о назначении пенсии по случаю потери кормильца



      Дело №2-45/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 марта 2012 года.                                                 р.п. Карсун

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Мещаниновой И.П.,

при секретаре Ахметшиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шафикова Дамира Равильевича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца,

У С Т А Н О В И Л:

Шафиков Д.Р. обратился в суд с иском     к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование своих требований указал, что с 2003 г. по 2009 г. он проживал совместно с У**Л*Ф* и вел с ней общее хозяйство. В период совместного проживания у них родился сын - Ш**С*Д*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ У**Л*Ф* умерла.

Во время совместного проживания с У**Л*Ф* они проявляли заботу друг о друге, как муж и жена, он осуществлял уход за ребенком. Заработок У**Л*Ф* для него и сына был единственным средством существования. В настоящее время он утратил источник средств к существованию.

В УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области при оформлении пенсии по случаю потери кормильца на ребенка ему также предложили подготовить необходимые документы и обратиться по вопросу назначения пенсии.

Собрав все документы 30.01.2012 г. он обратился в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. В пенсионном фонде отказали в приеме заявления без разъяснения причин отказа и рекомендовали обратиться в суд.

В результате неправомерных действий УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области было нарушено его право на обращение в пенсионный фонд и получение пенсии по случаю потери кормильца. В связи с этим он обращается в суд с вышеуказанным иском.

В судебном заседании истец Шафиков Д.Р. исковые требования, изложенные в заявлении, поддержал и дополнительно пояснил суду, что с 2003 года он находился в фактически брачных отношениях с У**Л*Ф*. В период совместного проживания у них родился сын Ш**С*Д*. После рождения сына У**Л*Ф* нигде не работала, единственным источником средств к существованию являлся его заработок, вследствие чего на иждивении у У**Л*Ф* он не находился. После смерти У**Л*Ф* он продолжал работать в ОГУП «Ульяновскагропромпродукт» до мая 2010 года, т.е. до момента распада организации. Его заработок в среднем составлял 5700 рублей. Получив от друга консультацию о том, что он имеет право на назначение пенсии по потере кормильца, т.к. У**Л*Ф* умерла, а он утратил источник средств к существованию, собрав необходимый пакет документов, обратился в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе с данным вопросом. Однако, в приеме документов ему было отказано и дано разъяснение, что он не имеет право на получение пенсии по потере кормильца, т.к. не состоял в зарегистрированном браке с У**Л*Ф*, а также в связи с тем, что не предоставил сведения о ее заработке и нахождении на ее иждивении. Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку фактически с У**Л*Ф* они состояли в брачных отношениях, в настоящее время он не работает, т.к. осуществляет уход за ребенком, по данной причине он утратил заработок.

Представитель ответчика - УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Камаева Л.К. иск не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что на основании п.1 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 9 указанного Федерального закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признается один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают.

Под пенсией по случаю потери кормильца понимаются ежемесячные выплаты из Пенсионного фонда, назначаемые в связи с потерей кормильца нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего, в размерах, соизмеримых с его прошлым заработком. Главная особенность пенсии по случаю потери кормильца заключается в том, что пенсионное обеспечение членов семьи носит производный характер от права на пенсию другого лица, являвшегося кормильцем. Смерть лишает семью умершего доходов от его профессиональной деятельности. В этом случае государство, проявляя гуманность, оказывает помощь семье, которая понесла в связи со смертью кормильца потерю средств существования. Размер материального обеспечения членов семьи (пенсии) зависит от размера заработка умершего. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют все семьи, чьи кормильцы относились к категориям лиц, подлежавших общеобязательному государственному социальному страхованию.

Состояние в браке или родстве с умершим, а также наличие у членов семьи признаков нетрудоспособности не являются единственными условиями для включения их в круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному обеспечению при потери кормильца. Нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица по общему правилу должны находиться на его иждивении (иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств).

Согласно п.3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Таким образом, под иждивением законодатель понимает не только полное содержание членов семьи, но и помощь кормильца, которая для них была постоянным и основным источником средств к существованию.

Факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях - решением суда об установлении данного факта

Согласно п. 4 приложения к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. № 16/19 па к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца, должны быть приложены документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о смерти кормильца; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ; о среднемесячном заработке умершего кормильца за 2000-2001 г.г. или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности; подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем. Кроме того, в необходимых случаях прилагаются и другие дополнительные документы.

В качестве документов, подтверждающих родственные отношения с умершим кормильцем, предъявляются документы, перечисленные в п. 37 приложения к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. № 16/19 па.

Такими документами являются: свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки паспортно-визовых подразделений МВД России и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях-решение суда об установлении данного факта.

Также согласно пункту 2 статьи 1 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Принцип признания только брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния, заключается в том, что религиозный брак законом по общему правилу не признается. При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов, даже если лица сожительствуют в течение длительного времени. Применяемый на практике термин «гражданский брак» юридически некорректен, поскольку само понятие «гражданский брак» появилось в качестве альтернативного в те времена, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке.

Документов, подтверждающих родственные отношения, то есть свидетельство о заключении брака с У**Л*Ф*, а также документов о страховом стаже и среднемесячном заработке истцом не представлены и в связи с этим в иске Шафикову Д.Р. надлежит отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Статьей 9 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

      2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.

При полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа, а также в случае совершения лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом применяется пункт 12 настоящей статьи.

Судом установлено, что в период с 2003 г. по 2009 г. истец проживал совместно с У**Л*Ф* в гражданском браке.

В период совместного проживания у них родился сын - Ш**С*Д*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии <данные изъяты> выданным 21.09.2004 года отделом ЗАГС администрации Карсунского района Ульяновской области, справкой об установлении отцовства от декабря 2008 года.

ДД.ММ.ГГГГ У**Л*Ф* умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии <данные изъяты> , выданным 27.01.2009 года отделом ЗАГС администрации Карсунского района Ульяновской области.

Согласно трудовой книжке, выданной Шафикову Д.Р. 08.08.2011 года, в период совместного проживания с У**Л*Ф* истец работал в ОГУП «Ульяновскагропромпродукт», в том числе и после смерти У**Л*Ф*, в частности до ДД.ММ.ГГГГ. Его среднемесячный заработок составлял 5700 рублей. Сама У**Л*Ф* официально с 2003 года по день смерти нигде не работала.

30 января 2012 года истец обратился в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением и всеми необходимыми документами для назначения ему трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Однако УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области в приеме документов о назначении пенсии по случаю потери кормильца было отказано, в виду того, что истцом не было представлено документа, подтверждающего родственные отношения с умершей У**Л*Ф*, то есть свидетельство о браке, а также сведения о ее заработке.

Факт обращения истца к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области за назначением пенсии по случаю потери кормильца подтверждается письмом УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области от 14.02.2012 г. из которого следует, что 20.01.2012 г. в программно-техническом комплексе «Клиентская служба ПФР» зарегистрировано устное обращение Шафикова Д.Р.. Специалистами клиентской службы ПФР были даны разъяснения Шафикову Д.Р., что для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо представить документ, подтверждающий родственные отношения с У**Л*Ф*

Согласно п.4 Постановления Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19 па от 27.02.2002 г. «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами» «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца, должны быть приложены документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

о смерти кормильца;

о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

о среднемесячном заработке умершего кормильца за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности;

подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.

Доводы истца о том, что во время совместного проживания с У**Л*Ф* они проявляли заботу друг о друге, как муж и жена не могут служить основанием для признания его нетрудоспособным членом семьи умершей У**Л*Ф*     

Согласно ст. 10 Семейного кодекса РФ брак заключается в органах записи актов гражданского состояния, права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Истцом в судебном заседании не оспаривался тот факт, что брак между ним и У**Л*Ф* не был зарегистрирован официально.

Согласно п. 41 Постановления Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19 па от 27.02.2002 г. «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами» «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения.

Поскольку перечень лиц, имеющих право на назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, исковые требования истца не являются обоснованными.

При этом суд учитывает и тот факт, что истец не находился на полном иждивении у У**Л*Ф*, наоборот его заработная плата была единственным источником существования. После смерти У**Л*Ф* Шафиков Д.Р. продолжал работать, и его трудовая деятельность была прекращена не по причине смерти У**Л*Ф* и необходимости осуществления ухода за ребенком, а в связи с распадом предприятия, что не отрицается и им самим.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Шафикову Дамиру Равильевичу к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:         И.П. Мещанинова