об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № 2-94/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2012 года       р.п. Сурское

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи       Корастелева В.А.,

при секретаре         Сазановой Т.В.,

с участием истца         Черняева И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черняева Игоря Валентиновича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости

УСТАНОВИЛ:

Черняев И.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в Карсунском районе Ульяновской области, указывая в обоснование заявленных требований, что решением ответчика ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у него необходимого педагогического стажа.

Он обратился к ответчику 02 апреля 2012 года на основании п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года в связи с тем, что полагает о наличии у него необходимого педагогического стажа. В подтверждение этого была предоставлена трудовая книжка и иные документы. Однако, вопреки его ожиданиям, в специальный трудовой стаж ему не были зачтены периоды службы в ВС СССР с 28 ноября 1986 года по 02 декабря 1988 года и работы с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2001 года в должности директора Карсунской ДЮСШ и с 01 октября 2001 года по 13 сентября 2004 года в должности тренера-преподавателя Карсунской ДЮСШ.

Ответчик посчитал, что на момент обращения к нему Черняев И.В. имел педагогического специального трудового стажа 18 лет 4 месяца 20 дней, при наличии страхового стажа 25 лет 3 месяца 5 дней.

Истец полагает, что отказ ответчика является неправомерным, поскольку в указанные периоды его педагогическая деятельность не прекращалась, он имел педагогическую нагрузку. Решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости вынесено без учета требований закона.

На основании изложенного Черняев И.В. просил отменить решение УПФР (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области от 10 апреля 2012 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить ему в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: военной службы с 28 ноября 1986 года по 02 декабря 1988 года (2 года 5 дней), работы в должности директора Карсунской ДЮСШ с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2001 года (1 год 11 месяцев), и работы в должности тренера-преподавателя Карсунской ДЮСШ с 01 октября 2001 года по 13 сентября 2004 года (2 года 11 месяцев 3 дня).

В судебном заседании истец заявленные требования полностью поддержал, ссылаясь на доводы, аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменные возражения против иска, обосновывающие мотивы для отказа в полном объеме в удовлетворении исковых требований, заявленных Черняевым И.В.

Выслушав доводы истца, принимая во внимания позицию ответчика и доводы, приведенные в её обоснование, анализируя показания свидетелей и материалы дела, материалы отказного пенсионного дела в отношении истца, представленные на запрос суда ГУ УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области, суд приходит к следующему.

Черняев И.В. 02 апреля 2012 года обратился в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью (срок обращения истца с заявлением подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами).

Засчитанный комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан стаж педагогической деятельности истца на дату его обращения составил 18 лет 04 месяца 20 дней, вместо требуемого стажа 25 лет (до льготного стажа не достает 06 лет 07 месяцев 11 дней). В связи с этим комиссией истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа педагогической деятельности (решение комиссии от 10 апреля 2012 года (л.д. 9)).

При этом не были зачтены в требуемый стаж периоды с 28 ноября 1986 года по 02 декабря 1988 года (02 года 05 дней) - службы в рядах Советской Армии; с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2001 года (1 год 11 месяцев) - работы в должности директора Карсунской ДЮСШ; с 01 октября 2001 года по 13 сентября 2004 года (2 года 11 месяцев 13 дней) - работы в должности тренера-преподавателя Карсунской ДЮСШ.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

По правилам пункта 2 этой же статьи закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Этим же Постановлением также утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Действующим Списком, утвержденным Постановлением от 29 октября 2002 года, предусмотрены в пункте 2 в качестве учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, детско-юношеские спортивные школы всех наименований, а в качестве должностей в этих учреждениях, в частности, - директор, преподаватель, тренер-преподаватель.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 названных Правил в стаж работы засчитывается работа в должности директора учреждений, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка за период до 1 ноября 1999 года.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» работа директором засчитывается в стаж только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных же должностях, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Отказывая истцу со ссылкой на данные нормы Правил в зачете в специальный стаж периода его работы с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2001 года (1 год 11 месяцев) в должности директора Карсунской ДЮСШ, пенсионный орган не учел, что согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке (в том числе в вышеуказанных должностях детско-юношеских спортивных школ всех наименований), засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Как следует из представленных суду доказательств, работая в должности директора Карсунской ДЮСШ, Черняев И.В. имел и педагогическую нагрузку, выполняя работу тренера-преподавателя по волейболу и лыжным гонкам, ежегодно тарифицируясь по данной должности. Данный факт подтверждается объяснениями истца, показаниями свидетелей П**А*С*, Г**Н*А*, П**Н*И*, ведомостями комплектования спортивной школы Карсунского района педагогическими работниками за 1999-2000 и 2000-2001 годы (л.д. 24-25), с указанием педагогической нагрузки Черняева И.В. по 18 часов в неделю.

В соответствии с п.9 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно Положению о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта, утвержденному Приказом Госкомспорта СССР от 09 апреля 1987 года №228, учебно-преподавательскую деятельность в названных учреждениях ведут тренеры-преподаватели.

Таким образом, работа, выполняемая истцом, наряду с директорством, в данный оспариваемый период, соответствовала и работе тарифицированного на должность педагогического работника в учреждении, работа в котором засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. Следовательно, не зависимо от величины преподавательской нагрузки, она подлежит включению в специальный стаж истца до 1 сентября 2000 года.

Таким образом, ответчиком неправомерно, без учета всех обстоятельств данного конкретного случая, не зачтен в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период его работы в должности директора Карсунской ДЮСШ с одновременной работой тренером-преподавателем этой же ДЮСШ в период с 01 ноября 1999 года по 31 августа 2000 года (10 месяцев).

Период же начиная с 1 сентября 2000 года правомерно не включен в специальный стаж истца, поскольку согласно положениям п.4 Правил исчисления периодов работы, периоды начиная с 1 сентября 2000 года подлежат зачету в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Поэтому по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №2П от 29 января 2004 года за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения … », действовавшего до 01 октября 1993 года, были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения.

Согласно названному Положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась и служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (подпункт «г» п.1 и п.4 Положения).

Следовательно, период службы Черняева И.В. в составе Вооруженных Сил СССР (в рядах Советской Армии) должен быть включен в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет в календарном исчислении на основании Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которое действовало в период, когда истец, пройдя службу в составе Вооруженных Сил СССР, поступил на работу, связанную с педагогической деятельностью. Истец имел правомерные основания полагать, что в действовавшем в тот период времени правовом регулировании данный период службы в Вооруженных Силах СССР также будет включен в его льготный стаж педагогической деятельности и изменения в действующем законодательстве не должны ухудшать его положение относительно данного права. Требуемую часть стажа (2/3) истец в должностях, связанных с педагогической деятельностью отработал.

Таким образом, в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию Черняеву И.В., подлежит включению и период с 28 ноября 1986 года по 02 декабря 1988 года (2 года 5 дней) его службы в составе Вооруженных сил СССР.

Несмотря на включение вышеуказанных периодов общей продолжительностью 2 года 10 месяцев 5 дней в педагогический стаж истца вышеуказанных периодов, в остальной части оспариваемое решение пенсионного органа является правомерным.

Период работы Черняева И.В. с 01 октября 2001 года по 13 сентября 2004 года в должности тренера-преподавателя Карсунской ДЮСШ нельзя засчитать в педагогический стаж, так как согласно п.12 Правил исчисления периодов работы, работа в должностях, указанных в п.2 Списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п.2 Списка.

Поскольку на 1 января 2001 года у истца, даже с учетом включаемых ему судом в стаж периодов, продолжительность работы на педагогических должностях менее 16 лет 8 месяцев, период работы в должности тренера-преподавателя Карсунской ДЮСШ с 01 октября 2001 года по 13 сентября 2004 года зачету не подлежит.

Органами пенсионного фонда частично признан в размере 18 лет 4 месяца 20 дней (на дату обращения с заявлением о назначении пенсии) специальный стаж работы истца в должностях, дающих право на досрочное назначение ему трудовой пенсии, о чем указано в оспариваемом решении от 10 апреля 2012 года руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе.

С учетом общей продолжительности зачитываемых судом в специальный стаж периодов педагогической деятельности Черняева И.В., является преждевременным считать, что он не менее 25 лет осуществлял на день обращения за назначением ему пенсии педагогическую деятельность, дающую право на её досрочное назначение в соответствии с. п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Поэтому оспариваемое решение в части отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии отмене не подлежит.

Суд признает в связи с этим исковые требования Черняева И.В. подлежащими лишь частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черняева Игоря Валентиновича удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить Черняеву Игорю Валентиновичу в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды с 28 ноября 1986 года по 02 декабря 1988 года службы в составе Вооруженных сил СССР, с 01 ноября 1999 года 31 августа 2001 года работы в должности директора Карсунской детско-юношеской спортивной школы.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья           В.А. Корастелев