по ее мнению он погиб на фронте, как и многие другие солдаты Советской Армии, пропавшие без вести. Он был родом из <адрес> и, в случае выживания во время войны, должен был вернуться именно на свою малую Родину в <адрес>, то есть на место своего постоянного жительства. В настоящее время она обратилась к ответчику с заявлением на получение мер социальной поддержки, как вдова участника ВОВ, погибшего на фронте, в чем ей было отказано в связи с тем, то отсутствуют документы, подтверждающие факт ее вступления в брак с П**А*С*, а также факт его смерти. Поэтому обращается в суд с вышеуказанным исковым требованием.

В ходе разбирательства по делу судом привлечен к участию в деле в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса РФ в качестве третьего лица военный комиссариат Ульяновской области по Сурскому и Карсунскому районам.

Истица Буинцева А.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее суду пояснила, что осенью или зимой 1940 года она встретилась с П**А*С* в <адрес>. Ей и ему тогда был 21 год, оба были с ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После встречи они договорились пожениться, но П**А*С* приехал за ней зимой 1941 года, накануне Войны. Стали вместе проживать и работать в Коммуне имени Ленина, которая располагалась между населенными пунктами <адрес> и <адрес>. В бараке Комунны им дали комнату, по соседству с ними проживал отец П**А*С* - П**С*И* вместе с женой Екатериной. У П**А*С* еще было два брата Федор и младший Николай. Федор погиб на Войне, а Николай в 1943 году участвовал в Японской войне, после чего остался проживать на Дальнем Востоке. Во время проживания в Коммуне П**А*С* работал на ферме. Она также работала на ферме и в поле. Питались они хлебом, которая она пекла, а также сажали картошку. Одежда у них была своя до совместного проживания. Постельное белье, перина, одеяло, подушки и сундук она привезла с собой. Кто-то из работников Коммуны им дал кровать и стол. Как оплачивали им работу, она не помнит. Вместе с П**А*С* они прожили 5 месяцев, 27.06.1941 года его забрали на Войну и больше она его не видела. После этого она прожила в Коммуне лето, а в зиму уехала в <адрес>, где родила дочь. Весной следующего года, вместе с сестрой Любой и дочерью, вновь возвратилась в Коммуну и проработала там еще лето, а затем вернулась домой и больше в Коммуну не возвращалась. Рождение дочери она зарегистрировала в поссовете <адрес>, в суд по данному вопросу не обращалась.

Представитель истицы Постнов В.Ф. исковые требования поддержал, пояснив, что истица является его матерью. У него в свидетельстве о рождении отцом записан Федор, фамилию ему дали Постнов. В брак его мать и отец не вступали. Истице отказали в выдаче удостоверения как члену семьи погибшего, так как она не состояла в зарегистрированном браке с П**А*С*

Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району Светова Т.И. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих фактические брачные отношения между Буинцевой А.С. и П**А*С*

Представитель третьего лица Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области Камаева Л.К. оставляет решение спора на усмотрение суда, указав, что истицей не было представлено письменных доказательств, подтверждающих факт нахождения с П**А*С* в брачных отношениях.

Представитель третьего лица военного комиссариата Ульяновской области по Сурскому и Карсунскому районам в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставляет решение на усмотрение суда..

Выслушав доводы сторон, показания свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.2 указанного Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий. Военнослужащие, проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны являются участниками Великой Отечественной войны, которые, в свою очередь, относятся к ветеранам Великой Отечественной войны относятся (пп. «а», п.1, ч.1 ст.2).

В соответствии с ч.1 и п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются независимо от состояния трудоспособности и нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.

Из п.2.16 Инструкции, утвержденной постановлением от 11.10.2000 г. № 69 Министерства труда и социального развития РФ и разработанной в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. N 423, от 5 октября 1999 г. N 1122, следует, что права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы. Данное удостоверение выдается на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").

Истица просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» как супруге погибшего участника Великой Отечественной войны, ссылаясь на то, что она находилась в фактических брачных отношениях с погибшим.

Вместе с тем, данное обстоятельство не нашло своего подтверждения в судебном заседании.

Из искового заявления Буинцевой А.С. следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ состояла в фактических брачных отношениях с П**А*С*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно извещения военного комиссариата П**А*С*, ДД.ММ.ГГГГ года уроженец <адрес>, находясь на фронте пропал без вести в ДД.ММ.ГГГГ года.

Действующим в указанный период Кодексом законов о браке, семье и опеке, введенным в действие с 01.01.1927 года постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного комитета от 19.11.1926 года (далее - Кодекс 1926 года), наряду с зарегистрированными браками признавались и фактические брачные отношения. После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания «Мать-героиня» и учреждения ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» юридическое признание получили только браки, зарегистрированные в установленном порядке. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.11.1944 года «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов» в тех случаях, когда фактические брачный отношения, существовавшие до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 года, не могут быть зарегистрированы согласно статье 19 Указа (то есть путем регистрации брака между фактически состоящими в брачных отношениях лицами) вследствие смерти или вследствие пропажи без вести на фронте одного из лиц, состоявших в таких отношениях, - другая сторона имеет право обратиться в народный суд с заявлением о признании ее супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства. Из статей 11 и 12 Кодекса 1926 года следует, что брачные отношения между лицами, фактически состоящими в данных отношениях, устанавливаются судом по признакам фактической обстановки жизни. Доказательствами брачного сожительства в случае, если брак не был зарегистрирован, для суда являются: факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.

Следовательно, для подтверждения фактических брачных отношений необходима совокупность таких доказательств как: свидетельских показаний, письменных и вещественных доказательств.

В судебном заседании допрошены свидетели Ш**Л*Н*, Б**Л*С*, Я**А*А*

Из показаний свидетеля Ш**Л*Н* следует, что он проживал в 1941 году вместе с родителями в коммуне, которая располагалась между <адрес> и <адрес>. На тот момент ему было 6 лет. Он знал П**С*И* у которого было три сына: П**А*С*, ФИО22 и младший ФИО23. Старшего П**А*С* сразу забрали на фронт, через полгода или год забрали на фронт Федора. Николая забрали на фронт ДД.ММ.ГГГГ. П**А*С* и ФИО24 с войны не вернулись. П**А*С* перед войной женился, жена у него была из <адрес>, звали Анной. Проживали они в бараке на несколько семей, обедали в столовой. Работали за трудодни, но выдавали зерно и мясо. П**А*С* работал на ферме и на полях. После начала ВОВ у Анны в коммуне родилась дочь, какое-то время они с ней жили в коммуне, а потом уехали. При этом Анна воспитывала дочь одна, бабушек и няней у нее не было.

Свидетель Б**Л*С* суду пояснила, что мужем истицы был П**А*С*, который не вернулся с ВОВ. Она его видела один раз, когда он с Анной приезжал к ним в 1938-1939 г.г. Когда она не помнит, но у ее двоюродной сестры Анны родилась в коммуне дочь П**В*А*. Она нянчилась с девочкой около года, так как бабушек и дедушек у них не было. Проживали они в бараке, где Анна, уходя на работу, закрывала их в комнате и они никуда не выходили, и к ним никто не приходил, только кто-то клал еду на окошко. Там же в коммуне она пошла в первый класс в возрасте 9 или 10 лет. В зиму приехали в <адрес>.     

Свидетель Я**А*А* суду пояснила, что ее муж и П**А*С* были двоюродными братьями по матери. Ее муж с 1928 года рождения, а П**А*С* был его старше на 2 или 3 года. Родился и жил П**А*С* в <адрес>. Как звали отца П**А*С* она не помнит, мать у него была не родная, звали Пелагея. До войны П**А*С* вместе с женой Нюрой приезжал к ним в гости, они к ним не ездили. Потом П**А*С* забрали на фронт и с войны он не вернулся.

Материалами дела установлено, что извещение о пропавшем без вести П**А*С*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженце <адрес>, выдано на основании записи в архивном деле со списками и извещениями по учету погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Карсунскому району Ульяновской области. В соответствии с записью в именном списке на рядовой и сержантский состав, учтенных погибшими и пропавшими без вести, П**А*С* пропал без вести в октябре 1941 года. Из сопроводительного письма и именного списка на команду , отправляемую в распоряжение командира части, следует, что в составе данной команды ДД.ММ.ГГГГ Карсунский районным военным комиссариатом направляется для прохождения действительной военной службы П**А*М*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По сообщению военного комиссариата Ульяновской области по Сурскому району и Карсунскому районам от 06.02.2012 года сведения о дате рождения и месте рождения П**А*С*, даны на основании вышеуказанного именного списка погибших и пропавших без вести, а также Книги Памяти. Вместе с тем, из записи в Книге Памяти следует, что П**А*С*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец села <адрес>, пропавший без вести в октябре 1941 года, был призван в Советскую Армию в 1940 году. Следовательно, в период с января ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ П**А*С* проходил службу в Советской Армии и не мог находиться в фактических брачных отношениях с Буинцевой А.С.

Буинцева А.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> согласно свидетельству о рождении серии <данные изъяты> , выданному ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Карсунского района, паспорт получила в 1973 году. Из пенсионного дела пенсионера Буинцевой А.С. усматривается, что истица являлась членом колхоза «Путь Ильича» Ново-Погореловского Сельского Совета, в котором проработала с 1933 года по 1957 год. Согласно исторической справки, предоставленной отделом по архивам МУ администрация МО «Карсунский район» сельхозартель «Путь Ильича» организована в 1931 году на базе добровольно объединившихся крестьян села Ново-Погорелово Ново-Погореловского сельсовета Карсунского района. Колхоз и сельский Совет территориально не совпадали, так как на территории Ново-Погореловского сельского Совета было образовано три колхоза: «Путь Ильича», «Красный Садок», «Победа». Архивные документы колхоза «Путь Ильича» с 1931 года по 1956 год полностью не сохранились.

В соответствии со свидетельством о рождении серии <данные изъяты> , выданным ДД.ММ.ГГГГ у П**А*С* и Постновой Анны Семеновны родилась ДД.ММ.ГГГГ дочь П**В*А*, о чем в книге записей актов гражданского состоянии о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена запись . Из актовой записи о рождении от ДД.ММ.ГГГГ о рождении П**В*А* усматривается, что документ, подтверждающий факт рождения ребенка отсутствует, заявителем указана Постнова Анна Семеновна. Следовательно, данная запись внесена на основании ст.ст.28, 29 Кодекса 1926 года, в соответствии с которыми допускалось внесение записи об отце ребенка на основании заявления матери ребенка при отсутствие спора по данному вопросу. Данное обстоятельство также подтверждается пояснениями истицы о том, что дочь она ходила записывать в поселковый Совет, в суд не обращалась.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что истицей не представлено доказательств с достоверностью подтверждающих ее нахождение в фактических брачных отношениях с П**А*С*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, как и не представлено доказательств его смерти.

С учетом указанных выше обстоятельств, суд считает необходимым Буинцевой А.С. отказать в удовлетворении исковых требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления Буинцевой Анны Семеновны к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району о признании права на получение мер социальной поддержки, для вдов участников Великой Отечественной войны отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                 Э.Г. Асанидзе