Дело № 2-30/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 февраля 2012 года р.п. Сурское Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Корастелева В.А., при секретаре Сазановой Т.В., с участием истицы Порчуновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Порчуновой Ольги Александровны к Управлению образования администрации МО «Карсунский район», Министерству образования Ульяновской области, администрации МО «Карсунский район» о признании относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилья (выдаче жилищного сертификата), УСТАНОВИЛ: Порчунова О.А. обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации МО «Карсунский район», Министерству образования Ульяновской области, указывая в обоснование заявленных требований, что она рождена ДД.ММ.ГГГГ. На основании решения исполкома сельского Совета народных депутатов Карсунского района от 31 марта 1986 года № она была передана на воспитание бабушке ФИО4, проживающей в <адрес>, так как родители П**А*Е* и ФИО6 не занимались её воспитанием и содержанием, злоупотребляли спиртными напитками. За время, которое она проживала с бабушкой, её родители также жили в <адрес>, но к ней они не приходили, не интересовались её жизнью, материально не помогали. Постановлением Главы администрации Карсунского района от 07 апреля 1994 года № на её содержание были назначены денежные средства, как ребёнку, оставшемуся без попечения родителей. После смерти ДД.ММ.ГГГГ отца - П**А*Е* её мать ФИО6 уехала в <адрес>, и она её длительное время не видела, не общалась с ней, материально мать ей не помогала, не интересовалась её жизнью. Со слов бабушки ФИО4 истица знает, что ФИО6 была лишена в отношении неё родительских прав. Собственного жилья родители не имели, поэтому за ней жилое помещение закреплено не было. По окончании 9 классов Потьминской основной школы она нигде не обучалась, так как не отпускала бабушка, с которой она жила в <адрес>, занимаясь ведением домашнего хозяйства. 09 декабря 2011 года истица обратилась в Управление образования администрации МО «Карсунский район», исполняющее функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, с заявлением о выдаче сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья. Однако ей сообщили, что принято решение об отказе в выдаче жилищного сертификата, так как на момент обращения в Управление образования она уже не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При обращении в Управление образования администрации МО «Карсунский район» за документами, подтверждающими лишение родительских прав ФИО7, ей сообщили, что в личном деле соответствующее решение суда отсутствует, нет его и в архиве Карсунского районного суда Ульяновской области (так как специалистами отдела опеки об этом делался запрос). За время нахождения под опекой она ни разу не получала от родителей никакой помощи и поддержки, они не принимали участия в её воспитании и обучении. Принимая во внимание факт отсутствия родительского попечения и то, что она с 07 апреля 1994 года находилась на полном государственном обеспечении (на её содержание в семье опекуна выплачивалось пособие), Порчунова О.А. считает, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с тем, что жильё, за нею не закреплялось, считает, что имеет право на обеспечение жильем (выдачу жилищного сертификата). На основании изложенного, со ссылкой на нормы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и, детей, оставшиеся без попечения родителей», Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», истица просила признать её относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязать Управление образования администрации МО «Карсунский район», исполняющее функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, Министерство образования Ульяновской области обеспечить её жильём путем выдачи сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья. В связи с характером спорных правоотношений определением суда от 24 января 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Карсунский район». В судебном заседании истица свои требования полностью поддержала, ссылаясь на те же доводы, которые изложены в иске, пояснив дополнительно, что до 2001 года она проживала с бабушкой, которая была назначена её опекуном, в <адрес> в её доме, где и была зарегистрирована. У её родителей собственного жилья не было. При передаче под опеку за ней не были закреплены какие-либо жилые помещения. В 2001 году она окончила 9 классов, бабушка далее учиться её не пустила. Она устроилась на работу в <адрес>, возвращаясь после работы в <адрес>. В марте-апреле 2008 года переехала проживать к своему дяде в <адрес>, возвращаясь в <адрес> лишь на выходные. В октябре 2010 года дядя её зарегистрировал по месту жительства в своем доме. 25 октября 2010 года, после её обращения с соответствующим заявлением, она была поставлена на общую очередь по обеспечению жильём. Впервые о праве на внеочередное обеспечение жильём детей, оставшихся без попечения родителей, она узнала лишь в 2011 году. До этого о таком праве ей ничего не разъясняли. По вопросам признания нуждающейся в жилом помещении она ранее октября 2010 года не обращалась. С решением об отказе в выдаче жилищного сертификата не согласна, так как является сиротой и имеет такое право. Представитель ответчика - Министерства образования Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указывая в письменных пояснениях, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа были переданы органам местного самоуправления муниципальных образований. В компетенцию Министерства образования не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права на их получение. Надлежащим ответчиком является муниципальное образование, в котором проживает истица. Представитель ответчика - администрации МО «Карсунский район» в судебное заседание не явился. Будучи извещенным о его месте и времени, просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставляя принятие решения на усмотрение суда. Ранее в судебном заседании представитель данного ответчика Решетникова Е.И. с исковыми требованиями не согласилась, указывая, что до 2008 года, когда Порчуновой О.А. исполнилось 23 года, она имела полное право на получение жилищного сертификата, но этим правом не воспользовалась, о постановке на учет как нуждающаяся в обеспечении жильем не обращалась. Законных оснований для удовлетворения её требований не имеется. Представитель ответчика - Муниципального казенного учреждения Управление образования администрации МО «Карсунский район» в судебное не явился. Будучи извещенным о его месте и времени, просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставляя принятие решения на усмотрение суда. Ранее в судебном заседании представитель данного ответчика Борисова И.А. с иском не согласилась, пояснив, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодательство относит граждан в возрасте от 18 до 23 лет. Истица по вопросу обеспечения её жильем во внеочередном порядке в связи с данным статусом впервые обратилась в возрасте 25 лет. Поскольку в период обращения она по закону уже не могла быть отнесена к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в получении сертификата на жилье ей было отказано, несмотря на то, что она действительно в несовершеннолетнем возрасте выбыла из-под родительского попечения, а жилое помещение за ней не закреплялось. Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, материалы учетного дела № об учреждении опекунства над несовершеннолетней Порчуновой О.А., суд приходит к следующему. По правилам ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма. К таким случаям (ч.2 ст.57 ЖК РФ) отнесено и внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяющий в соответствии с преамбулой к нему общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относит к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Как следует из ст.8 названного Федерального закона вне очереди жилой площадью обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Во исполнение данных полномочий, делегированных федеральным законодательством субъектам РФ, Законом Ульяновской области от 06 мая 2006 года №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Ульяновской области» урегулированы отношения, связанные с определением порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством). В соответствии со ст.2 данного закона право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения. Ульяновская область наделила на неограниченный срок в силу требований ст.ст. 4 и 5 названного закона органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области (органы местного самоуправления) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством). Анализируя совокупность вышеуказанных норм законодательства, регулирующего вопросы обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу, что право на внеочередное предоставление жилого помещения предусмотрено для таких лиц в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения (либо имеющих его в размере меньше учетной нормы на одного человека) и признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. По имеющимся в деле доказательствам судом установлено, что истица Порчунова О.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением исполкома сельского совета народных депутатов от 31 марта 1986 года передана под опеку своей бабушке ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Отец истицы скончался ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), мать была лишена родительских прав согласно решению суда от 14 августа 1998 года (л.д. 55-56). Закрепленного за ней жилого помещения истица не имеет (л.д. 53). Вместе с тем до достижения возраста 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ) истица по вопросу признания её нуждающейся в жилом помещении, предоставления ей жилого помещения в соответствии с правом, предусмотренным ч.2 ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не обращалась. На учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не вставала. Порчунова О.А. поставлена на очередь по обеспечению жилым помещением на общих основаниях согласно протоколу заседания жилищной комиссии от 25 октября 2010 года (л.д. 47, 54), куда она впервые обратилась с соответствующим заявлением лишь 15 октября 2010 года (л.д. 42-43). Исходя из этого, суд приходит к выводу, что являются необоснованными доводы истицы о том, что ей письмом Управления образования администрации МО «Карсунский район» от 14 декабря 2011 года (л.д. 16) неправомерно отказано в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке как имеющей статус сироты, либо лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Такой статус ею утрачен по достижению возраста 24 лет. До достижения этого возраста истица с заявлениями об обеспечении её жилым помещением не обращалась, хотя каких-либо объективных препятствий она к этому не имела. Как следует из справок формы №8 (л.д. 44, 15) до 05 октября 2010 года истица была зарегистрирована по месту жительства в составе семьи из 2 человек в доме площадью 50 кв.м., который принадлежит её бабушке, после этого она зарегистрирована в доме своего дяди площадью 89,7 кв.м., где фактически и проживает в составе семьи из 4-х человек. На основании изложенного суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований Порчуновой О.А. об обеспечении её жилым помещением в форме выдачи жилищного сертификата как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку таких прав в силу закона истица в настоящее время не имеет, как не имела она их и на момент её первого обращения с заявлением об обеспечении жилым помещением в октябре 2010 года. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Порчуновой Ольги Александровны о признании относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилья (выдаче жилищного сертификата) отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья В.А. Корастелев