Дело №2-38/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 марта 2012 года. р.п. Карсун Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Мещаниновой И.П., при секретаре Ахметшиной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Храмышкина Михаила Евгеньевича к Управлению образования администрации муниципального образования «Карсунский район», исполняющему функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, Министерству образования Ульяновской области о предоставлении жилья (выдаче жилищного сертификата), У С Т А Н О В И Л: Храмышкин М.Е. обратился в суд с иском к Управлению образования администрации МО «Карсунский район», исполняющему функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, Министерству образования Ульяновской области о предоставлении жилья (выдаче жилищного сертификата). В обоснование своих требований указал, что он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Исполнительного комитета Димитровградского городского Совета народных депутатов от 21.02.1991 года №, был помещен в детское государственное учреждение в связи с тем, что его мать - Х**В*Ф*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения бросила его и брата К**Е*В*, 1985 года рождения. Решением Димитровградского горнарсуда от 15.02.1991 года Х**В*Ф* была лишена родительских прав в отношении него и брата, решение вступило в законную силу 26.02.1991 года). Отец Х**Е*М*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на тот момент отбывал наказание в исправительной колонии. С 12.05.1991 года истец воспитывался в приемной семье К**А*Н* в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в МОУ Языковская средняя общеобразовательная школа. По окончании школы истец начал трудовую деятельность, затем проходил службу в Российской армии. Согласно справке Отдела народного образования Исполнительного комитета Димитровградского городского Совета народных депутатов от 14.03. (год не указан) № его мать Х**В*Ф* в <адрес> не имела жилой площади и регистрации по месту жительства, отец Храмышкин М.Е. был лицом без определенного места жительства, вследствие чего не имел закрепленного жилого помещения. Обратившись в Управление образования администрации МО «Карсунский район» с заявлением о выдаче сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья, ему было отказано в выдаче такового, по причине того, что данное право предусмотрено в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Отделом образования была проверена его принадлежность к вышеуказанным лицам, вместе с тем, было установлено, что в его личном деле имеется приговор Железнодорожного районного суда <адрес> от 1.10.1997 года о признании Х**Е*М* виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст. 158 УК РФ, за что тот был осужден к 5 годам лишения свободы. Последний согласно приговору должен был освободиться 6.07.2002 года, но в личном деле, документов, подтверждающих лишение Х**Е*М* родительских прав либо факт смерти, не имеется. Согласно сведениям ГИАЦ МВД России Х**Е*М* скончался в городской больнице № <адрес>, что подтверждается информацией ОВД по МО «Карсунский район» от 13.09.2011 года №). За время нахождения истца в государственных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где предусмотрено полное государственное обеспечение, обучении в школе, воспитании в приемной семье он ни разу не видел своего отца и сведениями о его месте нахождения не обладает. Полагает, что руководством образовательных учреждений, где он находился на полном государственном обеспечении, сотрудниками органа опеки не было принято мер к подтверждению его статуса как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Принимая во внимание факт отсутствия родительского попечения и то, что он с 21.02.1991 года находился на полном государственном обеспечении, полагает, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с тем, что жилье за ним не закреплялось, полагает, что он имеет право на обеспечение жильем (выдачу жилищного сертификата) на основании ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ульяновской области от 06.05.2006 года №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Ульяновской области». На основании изложенного, просит обязать Управление образования администрации МО «Карсунский район», исполняющий функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, Министерство образования Ульяновской области обеспечить его жильем путем выдачи сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья. В судебном заседании Храмышкин М.Е. свои исковые требования поддержал, в обоснование их привел вышеизложенные доводы. При этом дополнительно суду пояснил, что он является ребенком-сиротой, поскольку вырос в приемной семье, родителей своих не знает. На протяжении всего времени воспитания в приемной семье за ним какого-либо жилого помещения не закрепляли, вернувшись из Российской Армии, он собрал пакет документов и обратился в орган опеки и попечительства за выдачей жилищного сертификата, где ему было отказано, как полагает незаконно. Представитель ответчика Управления образования администрации МО «Карсунский район», исполняющее функции органа опеки и попечительства, Борисова И.А. исковые требования признала. При этом суду пояснила, что в апреле или мае 2010 года истец обратился к ним, чтобы представить документы для получения жилищного сертификата. В личном деле Храмышкина М.Е. документов на отца последнего не имелось, но имелся приговор о его осуждении. Вопрос о месте нахождения отца Храмышкина М.Е. пытались решать без вмешательства суда на протяжении полутора лет. Органом опеки и попечительства были направлены многочисленные запросы во все больницы <адрес>, в МВД, органы ЗАГС, социальную защиту, но ответы были получены отрицательные. Так как свидетельство о смерти на отца истца получено не было, встал вопрос о статусе ребенка, который на момент 6.05.2006 года являлся несовершеннолетним, т.е. на день смерти Х**Е*М*. В список лиц, нуждающихся в получении жилья, Храмышкин М.Е. был внесен в 2010 году и состоит на учете в органе опеки и попечительства до настоящего времени как лицо, оставшееся без попечения родителей с 1991 года. На Управление образования, как на полномочный орган постановлением администрации МО «Карсунский район» возложены полномочия по выдаче, учету и реализации жилищных сертификатов детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Представитель ответчика Министерства образования Ульяновской области просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из его отзыва от 14.02.2012 года на исковое заявление следует, что надлежащим ответчиком, является муниципальное образование, в котором проживает истец. Представитель третьего лица Министерства финансов Ульяновской области и Правительства Ульяновской области просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из его отзыва от 16.02.2012 года на исковое заявление следует, что в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 года № 60-ЗО, область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на не ограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Свои обязательства по перечислению денежных средств Министерство финансов, выполнило в полном объеме. Главным распорядителем субвенций для соответствующих целей является Министерство образования области. Кроме того, Федеральным Законом №159-ФЗ установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Таким образом, гарантии предоставляются гражданам, нуждающимся в жилье и в возрасте до 23 лет. Представитель третьего лица администрации МО «Карсунский район» Кошинский П.Н. исковые требования оставил на усмотрение суда, суду пояснив, что для получения сертификата дети - сироты лично или через их законных представителей представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления по месту жительства соответствующий пакет документов. Полагает, что имеющаяся справка ГИАЦ МВД в отношении отца истца о смерти последнего является официальным документом. Вместе с тем, полномочия по выдаче сертификата переданы в Управление образования. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимсябезпопечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихсябез попеченияродителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихсябезпопеченияродителей, дети-сироты и дети, оставшиесябезпопеченияродителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видом профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиесябезпопеченияродителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихсябез попеченияродителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, вышеуказанного возраста. Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении Храмышкина М.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии <данные изъяты> №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, его родителями являются Х**Е*М* и Х**В*Ф*. По решению Димитровградского городского суда от 15.02.1991 года, вступившего в законную силу 26.02.1991 года мать истца - Х**В*Ф* лишена родительских прав в отношении Храмышкина М.Е.. Из этого же решения следует, что мать последнего ведет бродяжнический образ жизни. В последнее время проживала в квартире инвалида детства 2 группы Малюгина. Согласно справке, выданной отделом народного образования от 14.03. (год не указан) № Исполнительным комитетом Димитровградского городского Совета народных депутатов следует, что у Х**В*Ф* жилой площади не имеется. Отец истца - Х**Е*М* приговором Железнодорожного районного суда <адрес> от 1.10.1997 года, вступившим в законную силу 14.10.1997 года был осужден по ст. 158 ч.3 п. «в» УК РФ к 5 годам лишения свободы. По сведениям ГИАЦ МВД России Х**Е*М* скончался в городской больнице № <адрес>, что подтверждается информацией ОВД по МО «Карсунский район» от 13.09.2011 года №), вместе с тем, свидетельства о смерти осужденного не имеется, равно как и сведений о его месте нахождения. Сведений о том, что на протяжении всей жизни Х**Е*М* принимал участие в воспитании сына Храмышкина М.Е., в защите его прав и интересов в личном деле истца не имеется. Решением Димитровградского городского Совета народных депутатов № от 21.02.1991 года Храмышкин М.Е. был направлен в детское государственное учреждение. Согласно путевке № Храмышкин М.Е. ДД.ММ.ГГГГ был определен в семейный детский дом К**А*Н*, приказом отдела народного образования Карсунского Райисполкома № от 22.05.1991 года воспитателю К**А*Н* за воспитание Храмышкина М.Е. выплачивалась 0,5 ставки за воспитание до 3-х лет с 12.05.1991 года по 7.11.1991 года. Позже 8.12.1996 года согласно договору Храмышкин М.Е. был передан органом опеки и попечительства приемным родителям Кабановым. Семейный детский дом на базе семьи К**А*Н* создан на основании решения Карсунского районного Совета народных депутатов № от 02.08.1990 года. Постановлением главы Карсунского района от 15.10.1998 года № семейный детский дом К**А*Н* преобразован в приемную семью. С 1991 года по настоящее время Храмышкин М.Е. проживает в приемной семье К**А*Н*, которые занимают семьей, составом из 6 человек, жилое помещение - <адрес>, расположенную в <адрес>, общей площадью 56,31 кв.м., что не превышает 17 кв.м. установленной социальной нормы на территории МО Языковское городское поселение на одного человека. 2.11.2011 года истец обратился в Управление образования администрации МО «Карсунский район» с заявлением о выдаче жилищного сертификата, к которому был приложен соответствующий пакет документов. Письмом начальника Управления образования от 07.11.2011 года в день достижения Храмышкиным М.Е. 23 летнего возраста было отказано в связи с тем, что тот не может быть отнесен к числу лиц детей-сирот, или детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, анализируя представленные суду доказательства, суд признает Храмышкина М.Е. ребенком, оставшимся без попечения родителей, вопреки вышеназванному отказу начальника Управления образования администрации МО «Карсунский район» от 07.11.2011 года. Согласно справке МОУ Языковская средняя общеобразовательная школа от 30.12.2009 года Храмышкин М.Е. действительно обучался в данной школе с 16.01.2001 года по 16.06.2006 года, где окончил 11 классов. В период с 01.09.2006 года по 25.01.2007 года Храмышкин М.Е. обучался в Карсунском ГТТ. Согласно военному билету серии <данные изъяты> № Храмышкин М.Е. проходил военную службу в период с 12.10.2007 года по 23.05.2009 года. Согласно сведениям БТИ по Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области какого-либо права на объекты недвижимого имущества за Храмышкиным М.Е. не зарегистрировано на территории г. Ульяновска и Ульяновской области (л.д.24, 45,47). Кроме того, судом установлено, а сторонами не оспаривается, что за Храмышкиным М.Е. жилое помещение после лишения его матери родительских прав не закреплялось. Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 года №1-П «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», предусмотрен соответствующий Порядок. Так, в соответствии с п.п.3 и 4 данного Постановления право указанных лиц реализуется путем выделения субсидий на приобретение жилья. Государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц в соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наделены органы местного самоуправления. Таким образом, учет указанной категории лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата и выдача жилищных сертификатов, законом возложены на администрацию МО «Карсунский район». Постановлением и.о. Главы администрации МО «Карсунский район» от 13.03.2009 года № уполномоченным органом, осуществляющим выдачу, учет и реализацию жилищных сертификатов детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющим жилья, назначено Управление образования администрации МО «Карсунский район». Соответственно, исходя из этого, надлежащим ответчиком по делу должен являться данный орган, вследствие чего суд считает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Таким образом, Храмышкин М.Е., являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, окончившим образовательное учреждение, прошедшим службу в вооруженных силах РФ, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, которое предусмотрено, помимо вышеназванного Закона, также и ст.2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 года №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Храмышкина Михаила Евгеньевича к Управлению образования администрации муниципального образования «Карсунский район», исполняющему функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, Министерству образования Ульяновской области о предоставлении жилья (выдаче жилищного сертификата) удовлетворить в полном объеме. Обязать Управление образования администрации муниципального образования «Карсунский район», исполняющего функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, выдать Храмышкину Михаилу Евгеньевичу жилищный сертификат о выделении субсидий на приобретение жилья. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья И.П.Мещанинова